«БОЛЬШОЙ ОТКАТ НАЗАД». КАКИЕ МИНУСЫ КОНВЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК?
6 апреля, 2022 - 11:41
«БОЛЬШОЙ ОТКАТ НАЗАД». КАКИЕ МИНУСЫ КОНВЕРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСЗАКУПОК?
Автор: Администратор
434

С этого года все региональные тендеры, касающиеся информационной политики, переведены в «конвертную» систему. Ранее средства распределялись через государственные закупки.

 
Это изменение министерство информации и общественного развития внесло 22 декабря 2021 года в правила размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском и региональном уровнях. Что означает конвертная система? Какие у неё риски? На эти вопросы ответила директор «Правового медиацентра» Диана Окремова. 

«Конвертная система – от слова «конверт». Это просто тендер через конверты. Для того чтобы получить госзаказы, теперь СМИ присылают свои заявки с проектными предложениями в министерство информации или в любой орган, который проводит этот конкурс. На основании заявок специальная комиссия, созданная в каждым из этих органов, решает, кому и сколько дать денег», – объясняет Диана Окремова.


«Большой откат назад». Какие минусы конвертной системы госзакупок?

Диана Окремова. Фото из открытых источников

Как написано в правилах, организатором размещения госзаказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне является местный исполнительный орган области, города республиканского значения и столицы.

Организатор на региональном уровне создает региональную комиссию. Эта комиссия не может сама сразу утверждать темы для госзакупок на предстоящий календарный год, но выносит их на республиканскую комиссию. Комиссия несколько раз вырабатывает предложения, основываясь на приоритетных направлениях государственной информационной политики. 

В министерстве информации уточнили, что в республиканской комиссии работает не менее семи человек. В её состав входят представители некоммерческих организаций, СМИ и различных государственных структур. Комиссия выбирает победителей. 

«Решающим критерием для определения победителя является творческое предложение претендентов регионального заказа», – говорится в правилах. 

Здесь речь идёт о негосударственных СМИ. По мнению медиаэксперта, это большой откат назад. 

«Потому что все процедуры непрозрачны, состав комиссии засекречен. Мы также не можем посмотреть, кто победил и сколько денег получил. Парадоксально, но это происходит, когда все переходят на электронную систему, когда государство говорит о прозрачности, подотчётности, борьбе с коррупцией. Конвертная система – очень подозрительная вещь в XXI веке, когда есть альтернатива электронного формата», – считает Диана Окремова. 

Конвертная система появилась не сегодня. В 2017 году в министерстве информации первыми решили её сделать в качестве эксперимента у себя. Смотря, как все региональные госорганы были переведены на эту систему, можем сказать, что в министерстве остались довольными результатами эксперимента.

«До этого мы могли увидеть, какие СМИ, сколько и на что получил деньги. Сейчас можно видеть только общие суммы и общие темы. Но кто из кандидатов сколько денег получает конкретно – нам неизвестно. Причём если раньше это было только в министерстве информации, теперь распространили этот опыт на весь Казахстан. Для демократического общества это подрыв таких ценностей, как возможность доступа граждан к информации о расходовании бюджетных средств, подотчётность, прозрачность деятельности правительства», – убеждена эксперт.

У конвертной системы, кроме коррупциогенности, есть ещё один риск – усиление цензуры. Со слов Окремовой, когда все проходит тайно, заказчики могут активнее влиять на контент редакций, которым они выделяют деньги.

«Наш «Правовой медиацентр» очень долго борется за право доступа к данным о распределении денег. Мы подали в суд на министерство по этой теме, но, к сожалению, суд проиграли. Секретность работы комиссии резко увеличивает коррупциогенность этих процедур и лишает какой-либо конкуренции. Мы не согласны с этим изменением. Считаем, что данные о деньгах налогоплательщиков должны быть открытыми», – подчеркнула Диана Окремова.

В июле 2017 года на сайте министерства информации и общественного развития был опубликован протокол итогов размещения государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне. Но в министерстве отказали медиацентру в предоставлении информации, кто именно получил бюджетные средства общей суммой свыше двух миллиардов тенге. Тогда ОФ «Правовой медиацентр» решил оспорить эти действия в суде, но проиграл. Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев отнёс эти данные к информации «для служебного пользования».

 

Источник: Orda.kz