Сноска. Проект Закона отозван - постановлением Правительства РК от 10 ноября 2004 г. N 1174 .
Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан
"Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан"
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы и гарантии охраны здоровья граждан в Республике Казахстан, регламентирует участие государственных органов, физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в реализации конституционного права граждан на охрану здоровья.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
анатомический дар - пожертвование органов и тканей;
биологическая смерть - прекращение жизнедеятельности организма, при которой жизненно важные функции необратимо угасли, конечная стадия существования живой системы организма;
гарантированный объем бесплатной медицинской помощи - единый на всей территории Республики Казахстан объем медицинской помощи, оказываемой всем гражданам Республики Казахстан;
гомеопатия - метод лечения больных малыми дозами лекарственных средств;
добровольное медицинское страхование - страхование, осуществляемое в силу волеизъявления сторон, по оказанию гражданам дополнительных услуг сверх бесплатного гарантированного объема медицинской помощи;
донор - человек, труп человека, животное, от которого производится переливание донорской крови, ее компонентов, взятие мужского донорского материала (спермы) или трансплантация (пересадка) органа (части органа) или ткани к реципиенту;
инсеминация - искусственное введение мужского донорского материала (спермы) в половые пути женщины;
медицина катастроф - служба экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
медицинская реабилитация - комплекс лечебных мер воздействия, направленных на восстановление нарушенных или утраченных функций и здоровья больных и инвалидов;
охрана здоровья граждан - комплекс государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение и лечение заболеваний, улучшение качества жизни граждан;
патогенетические препараты - лекарственные средства, используемые для лечения болезней, механизм развития которых обусловлен основным заболеванием больного;
периодические протоколы - перечень обязательного объема обследования и лечения больного с конкретным заболеванием, основанный на достижениях медицинской науки и практики на данном этапе;
поведенческие расстройства - нарушения поведения человека, вызванные психогенными факторами и проявляющиеся в нарушении двигательных, эмоционально-волевых и мыслительных актов;
психоактивные вещества - химические вещества, которые при однократном приеме оказывают воздействие на психические и физиологические функции, поведение человека, а при длительном употреблении вызывают психическую и физическую зависимость;
реципиент - пациент, которому производится переливание донорской крови или ее компонентов, введение мужского донорского материала (спермы) либо трансплантация (пересадка) органа (части органа) или ткани от донора;
трансплантация - пересадка, приживление тканей и органов на другое место в организме или в другой организм;
эвтаназия - удовлетворение просьбы больного о быстром и безболезненном наступлении его смерти введением каких-либо лекарственных или иных средств, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию его жизни.
Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
об охране здоровья граждан
1. Законодательство Республики Казахстан об охране здоровья граждан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные нормы, то применяются нормы международного договора.
Статья 3. Принципы государственной политики
в области охраны здоровья граждан
Государственная политика Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан проводится на основе следующих основных принципов:
1) доступности и преемственности гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
2) социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья;
3) научной обоснованности и профилактической направленности медико-санитарных и медико-социальных мероприятий;
4) ответственности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих лиц.
Статья 4. Компетенция Правительства Республики Казахстан
в области охраны здоровья граждан
Правительство Республики Казахстан:
разрабатывает и реализует единую государственную политику в области охраны здоровья граждан;
утверждает программы в области охраны здоровья граждан;
руководит деятельностью центральных и других исполнительных органов по вопросам охраны здоровья граждан;
утверждает перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также льготы при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим указанными заболеваниями;
определяет перечень заболеваний, лечение которых запрещается в негосударственном секторе здравоохранения;
утверждает правила направления граждан Республики Казахстан на лечение за пределы Республики Казахстан;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Статья 5. Компетенция уполномоченного органа
в области здравоохранения
Уполномоченный орган в области здравоохранения:
проводит единую государственную политику в области охраны здоровья граждан;
осуществляет взаимодействие с общественными организациями по реализации государственных, отраслевых программ по охране здоровья граждан;
координирует деятельность республиканских государственных медицинских, научно-исследовательских и санитарно-эпидемиологических организаций;
осуществляет контроль за деятельностью территориальных органов и организаций здравоохранения, независимо от форм собственности;
анализирует состояние здоровья населения;
утверждает периодические протоколы диагностики и лечения больных;
устанавливает порядок проведения специальных мер профилактики заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
обеспечивает оказание высокоспециализированной медицинской помощи больным;
устанавливает порядок выдачи листа или справки временной нетрудоспособности;
определяет перечень медицинских показаний к проведению хирургической стерилизации для предупреждения беременности у женщин;
определяет совместно с заинтересованными государственными органами порядок проведения смены пола лиц с расстройствами половой идентификации;
устанавливает порядок оказания гомеопатической помощи гражданам;
утверждает список основных (жизненно важных) лекарственных средств, предназначенных для оказания лекарственной помощи в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
утверждает правила обеспечения медицинских организаций, основанных на праве государственной собственности, противотуберкулезными и противодиабетическими препаратами, закупаемых централизованно;
определяет перечень патогенетических препаратов, необходимых для лечения больных туберкулезом в республиканских медицинских организациях;
организует заготовку крови и ее компонентов, производство препаратов крови;
осуществляет централизованный закуп вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для иммунизации населения;
организует планирование и проведение мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, проведение научных исследований в области медицины катастроф, методическое руководство формированиями службы медицины катастроф, проведение обучения населения и спасательных формирований приемам медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях;
определяет порядок проведения клинических и медико-биологических экспериментов, применения новых методов диагностики и лечения;
устанавливает критерии определения биологической смерти человека;
определяет порядок проведения патологоанатомического вскрытия;
утверждает правила о порядке и условиях изъятия, проведения трансплантации тканей и (или) органов (части органов) от человека к человеку, от трупа к человеку и от животных к человеку;
определяет перечень медицинских противопоказаний к помещению детей с дефектами физического или психического развития, а также инфицированных ВИЧ в дома ребенка и учебно-воспитательные организации общего назначения;
обеспечивает преемственность среднего специального и высшего медицинского и фармацевтического образования;
осуществляет контроль за качеством подготовки медицинских и фармацевтических кадров;
определяет и обеспечивает потребность республики в медицинских, фармацевтических, научных и педагогических кадрах.
Статья 6. Полномочия органов местного государственного
управления в области охраны здоровья граждан
1. Местные представительные органы областей (города республиканского значения, столицы) Республики Казахстан:
утверждают региональные программы в области охраны здоровья граждан;
утверждают региональные программы обеспечения лекарственными средствами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, а также представляющих опасность для окружающих, и населения - при чрезвычайных ситуациях;
утверждают отчеты об исполнении соответствующих бюджетов в части расходов на охрану здоровья и реализацию региональных программ.
2. К ведению местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы) относятся:
обеспечение комплекса необходимых условий жизнедеятельности населения, способствующих развитию и укреплению здоровья, воспроизводству здорового населения, профилактике заболеваний и санитарно-эпидемиологическому благополучию;
организация ресурсного, кадрового, финансового обеспечения отрасли здравоохранения, участия населения в реализации государственных программ по охране здоровья;
руководство и координация деятельности областных, городских, районных и сельских организаций здравоохранения;
развитие межотраслевого сотрудничества;
развитие многоукладной медицины и массового физкультурно-оздоровительного движения;
реализация региональных программ обеспечения лекарственными средствами лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и населения - при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение оказания населению первичной медико-санитарной (доврачебной и врачебной), квалифицированной и специализированной медицинской помощи, в том числе, профилактика и лечение социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, включая лекарственное обеспечение;
обеспечение региональных медицинских организаций противодиабетическими препаратами, за исключением закупаемых централизованно уполномоченным органом в области здравоохранения;
организация заготовки крови и ее компонентов, обеспечение препаратами крови региональных государственных медицинских организаций;
обеспечение патогенетическими препаратами для лечения больных туберкулезом, таблетированными формами сахароснижающих препаратов для лечения больных диабетом, лекарственными средствами больных после трансплантации почек, детей, больных лейкемией, химиопрепаратами онкологических больных, диализаторами и расходными материалами больных с почечной недостаточностью.
Статья 7. Общественные объединения в сфере охраны
здоровья граждан в Республике Казахстан
Профессиональные союзы, ассоциации врачей и провизоров, средних медицинских работников, производителей медицинской и фармацевтической продукции, Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан и другие общественные объединения в соответствии с их уставами принимают участие в обеспечении охраны здоровья граждан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Ответственность работодателей за создание
условий, обеспечивающих сохранение здоровья
граждан
Работодатели, независимо от форм собственности, в соответствии с законодательством Республики Казахстан ответственны за:
экологическое благополучие, обеспечение здоровых условий труда, быта и отдыха работников;
информирование государственных органов надзора и контроля о состоянии окружающей и производственной среды;
выполнение требований законодательства Республики Казахстан в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
информирование работников о вредных факторах производства;
вред, причиненный здоровью работников, обусловленный производственной деятельностью;
нарушение законодательства Республики Казахстан в области охраны здоровья граждан.
Глава 2. Организация охраны здоровья
граждан в Республике Казахстан
Статья 9. Организация медицинской помощи населению
1. Организация и оказание медицинской помощи населению в Республике Казахстан осуществляются уполномоченным органом в области здравоохранения, органами государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы), организациями здравоохранения независимо от форм собственности и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, входящими в систему здравоохранения, в порядке, установленном законодательством.
2. Основу системы здравоохранения, обеспечивающей доступность и получение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи гражданам, составляют:
фельдшерский пункт, фельдшерско-акушерский пункт;
семейная и сельская врачебная амбулатория, территориальная поликлиника, сельская участковая больница;
центральная районная больница, районная больница, консультативно-диагностическая поликлиника, диспансеры, женская консультация;
областная и городская больницы, областные диспансеры;
областной (городской) консультативно-диагностический центр, центр СПИД, родильный дом, перинатальный центр, центр крови;
больницы и станции скорой медицинской помощи, территориальный центр медицины катастроф, а также стоматологические клиники всех уровней;
республиканские лечебно-профилактические организации и центры, клиники научных центров и научно-исследовательских институтов.
Юридические и физические лица вправе открывать иные медицинские организации, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
Статья 10. Обеспечение санитарно-эпидемиологического,
экологического благополучия и радиационной
безопасности населения
1. Санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационная безопасность населения обеспечиваются проведением комплексных мероприятий уполномоченными органами и работодателями в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
2. Уполномоченный орган в области здравоохранения, органы государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы), органы ведомственных медицинских служб Республики Казахстан обязаны через средства массовой информации информировать население о выявленных вредных факторах экологического, естественного, техногенного и производственного характера, угрожающих жизни и здоровью людей с целью предупреждения и профилактики заболеваний.
Статья 11. Медико-социальная помощь гражданам
1. Медико-социальная помощь гражданам включает систему мер по созданию и развитию сети организаций медико-социального типа, предоставление жилищно-бытовых льгот, обеспечению выполнения работодателями медицинских рекомендаций по оздоровлению работающих, организации рационального режима труда и питания.
2. Гражданам, страдающим врожденными, приобретенными, острыми и хроническими заболеваниями, а также последствиями перенесенных травм, оказывается медицинская, физическая, психологическая и социальная реабилитация в соответствующих лечебно-профилактических и оздоровительных организациях.
3. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, медико-социальная помощь, включая лекарственное обеспечение и диспансерное наблюдение, обеспечивается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) в порядке, установленном законодательством.
4. Гражданам, которым показано установление группы инвалидности, диагностическая помощь государственными организациями здравоохранения оказывается в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Статья 12. Специальные меры профилактики заболеваний,
представляющих опасность для окружающих
Государственные органы в области здравоохранения и организации здравоохранения, медицинские работники осуществляют выявление заболеваний (в том числе и конфиденциальное), представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психические и поведенческие расстройства, венерические заболевания, лепра, СПИД и карантинные инфекции), а также принимают специальные меры их профилактики.
Статья 13. Оказание медико-санитарной помощи
больным туберкулезом и диабетом
1. Больные туберкулезом подлежат обязательному диспансерному наблюдению и лечению, обеспечиваются санаторно-курортным лечением, необходимыми лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
2. Больные, выделяющие микобактерии туберкулеза, подлежат обязательной госпитализации, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Больные диабетом подлежат обязательному диспансерному наблюдению, лечению и обеспечению необходимыми лекарственными средствами в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Статья 14. Оказание медико-санитарной помощи больным
венерическими заболеваниями и СПИДом
По представлению уполномоченного органа в области здравоохранения, органов государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) и организаций здравоохранения для своевременного выявления и лечения лиц, заболевших венерическими заболеваниями и СПИДом, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) создаются специальные центры, лаборатории, кабинеты, больницы и диспансеры.
Статья 15. Оказание медико-санитарной помощи лицам,
страдающим психическими заболеваниями и
поведенческими расстройствами,
и их реабилитация
Оказание медико-санитарной помощи лицам, страдающим психическими и поведенческими расстройствами, и их реабилитация осуществляются на основаниях и в порядке, установленных законодательством.
Статья 16. Оказание медико-санитарной помощи лицам,
страдающим заболеваниями вследствие
употребления психоактивных веществ
1. Уполномоченный орган в области здравоохранения и местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) обеспечивают систему мер по предупреждению и лечению заболеваний, возникших вследствие употребления психоактивных веществ.
2. По представлению уполномоченного органа в области здравоохранения, органов государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) и организаций здравоохранения местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы) организуют специальные кабинеты, больницы и диспансеры длх лечения указанных категорий больных, включая конфиденциальное лечение.
Статья 17. Оказание медицинской помощи гражданам,
свобода которых ограничена
1. Гражданам, отбывающим наказание по приговору суда вне места лишения свободы, помещенным в изоляторы временного содержания, специальные учреждения, медико-санитарная помощь оказывается на общих основаниях.
2. Лица, помещенные в следственные изоляторы и отбывающие наказание в местах лишения свободы, обслуживаются медицинскими службами органов юстиции.
3. В учреждениях, исполняющих наказание, осуществляется раздельное и отдельное содержание осужденных больных разными инфекционными заболеваниями от здоровых, в том числе с обязательным разграничением в содержании и лечении лиц, больных заразной формой туберкулеза.
Статья 18. Оказание медицинской помощи государственным
служащим, военнослужащим, работникам органов
внутренних дел, органов национальной
безопасности
Государственным служащим, военнослужащим, работникам органов внутренних дел, органов национальной безопасности медицинская помощь оказывается медицинскими организациями этих ведомств. При их отсутствии по месту прохождения службы или месту жительства или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях соответствующих отделений, специалистов либо специального оборудования медицинская помощь оказывается в медицинских организациях уполномоченного органа в области здравоохранения и органов государственного управления здравоохранением областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) за счет бюджетных средств в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Статья 19. Порядок хирургического вмешательства,
переливания крови и применения сложных
методов диагностики
1. Хирургические операции, переливание крови, сложные методы диагностики в условиях стационара применяются с письменного согласия больных, а больным, не достигшим восемнадцатилетнего возраста, больным с психическими расстройствами - с письменного согласия их родителей, опекунов или попечителей, близких родственников.
2. Согласие может быть отозвано, за исключением тех случаев, когда врачи уже приступили к медицинскому вмешательству и его прекращение или возврат невозможны в связи с угрозой для жизни и здоровья данного лица.
3. В случаях, когда промедление хирургического вмешательства, переливания крови, применения сложного метода диагностики угрожает жизни больного, а получить согласие указанных лиц не представляется возможным, решение принимает врач или врачебная комиссия.
Статья 20. Проведение клинических и медико-биологических
экспериментов, применение новых методов
диагностики, лечения
1. Клинические и медико-биологические эксперименты проводятся на животных, при наличии положительных результатов - на человеке, с его письменного согласия или по контракту, составленному в присутствии его законного представителя.
2. Эксперимент прекращается на любом этапе по требованию испытуемого, а также в случаях возникновения угрозы его жизни, здоровью. Лечебно-профилактические организации применяют только экспериментально подтвержденные методы профилактики, диагностики, лечения по специальному разрешению уполномоченного органа в области здравоохранения.
Статья 21. Определение момента биологической смерти.
Условия отключения поддерживающей жизнь
аппаратуры
1. Констатация смерти осуществляется врачом или фельдшером.
2. Поддерживающая жизнь аппаратура может быть отключена только в случаях констатации биологической смерти или необратимой гибели всего головного мозга (смерть мозга), в порядке, утверждаемом уполномоченным органом в области здравоохранения.
3. Запрещается участие специалистов, обеспечивающих изъятие органов и тканей для последующей трансплантации, в констатации биологической смерти донора.
4. Осуществление эвтаназии запрещается.
Статья 22. Проведение патологоанатомического вскрытия
1. Патологоанатомическое вскрытие проводится в целях получения данных о причинах смерти и уточнения диагноза заболевания.
2. При отсутствии подозрения на насильственную смерть и наличии письменного заявления родственников, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, выдача трупа разрешается без проведения вскрытия, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
3. По требованию членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего может быть произведена независимая медицинская экспертиза в порядке, утвержденном уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 23. Анатомический дар
1. Анатомический дар может быть сделан посредством завещания дарителя и становится действительным после его смерти. Завещание об анатомическом даре может быть аннулировано дарителем. Родственники могут оспорить завещание в судебном порядке.
2. Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат.
3. В соответствии с законодательством Республики Казахстан в качестве анатомического дара признаются также трупы лиц, определенные как неопознанные и невостребованные.
Глава 3. Донорство и трансплантация
Статья 24. Донорство крови и ее компонентов
Донорство и порядок переливания крови и ее компонентов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 25. Трансплантация тканей и органов
1. Донором по трансплантации тканей и органов может быть человек, труп человека, а также животное.
2. Принудительное изъятие тканей и органов человека и их пересадка запрещаются. Ткани и органы человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Лица, допустившие такие деяния, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Действие пункта 2 настоящей статьи Закона не распространяется на препараты и пересадочные материалы, для приготовления которых использованы тканевые компоненты.
3. Вывоз тканей и органов человека за пределы Республики Казахстан запрещается.
4. Живым донором может быть лицо, находящееся с реципиентом в генетической связи (за исключением случаев пересадки костного мозга), прошедшее всестороннее медицинское обследование и имеющее заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов (части органов) и (или) тканей.
У живого донора, с его письменного согласия, подлинность подписи которого засвидетельствована нотариусом, может быть изъят для трансплантации один из парных органов, часть органа или ткани, отсутствие которых не повлечет за собой необратимого расстройства здоровья.
5. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) у умерших лиц для целей трансплантации может быть произведено только при констатации биологической смерти, зафиксированной консилиумом врачей-специалистов.
6. Медицинское заключение о необходимости трансплантации тканей и (или) органов (части органов) дается консилиумом врачей соответствующей организации здравоохранения.
7. Трансплантация тканей и (или) органов (части органов) осуществляется с письменного согласия реципиента либо с письменного согласия родителей или законного представителя несовершеннолетнего реципиента либо реципиента, признанного в установленном законодательством порядке недееспособным.
Реципиент должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством.
8. Изъятие тканей и (или) органов (части органов) от трупов производится в организациях здравоохранения. Консервация и трансплантация тканей и (или) органов (части органов) допускается только в государственных организациях здравоохранения при наличии разрешения уполномоченного органа в области здравоохранения на осуществление указанной деятельности.
9. Врачам и иным сотрудникам организаций здравоохранения запрещается разглашать сведения о доноре и реципиенте. Разглашение таких сведений влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 26. Права и социальная защита доноров
тканей и органов
1. Донор, изъявивший согласие на изъятие своих тканей и (или) органов (части органов), вправе требовать от организаций здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию тканей и (или) органов (части органов).
2. Донор имеет право получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в организации здравоохранения в связи с проведенной операцией.
3. При нанесении вреда медицинскими работниками, связанного с выполнением донорских функций, донор имеет право на возмещение ущерба в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Статья 27. Права и социальная защита реципиентов
1. Реципиент, изъявивший согласие на пересадку тканей и (или) органов (части органов), вправе требовать от организаций здравоохранения полной информации о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по трансплантации тканей и (или) органов (части органов).
2. Реципиент имеет право получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в организации здравоохранения в связи с проведенной операцией в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
3. Медицинские работники несут ответственность за трансплантацию инфицированных тканей и (или) органов (части органов) в соответствии с законодательством.
4. В случае трансплантации инфицированных тканей и (или) органов (части органов) реципиенты имеют право на возмещение ущерба в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 28. Искусственная инсеминация, искусственное
оплодотворение, имплантация эмбриона
1. Граждане Республики Казахстан имеют право на искусственную инсеминацию, искусственное оплодотворение, имплантацию эмбриона, осуществляемые в порядке, установленном законодательством.
2. Запрещается использование человеческого эмбриона в научных, коммерческих и промышленных целях.
3. Организации здравоохранения обеспечивают и несут ответственность за соблюдение конфиденциальности донорства и сохранение тайны проведения операции искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
4. Организации здравоохранения несут ответственность за соблюдение порядка и условий донорства половых клеток для искусственной инсеминации, искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, в том числе обследования их на вирусы гепатита В, С, Дельта и ВИЧ.
Глава 4. Лекарственная и протезно-ортопедическая помощь
Статья 29. Лекарственная помощь гражданам
Лекарственная помощь гражданам осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 30. Протезно-ортопедическая помощь
1. Порядок обеспечения инвалидов протезно-ортопедическими изделиями устанавливается уполномоченным государственным органом Республики Казахстан в области социальной защиты.
2. Государство выделяет необходимые средства на проведение научно-исследовательских работ по совершенствованию протезно-ортопедической помощи, внедрение в производство высококачественных протезно-ортопедических изделий, современной технологии, подготовку специалистов, организацию и развитие протезно-ортопедической промышленности.
Глава 5. Права и обязанности государственных и
частных медицинских организаций
Статья 31. Права государственных и частных медицинских
организаций и лиц, занимающихся частной
медицинской практикой
Государственные и частные медицинские организации и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, имеют право:
оказывать профилактическую, диагностическую и лечебную помощь населению в соответствии с полученной лицензией;
нанимать медицинских работников, устанавливать формы и размеры оплаты их труда на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;
выписывать рецепты на лекарства и выдавать справки и листы нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 32. Обязанности государственных и частных
медицинских организаций и лиц,
занимающихся частной медицинской практикой
Государственные и частные медицинские организации и лица, занимающиеся частной медицинской практикой, обязаны обеспечивать:
оказание неотложной медицинской помощи;
доступную, своевременную, качественную, квалифицированную, специализированную и высокоспециализированную медицинскую помощь в соответствии с лицензией;
применение методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, разрешенных уполномоченным органом в области здравоохранения;
своевременное и активное выявление угрожающих жизни и здоровью людей экологически вредных естественных, техногенных и производственных факторов и информирование об этих факторах государственных органов в области здравоохранения;
готовность к работе в экстремальных условиях;
проведение специальных профилактических медицинских мероприятий по предупреждению, диагностике и лечению заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также профессиональных заболеваний;
представление гражданам бесплатной, оперативной и достоверной информации о формах и видах медицинской помощи;
соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и норм, гигиенических нормативов;
взаимодействие и преемственность с другими организациями здравоохранения, независимо от форм собственности;
пропаганду здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое воспитание населения;
условия для подготовки и переподготовки медицинских кадров;
ведение первичных медицинских документов, представление отчетов по формам, видам, в объеме, порядке и в сроки, установленные уполномоченными органами в области здравоохранения и государственной статистики;
соблюдение тайны сведений о болезнях, об интимной и семейной жизни граждан, ставших им известными при исполнении профессиональных обязанностей. Раскрытие этой информации допускается в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
сообщение соответствующим государственным органам в области здравоохранения о случаях заболевания венерическими болезнями, СПИДом, заразной формой туберкулеза, лепрой, микроспорией, трихофитией, чесоткой и другими инфекционными заболеваниями, отравлениями бактериологической и химической природы, психическими и поведенческими расстройствами, представляющими опасность для окружающих, а органам внутренних дел - сведения о лицах, обратившихся по поводу свежих травм, ранений, криминальных абортов, а также о случаях заболеваний, представляющих опасность для окружающих;
взаимодействие с государственными органами, а также промышленными, учебными, торговыми, сельскохозяйственными и другими организациями по вопросам охраны здоровья граждан.
Глава 6. Права граждан в сфере охраны здоровья
Статья 33. Право граждан на медицинскую помощь
1. Граждане Республики Казахстан имеют право на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством.
2. Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи за счет своих личных средств, средств организаций и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Условия и порядок оказания платных медицинских услуг в медицинских организациях и физическими лицами, занимающимися частной медицинской практикой, определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Граждане обеспечиваются экстренной и неотложной медицинской помощью любой ближайшей лечебно-профилактической организацией, независимо от ее ведомственной принадлежности и формы собственности.
4. Граждане имеют право на получение медицинской, фармацевтической, протезно-ортопедической помощи за счет средств государственного бюджета в медицинских и других организациях за рубежом при наличии заключения специализированных медицинских организаций Республики Казахстан о необходимости такой помощи.
Статья 34. Право граждан на смену своего пола
1. Лица с расстройствами половой идентификации имеют право на смену пола.
2. Медицинское освидетельствование лиц с расстройствами половой идентификации осуществляется в соответствии с Правилами, утверждаемыми уполномоченными органами.
Статья 35. Право граждан на отказ от лечения
и медицинского вмешательства
1. Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от оказания неотложной медицинской помощи, обследования, лечения и медицинского вмешательства на любом этапе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 36 настоящего Закона.
2. При отказе от оказания неотложной медицинской помощи, обследования, лечения и медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия.
3. Отказ от оказания неотложной медицинской помощи, обследования, лечения и медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
4. При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста, либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, медицинская организация, а также медицинский работник обязаны обратиться к прокурору для защиты интересов этих лиц.
Статья 36. Обследование, лечение и медицинское
вмешательство без согласия граждан
1. Оказание неотложной медицинской помощи, обследование, лечение и медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя допускаются к лицам:
находящимся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю;
страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
страдающим тяжелыми психическими расстройствами;
страдающим психическими и поведенческими расстройствами и совершившим общественно опасное деяние, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
2. Обследование, лечение и медицинское вмешательство без согласия граждан продолжаются до исчезновения основания, предусмотренного пунктом 1 данной статьи, или по решению суда.
Статья 37. Право граждан на санитарно-эпидемиологическое,
экологическое благополучие и радиационную
безопасность
1. Граждане имеют право на санитарно-эпидемиологическое, экологическое благополучие и радиационную безопасность.
2. Государство обеспечивает сохранение благоприятной окружающей среды, которая не оказывает отрицательного влияния на состояние здоровья настоящего и будущего поколений.
3. Граждане, в установленном законом порядке, имеют право требовать от виновной стороны возмещения вреда, причиненного здоровью как лично, так и через общественные организации по защите прав потребителей и защите прав человека.
Статья 38. Право граждан на обеспечение лекарственной,
протезно-ортопедической помощью
1. Граждане имеют право на обеспечение лекарственной и протезно-ортопедической помощью по медицинским показаниям.
2. Категории лиц, подлежащих льготному обеспечению лекарственными средствами, протезно-ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами лечебной физкультуры и специальными средствами передвижения, а также условия и порядок обеспечения и пользования ими устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
Статья 39. Право граждан, вступающих в брак,
на медико-генетическое обследование
Граждане, вступающие в брак на территории Республики Казахстан, в целях охраны здоровья супругов и их потомства имеют право пройти медицинское или медико-генетическое обследование в организациях здравоохранения по их выбору.
Статья 40. Право граждан на санаторно-курортное
лечение, пользование услугами организаций
оздоровительного профиля
Граждане имеют право пользоваться услугами санаторно-курортных организаций, домов отдыха, профилакториев, пансионатов, туристских баз, спортивных сооружений и других организаций оздоровительного профиля в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 41. Право граждан на информацию о состоянии
своего здоровья и факторах, влияющих
на здоровье
1. Граждане имеют право на получение необходимой информации о состоянии своего здоровья и здоровья своих детей.
2. Граждане имеют право на получение необходимой информации о состоянии здоровья супруга (супруги) и родителей, если иное не установлено законодательством.
3. Граждане имеют право лично или через общественные организации на безвозмездное получение достоверной информации от государственных органов, организаций здравоохранения, а также от других организаций и работодателей о методах профилактики и лечения, об уровне заболеваемости населения, о факторах, влияющих на их здоровье, включая последствия табакокурения, состояние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха.
4. Граждане имеют право на получение от аптечных и лечебно-профилактических организаций полной информации о качестве, безопасности и эффективности назначаемых, реализуемых лекарственных средств.
5. Информацию о состоянии здоровья граждан представляет врач, проводящий обследование и лечение.
6. Граждане имеют право на информацию о возможных методах и способах лечения, на выбор методов, способов, лекарственных средств и инструментария для лечения, если таковой выбор определен возможным по итогам обследования.
Статья 42. Право граждан на возмещение вреда,
причиненного их здоровью
Граждане имеют право на возмещение морального и материального ущерба, причиненного их здоровью государством, работодателями или иными лицами. Основания и порядок возмещения вреда здоровью определяются законодательством Республики Казахстан.
Статья 43. Право матери на охрану здоровья
1. Материнство в Республике Казахстан охраняется и поощряется государством.
2. Женщине предоставляется право самой решать вопрос о материнстве. В целях охраны здоровья женщине, с ее согласия, могут быть проведены современные методы предупреждения нежелательной беременности.
Хирургическая стерилизация проводится в медицинских организациях, имеющих соответствующие лицензии, только с согласия женщины, при наличии медицинских показаний и по собственному желанию.
3. Охрана материнства обеспечивается:
организацией широкой сети специальных медицинских организаций;
лечением по медицинским показаниям основных заболеваний, непосредственно влияющих на репродуктивную функцию женщин и здоровье детей, при поступлении в стационар по уходу за больным ребенком;
рациональным трудоустройством беременных женщин с предоставлением им возможности выполнять медицинские предписания;
предоставлением работающим женщинам отпусков по беременности и родам с выплатой пособий по уходу за ребенком в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
установлением индивидуальных графиков работы и режима неполного рабочего времени, созданием условий для полноценного грудного вскармливания ребенка.
Статья 44. Право детей на охрану здоровья
1. Государство осуществляет защиту прав и интересов детей, обеспечивает их права на условия жизни, необходимые для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
2. Государственные органы, работодатели обеспечивают развитие сети специальных медицинских и детских оздоровительных организаций, ответственны за создание необходимых условий для их эффективной работы.
3. Дети подлежат обязательным периодическим медицинским осмотрам и постоянному диспансерному наблюдению.
4. При стационарном лечении детей:
в возрасте до 3 лет, а также тяжело больных детей старших возрастов, нуждающихся по заключению врачей в дополнительном уходе, матери (отцу) или иному лицу, непосредственно осуществляющему уход за ребенком, предоставляется возможность находиться с ним в лечебной организации с выплатой пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за заболевшим членом семьи;
в возрасте до одного года, находящихся на естественном вскармливании, кормящая грудью мать обеспечивается бесплатным питанием в лечебной организации на весь период пребывания в стационаре по уходу за ребенком.
5. Дети с дефектами физического или психического развития, а также инфицированные ВИЧ имеют право на получение медико-социальной помощи в специализированных детских организациях.
6. Дети в Республике Казахстан имеют право на получение образования и воспитания в области охраны их репродуктивного здоровья. Половое образование и воспитание детей осуществляется в воспитательных и образовательных организациях, независимо от форм собственности, по специально разработанным и утвержденным органами образования и здравоохранения программам.
7. ВИЧ инфицированные дети, оставшиеся сиротами (отказники), имеют право находиться в домах ребенка и учебно-воспитательных организациях общего назначения.
Глава 7. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Статья 45. Обязанности граждан по соблюдению
законодательства об охране здоровья граждан
Граждане обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья, бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих лиц.
Статья 46. Обязанности граждан по соблюдению
медицинских предписаний
1. Для предупреждения распространения заразных болезней граждане обязаны выполнять медицинские предписания в сроки, установленные организациями здравоохранения.
2. Лица, находящиеся на стационарном лечении, обязаны соблюдать режим, действующий в медицинских организациях.
Статья 47. Обязанности граждан по заботе
о здоровье детей
1. Граждане обязаны заботиться о здоровье детей, их физическом, духовном и нравственном развитии, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
2. Беременные женщины обязаны своевременно вставать на медицинский учет, проходить обследование, выполнять медицинские предписания.
3. Родители обязаны вести здоровый образ жизни, способствующий рождению полноценных детей, и после рождения ребенка выполнять медицинские предписания.
Статья 48. Обязанности граждан, больных туберкулезом,
лепрой, венерическими заболеваниями и
карантинными инфекциями
1. Граждане, больные туберкулезом, лепрой, венерическими заболеваниями и карантинными инфекциями, обязаны по требованию медицинских организаций проходить обследование и лечение.
В случае уклонения от обследования и лечения граждане подвергаются освидетельствованию и лечению в принудительном порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Граждане, больные вирусными гепатитами, венерическими заболеваниями обязаны при обращении за экстренной медицинской помощью на догоспитальном этапе информировать медицинский персонал о своем заболевании.
Статья 49. Обязанности граждан по содействию
в транспортировке и оказанию медицинской
помощи больным
Граждане обязаны содействовать транспортировке и оказанию медицинской помощи в случаях, угрожающих жизни больного.
Глава 8. Кадровое обеспечение организаций здравоохранени я
Статья 50. Кадры организаций здравоохранения
1. К кадрам здравоохранения относятся медицинские, фармацевтические, научные, научно-педагогические, педагогические, инженерно-технические работники, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области здравоохранения.
Статья 51. Требования, предъявляемые к медицинским
и фармацевтическим работникам
К руководству медицинской и фармацевтической деятельностью в государственных органах здравоохранения, медицинских и фармацевтических организациях независимо от формы собственности и занятию этой деятельностью в медицинских и фармацевтических организациях, в том числе частной практикой, допускаются лица, прошедшие специальную подготовку и получившие диплом об окончании соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения Республики Казахстан, бывшего СССР, зарубежных стран в соответствии с договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, а также лица, получившие диплом в порядке нострификации.
Статья 52. Восстановление и лишение права на занятие
медицинской и фармацевтической деятельностью
1. Медицинские и фармацевтические работники, не работавшие по своей профессии более трех лет, допускаются к занятию медицинской и фармацевтической деятельностью после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях в порядке, установленном уполномоченным органом в области здравоохранения.
2. Лишение права на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью производится в судебном порядке.
Глава 9. Профессиональные права, обязанности,
ответственность медицинских и фармацевтических работников
Статья 53. Профессиональные права медицинских и
фармацевтических работников
1. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом в области здравоохранения;
совершенствование профессиональных знаний;
переподготовку за счет бюджетных средств или средств работодателя при невозможности выполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья;
страхование профессиональной ошибки, не связанной с небрежным или халатным выполнением своих профессиональных обязанностей, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина;
поощрение за выполнение своих профессиональных обязанностей на высоком качественном уровне.
2. Вмешательство в профессиональную деятельность медицинских и фармацевтических работников со стороны государственных органов и других организаций, а также граждан запрещается, за исключением случаев, когда такая деятельность может причинить вред здоровью и жизни граждан.
Статья 54. Профессиональные обязанности медицинских и
фармацевтических работников
Медицинские и фармацевтические работники обязаны:
информировать пациента о возможности выбора методов и способов лечения, а также используемых средствах и изделиях медицинского назначения, если таковой выбор предусмотрен результатами обследования;
не разглашать ставших им известными при исполнении профессиональных обязанностей сведений о донорах, реципиентах и ВИЧ-инфицированных;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами Республики Казахстан.
Статья 55. Ответственность медицинских и
фармацевтических работников за вред,
причиненный здоровью граждан
Медицинские и фармацевтические работники, а также лица, имеющие право на занятие народной медициной (целительством), за вред, причиненный ими здоровью граждан, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Глава 10. Медицинская экспертиза
временной нетрудоспособности
Статья 56. Удостоверение факта временной
нетрудоспособности
1. Факт временной нетрудоспособности удостоверяется документом - листом или справкой нетрудоспособности.
2. Лист нетрудоспособности предоставляет гражданам право на освобождение от работы и получение пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Справка о временной нетрудоспособности предоставляет гражданам право на освобождение от работы без получения пособия.
Глава 11. Заключительные положения
Статья 57. Ответственность за нарушение
настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Президент
Республики Казахстан