АВТОРСКОЕ ПРАВО: ЗАЩИЩАТЬ, НЕ НАРУШАЯ
11 декабря, 2006 - 15:59
АВТОРСКОЕ ПРАВО: ЗАЩИЩАТЬ, НЕ НАРУШАЯ
Автор: Администратор
800

Presscenter.kz,



С Ириной Балышевой мы встретились на тренинге «Актуальные вопросы авторского права в деятельности журналиста», организованном Медиа-центром и Фондом Фридриха Эберта. Опытный юрист с многолетней практикой, Ирина призналась, что никогда раньше не участвовала в подобных мероприятиях. «Отлично, что сотрудники Медиа-центра обратили внимание на тему авторского права. Казалось, все ясно изложено в законах, но зачастую у журналистов возникают неразрешимые проблемы». На проблемы в сфере авторского права – юридический взгляд со стороны.

Дарья ДОБРОВОЛЬСКАЯ, г. Костанай

- Ирина, встречались ли в Вашей юридической практике споры, связанные с защитой авторских прав журналистов?

- Подобные гражданские иски не инициировались. В то же время, на семинаре «Актуальные вопросы авторского права в работе журналистов», организованном правовым Медиа-центром, журналисты сообщили о многочисленных фактах нарушений их авторских прав.

- Как Вы думаете, почему журналисты не обращаются в суд?

- Только не из-за нежелания выглядеть «сутяжниками». Причина - в отсутствии практики и недостаточном знании законодательства. У журналистов есть и решимость, и основания к заявлению исков. Подобные прецеденты были бы очень полезны, причем не только для журналистского сообщества. Ведь помимо защиты охраняемых законом интересов задачей гражданского судопроизводства является укрепление законности в обществе в целом и предупреждение нарушений авторских прав впредь. 

- Являются ли журналистские статьи и передачи объектами авторских прав?

- Да. Это следует из статей 971, 972 Гражданского Кодекса РК. Авторское право распространяется на литературные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, содержания и достоинства. Публицистические произведения относятся к литературным. Фотокадр, звуко-теле-видео-записи являются фотографическими и аудиовизуальным произведениями, если созданы в результате творческой и интеллектуальной деятельности.

Исключение составляют радио и телепередачи, а также статьи в печатных средствах массовой информации, которые содержат сообщения о событиях и фактах, имеющих исключительно информационный характер (п. 4) ст. 974 ГК РК). 

Возникает авторское право в силу самого факта создания произведения и независимо от его обнародования. Действовать начинает с момента придания произведению формы (рукопись, видеозапись, фотокадр и т.д.). Авторское право на устное произведение действует с момента его сообщения третьим лицам. 
Регистрировать свое произведение необязательно. Регистрация – это дополнительная защита от неправомерного использования и присвоения авторства. 

- Насколько нашим законодательством защищены права журналистов, как субъектов авторского права?

- Можно сколько угодно сетовать на несовершенство или нерегламентированность законов. Нашей задачей является не критика, а их изучение и правильное применение на практике. Национальное законодательство об авторском праве в целом соответствует международному праву и не настолько является сложным, как это кажется на первый взгляд. В освоении права я советую придерживаться принципа, который выражен в народной пословице « не так страшен черт, как его малюют». 

Я твердо убеждена, что нет непостижимых правовых знаний и не признаю тех юристов, которые сознательно усложняют комментарии правовых вопросов, искусственно создавая в обществе представление о доступности их понимания только для профессионалов. За видимой сложностью юридических понятий всегда кроются простые истины. 

- Приведите пример.

- Понятие интеллектуальной собственности раскрыто в законе как собственность на объективированные результаты творческой деятельности. Анализ статей 6 и 7 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» позволяет разобраться в том, что объективированные результаты творческой деятельности – это конкретные виды произведений науки, литературы и искусства, существующие в письменной или устной форме, а также в форме изображения, звуко- либо видеозаписи. Согласитесь, после такого анализа понимание содержания интеллектуальной собственности стало более доступным. 

То же самое с понятием «обладатель авторских прав (правообладатель)». Первое впечатление, что речь идет об авторе и всех видах его авторских прав. Однако это не так. Обладателем авторского права считается только обладатель имущественных прав на произведение. Таким обладателем может быть не только сам автор, но и любое другое лицо, которому имущественное право передано автором. 

Вообще содержание «имущественных и неимущественных прав автора» схоже с понятиями «исключительных и неисключительных прав автора», которыми изобилует закон, что вносит определенную путаницу. 

Давайте разберемся.

- Личные неимущественные права автора – это права: 1) признаваться автором; 2) использовать произведение под своим именем, псевдонимом или анонимно; 3) обнародовать его и 4) право на неприкосновенность произведения (защита от внесения в него изменений и дополнений без согласия автора). Перечисленные права бессрочно принадлежат только самому создателю произведения, неотделимы от его личности, неотчуждаемы и по наследству не передаются. 

Имущественные права автора по иному называются исключительными правами. Здесь совпадение понятий полное. Они включают в себя право на использование произведения в любой форме и любым способом. Виды возможного использования перечислены в ст. 978 ГК РК и ст. 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах». За каждый вид использования автор имеет право на авторское вознаграждение. 

Неисключительные права - разновидность имущественных прав. Исключительное право становиться неисключительным в том случае, если автор разрешил использовать свое произведение другим лицам. 

Совокупность имущественных (исключительных) и личных неимущественных прав автора и составляет авторское право как таковое. 

- Вы думаете, что все эти знания необходимы журналистам?

- Несомненно. Ведь что важно для журналиста? Не позволять нарушать свои авторские права и самим невольно не стать нарушителями чужих авторских прав. Особенность профессии журналиста относит их в этом плане к группе наибольшего риска.

- Давайте по порядку. Как защитить журналисту свои авторские права?

- Право на то, чтобы имя автора было указано при любом использовании его произведения – безусловное право, которое автор, прежде всего, готов горячо отстаивать. Защитить свое авторство можно, обратившись в суд с исковыми требованиями о признании права, его восстановлении и взыскании морального вреда. В этом случае, наиболее проблемным моментом является сбор доказательств. В суде прежде всего необходимо доказать свое авторство, чтобы требовать его защиты. Иногда при отсутствии регистрации это не так просто сделать. Вспомните горькую историю сомнений в авторстве знаменитого романа Шолохова М. При отсутствии иных доказательств автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. 
Кроме того, авторов интересует право на вознаграждение. Размер и порядок его исчисления устанавливается в авторском договоре. Неплохой типовой авторский договор содержится в Сборнике типовых договоров с комментариями (авторы: Беседин Д.Р., Горелова Т.В., Нарежный В.В. «Издательский дом « Главбух». 2003г.) Обратите внимание, то, как я только что перечислила авторов типового договора, - пример соблюдения чужих авторских прав. Из смысла слова «договор» понятно, что нужно уметь договариваться. О чем договоритесь, то и получите. Вознаграждение определяется в виде процента от дохода за использование произведения либо фиксированной суммой. 

Заключая авторский договор, автор разрешает использовать свое произведение определенным способом и в установленных пределах только тому лицу, которому он передает права (на публикацию, на сообщение произведения в эфир и т.д.). Обязательно в авторском договоре должны быть указаны: 1) способ использования произведения; 2)срок и территорию, на которые передается право; 3) размер вознаграждения. Остальные условия - на усмотрение договаривающихся сторон. 
Авторские договора – это юридическая гарантия защиты имущественных прав автора и получения вознаграждения. Однако в журналисткой среде они практически не заключаются. 
- Как Вы думаете, почему?

- Причин несколько. Прежде всего, влияние оказывает отсутствие в обществе подобных традиций. Это вопрос времени и инициативы. Отказ в заключении авторских договоров со стороны лиц, использующих чужие произведения, следует рассматривать как противоправное поведение и формировать по отношению к подобным фактам отрицательное общественное мнение через те же средства массовой информации. Деловой репутацией со временем будут дорожить все больше. 

Особый порядок оплаты труда журналистов зачастую неправильно воспринимается как выплата, в числе прочего, и авторского вознаграждения. Здесь уместно отметить, что в силу ч. 5 ст. 14 и ч. 2 ст. 11 Закона РК «Об авторском праве и смежных правах» правила о служебных произведениях не распространяются на создание в порядке выполнения служебного задания работодателя газет, журналов и других периодические изданий. Издателю периодических изданий принадлежат только право на использование издания в целом, а авторы конкретных статей, включенных в газеты и журналы, сохраняют исключительные права на их использование независимо от издания. 

Положение о том, что авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме (п.11 ч.1 ст.32 Закона), также не способствует практике заключения письменных авторских договоров. 

- Что необходимо знать, чтобы не нарушать чужие авторские права?

- Можно смело использовать официальные документы, а также произведения народного творчества. Они никогда не являются объектами авторских прав. Любые сообщения в информационных целях о событиях и фактах не совместимы с понятием авторства. Вообще на факты, идеи, методы, принципы, концепции авторское право не распространяется. 

Без согласия автора и выплаты вознаграждения допускается цитирование в информационных целях из правомерно обнародованных произведений. Отрывки из иных газетных и журнальных статей можно воспроизводить в форме обзоров. Для всеобщего сведения в газетах и передачах в эфир можно воспроизводить правомерно опубликованные в других газетах и журналах, а также ранее переданные в эфир статьи и иные произведения по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам. В информационных целях можно воспроизводить политические речи, обращения и доклады, а также произведения, которые стали увиденными или услышанными в ходе событий, о которых сообщалось для всеобщего сведения в обзорах текущих событий. Свободно используются произведения, которые являются общественным достоянием (достояние становится общественным по истечении пятидесяти лет после смерти автора). Как видите, достаточно широкий перечень оснований, когда согласия автора не требуется. В остальных случаях за использование произведений без согласия автора наступает ответственность. 

При любом виде и способе использования объектов авторского права необходимо обязательно указывать имя автора и название произведения, нельзя искажать, изменять, и, конечно же, присваивать чужие творения или их части. 

- Какая наступает ответственность за нарушение авторских прав?

- Санкции статей, предусматривающих административную и уголовную ответственность, достаточно серьезные. В гражданском судопроизводстве, помимо прочих способов защиты прав, возмещаются причиненные убытки, взыскивается моральный вред, а также особая компенсация до пятидесяти минимальных заработных плат (460000 тенге). 

В целом, знание основных начал авторского права имеет серьезное практическое значение, в том числе и для журналистов. Как я уже говорила, в освоении авторского права нет ничего сложного. Мы учимся, познаем и осваиваем информацию всю жизнь. Со своей стороны я готова оказать необходимую юридическую помощь журналистам, которые неоднократно помогали мне своими статьями восстанавливать справедливость по конкретным гражданским делам и спорам.












Семинар-тренинг "Актуальные вопросы авторского права в работе журналиста" 30 ноября-1 декабря г. Костанай. Организатор ОФ " Северо-Казахстанский правовой медиа-центр" при поддержке Фонда Фридриха Эберта







А В Т О Р С К И Й Д О Г О В О Р


о передаче исключительных прав на использование произведения

г.________ "____" ___________ г.


________________ в лице _________________
(наименование организации) (должность, Ф.И.О)


действующего на основании _____________________, именуемый в дальнейшем "Организация", с одной стороны, и ___________________________, именуемый в дальнейшем "Автор", с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. Автор передает Организации исключительные права на созданные им произведения (далее - Произведения) в обусловленных настоящим Договором пределах и на определенный Договором срок, а Организация за предоставление этих прав уплачивает Автору вознаграждение.
1.2. Описание Произведений, на которые передаются права по настоящему Договору, размер авторского вознаграждения, подлежащий уплате Автору, и сроки его выплаты содержатся в Приложениях к настоящему Договору, которые являются неотъемлемой частью настоящего Договора.

2. Способы использования произведения

2.1. Автор передает Организации следующие исключительные права:
- воспроизводить Произведения любым способом и в любой материальной форме, в том числе в печатном виде, на носителях механической записи (MD, CD, VHS), дискетах, компьютерных компакт-дисках (право на воспроизведение); максимальный тираж воспроизведения каждого Произведения каждым способом составляет __________ экземпляров;
- распространять экземпляры Произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т.д. (право на распространение);
- импортировать Произведения с целью их распространения (право на импорт);
- публично показывать Произведения (право на публичный показ);
- сообщать Произведения для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- сообщать Произведения для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
- переводить Произведения на любые языки мира (право на перевод);
- переделывать или иным способом перерабатывать Произведения (право на переработку);
- ____________________________________________________________.
2.2. Автор разрешает переуступать права, указанные в п.2.1 Договора третьим лицам.
2.3. Автор разрешает анонимное использование своих Произведений.
2.4. Права по настоящему Договору считаются переданными с момента подписания соответствующих Приложений, если иной срок передачи не установлен в таком Приложении.

3. Срок Договора

3.1 Автор передает Организации права, указанные в п.2.1 настоящего Договора, на срок ______________.

4. Гарантии и условия

4.1. Автор гарантирует, что он лично создал Произведения и является их единственным автором, а также, что при создании Произведений им не были нарушены авторские или иные права третьих лиц.
4.2 Автор гарантирует, что до передачи прав, указанных в п.2.1 Договора, Организации, никакие права на Произведения не передавались третьим лицам, и что на момент такой передачи по настоящему Договору Автор является обладателем всех передаваемых Организации исключительных прав на Произведения.
4.3. Автор гарантирует наличие у Произведений характеристик, указанных в Приложениях к настоящему Договору.
4.4. В том случае, если к Организации в связи с использованием Произведений в соответствии с настоящим Договором будут предъявлены третьими лицами какие-либо претензии или иски, Автор выступит соответчиком по заявленным требованиям.
4.5. Организация гарантирует выплату Автору авторского вознаграждения в срок, указанный в Приложениях к Договору.
4.6. Организация обязана по требованию Автора предоставлять ему возможность ознакомиться с бухгалтерскими и иными документами, содержащими сведения по использованию произведения в следующем порядке: _______________________________________________________________.

5. Территория действия Договора

5.1. Стороны пришли к соглашению, что использование Произведений способами, указанными в п.2.1 настоящего Договора, может осуществляться на территории ____________________ стран.

6. Ответственность сторон

6.1. В случае нарушения п.п.4.1, 4.2, 4.3 настоящего Договора, Автор обязан возместить Организации убытки в полном размере, а также возвратить сумму выплаченного согласно соответствующему Приложению авторского вознаграждения.
6.2. В случае просрочки в уплате авторского вознаграждения Организация уплачивает Автору неустойку в размере ____ % от просроченной к перечислению суммы за каждый день просрочки.

7. Расторжение Договора

7.1. Стороны вправе расторгнуть Договор по взаимному письменному соглашению в отношении всех или некоторых переданных на основании Приложений к нему Произведений.
7.2. Организация вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке в отношении всех или некоторых, переданных на основании Приложений к нему Произведений, в случае нарушения Автором п.п.4.1, 4.2, 4.3 настоящего Договора.
7.3. Автор вправе расторгнуть Договор в случае нарушения Организацией п.4.6 настоящего Договора.

8. Обстоятельства непреодолимой силы

8.1. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Договору в случае действия обстоятельств непреодолимой силы, прямо или косвенно препятствующих исполнению настоящего Договора, то есть таких обстоятельств, которые независимы от воли Сторон, не могли быть ими предвидены в момент заключения Договора и предотвращены разумными средствами при их наступлении.
8.2. К обстоятельствам, указанным в п.8.1 Договора относятся: война и военные действия, восстание, эпидемии, землетрясения, наводнения, акты органов власти, непосредственно затрагивающие предмет настоящего Договора, ____________________ и другие события, которые компетентный арбитражный суд признает и объявит случаями непреодолимой силы.
8.3. Сторона, подвергшаяся действию таких обстоятельств, обязана немедленно в письменном виде уведомить другую Сторону о возникновении, виде и возможной продолжительности действия соответствующих обстоятельств. Если эта Сторона не сообщит о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, она лишается права ссылаться на него, разве что само такое обстоятельство препятствовало отправлению такого сообщения.
8.4. Наступление обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей, при условии соблюдения требований п.8.3 настоящего Договора, продлевает срок исполнения договорных обязательств на период, который в целом соответствует сроку действия наступившего обстоятельства и разумному сроку для его устранения.
8.5. В случае если обстоятельства, предусмотренные настоящей статьей, длятся более ______ месяцев, Стороны совместно определят дальнейшую юридическую судьбу настоящего Договора.

9. Прочие условия

9.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение _____________.
9.2. Споры и разногласия, возникающие из настоящего Договора или в связи с ним, будут решаться Сторонами путем переговоров. В случае недостижения согласия спор передается на рассмотрение в суд.
9.3. Любые изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, только если они составлены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями обеих Сторон. Под письменной формой Стороны для целей настоящего Договора понимают как составление единого документа, так и обмен письмами, телеграммами, сообщениями с использованием средств факсимильной связи, позволяющими идентифицировать отправителя и дату отправления.
9.4. Любые дополнения, протоколы, приложения к настоящему Договору становятся его неотъемлемыми частями с момента их подписания уполномоченными представителями обеих Сторон.
9.5. Во всем, что не оговорено в настоящем Договоре, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.
9.6. При изменении наименования, адреса, банковских реквизитов или реорганизации Стороны информируют друг друга в письменном виде в _______ срок.
9.7. Настоящий Договор и приложения к нему составлены в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Подписи сторон


Сборник типовых договоров с комментариями
(Авторы: Беседин Д.Р., Горелова Т.В., Нарежный В.В. «Издательский дом « Главбух». 2003г.)