Программа повышения имиджа судебной системы Республики Казахстан (утверждена пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан 20 марта 2003 года)
31 января, 2014 - 11:25
Программа повышения имиджа судебной системы Республики Казахстан (утверждена пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан 20 марта 2003 года)
Автор: Администратор
786

Программа повышения имиджа судебной системы Республики Казахстан (утверждена пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан 20 марта 2003 года)



1. Общая часть


Программа повышения имиджа судебной системы Республики Казахстан (далее — Программа) разработана в целях реализации Концепции правовой политики и определяет приоритеты, направленные на формирование позитивного общественного мнения о работе судов, дальнейшее развитие их открытости и доступности для граждан и средств массовой информации.


Программа отражает основные информационные, организационные, кадровые и правовые мероприятия по укреплению имиджа судей и судов республики.


2. Анализ состояния проблемы


В стране создана судебная система, способная обеспечить эффективную защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц. Одним из результатов проводимой в республике правовой реформы стало утверждение судебной власти в системе государственного механизма и реальная независимость судов от исполнительных органов.


Вместе с тем, в обществе нет объективного и полного представления о проводимой судебной реформе, ее конкретных результатах, имеющихся проблемах в деятельности судов, работе по искоренению нарушений норм судейской этики, борьбы с коррупцией. Остаются нереализованными конституционные положения об участии в уголовном судопроизводстве присяжных заседателей, об усилении судебного контроля по обеспечению защиты прав граждан на личную свободу, судебного санкционирования ареста и других процессуальных действий. Имеются проблемы по реальному исполнению судебных решений. Широко распространены факты публичной критики законно принятых судебных решений, вступивших в силу. Не в полной мере обеспечивается действительное равенство сторон и состязательность в судебном процессе. В этой связи становится очевидным, что без улучшения качества и содержания работы самих судов повышение имиджа судебной системы невозможно.


Население нуждается в квалифицированной юридической помощи, особенно в отдаленных сельских районах. Не решены вопросы кадрового обеспечения деятельности судов. Остается низким уровень профессиональной подготовки юристов, участвующих в конкурсе на занятие должности судьи. Стажировка кандидатов в судьи проводится формально.


Продолжает иметь место неисполнение конституционных требований по обеспечению судей жильем, недостаточна материально-техническая оснащенность судов залами судебных заседаний, техническими средствами, транспортом.


Не установлена постоянная связь судебной системы со СМИ по полному и своевременному доведению до широкой общественности позитивных результатов деятельности судов, закреплению в общественном сознании важной роли правосудия в жизни государства. В целях обеспечения объективного информационного освещения деятельности судебной системы требуется дополнительное образование своих СМИ, печатных органов и изданий.


Причинами, негативно влияющими на имидж в целом, являются:


— имеющиеся недостатки в деятельности самой судебной системы;


— недостаточная эффективность информационных сообщений о деятельности органов правосудия;


— отсутствие целевого финансирования на соответствующие мероприятия по повышению имиджа;


—                одностороннее, необъективное отражение фактов, характеризующих деятельность судов, средствами массовой информации.


3. Цель и задачи Программы


Принятие данной Программы нацелено на решительный поворот в работе по повышению имиджа судебной системы. При этом ставится цель повышения имиджа органов правосудия как определяющего звена в обеспечении верховенства закона, защите прав граждан и организаций.


Реализация Программы предполагает решение следующих задач:


— осуществление организационных и практических мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа судебной системы, позволяющих оперативно оценивать состояние системы после каждого нововведения и при необходимости вносить коррективы;


— дальнейшее реформирование и совершенствование имеющихся правовых институтов, а также организационное и материально-техническое укрепление судов;


— создание системы комплексного информационного обеспечения деятельности судов;


— реальное обеспечение предусмотренных законом социальных гарантий независимости судей;


—                развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и информационного обмена.


4. Основные направления реализации Программы


Изучение общественного мнения. Данное направление предполагает создание механизма постоянного наблюдения и изучения общественного мнения о работе судов в целях его корреляции.


Проведение мониторинговых исследований по различным направлениям деятельности судов актуализируется тем, что именно состояние общественного мнения и отношение населения к органам правосудия является существенным критерием оценки эффективности их деятельности и представляет основу для принятия своевременных и практически значимых решений, направленных на повышение качества деятельности судов, а значит, и формирования их положительного имиджа.


Для повышения объективности и достоверности результатов мониторинговых исследований предполагается организация тесного взаимодействия с независимыми аналитическими и научно-исследовательскими центрами, неправительственными организациями.


Организационное обеспечение. Коренное улучшение материально-технического обеспечения судов требует принятия соответствующих государственных мер. В обществе зреет понимание того, что без создания условий, которые соответствовали бы важности и значимости деятельности судов, не удастся добиться уважения к суду, квалифицированного осуществления правосудия, эффективности судопроизводства и реального исполнения судебных решений.


Прежде всего, следует осуществить меры, связанные с финансовым обеспечением деятельности судебных органов, их материально-техническим положением. Необходимо в соответствии с конституционным положением предусматривать в республиканском бюджете достаточный уровень финансирования, обеспечивающий полностью потребности судов в материально-технической оснащенности. Предусмотреть возможность участия уполномоченного органа в формировании республиканского бюджета в части, касающейся финансирования судебной системы. Кадровое и техническое обеспечение аппарата суда должно повысить оперативность отправления правосудия, культуру работы судебных учреждений, укрепить имидж судов среди общественности. Следует улучшить работу по исполнению судебных решений путем введения реальных механизмов ответственности за неисполнение судебных решений. Необходимо кардинально укрепить материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение деятельности судебных исполнителей, обратить внимание на качественное укрепление аппаратов судов.


На качество работы и формирование достойного имиджа влияет своевременное предоставление зданий с учетом необходимых требований. Заседание суда должно проходить в официальной обстановке, в специально оборудованных залах, оснащенных символами государственной власти, а судья обязан осуществлять правосудие в судейской мантии. При этом следует обеспечивать возможность свободного доступа в залы судебного заседания всех заинтересованных лиц, в том числе, представителей средств массовой информации. Областные суды должны иметь залы, специально оснащенные для отправления правосудия с участием присяжных заседателей.


Судьи должны быть лично и материально независимы. Финансирование судов, обеспечение судей жильем за счет средств республиканского бюджета должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.


В целях обеспечения связи со средствами массовой информации, исключения тенденциозного подхода освещения судебных процессов в периодической печати, во всех местных судах республики необходимо создать (укрепить) пресс-службы, которые будут объективно освещать результаты рассмотрения наиболее актуальных, вызвавших общественный резонанс уголовных и гражданских дел.


Одним из условий повышения качества работы судебной системы является информатизация и компьютеризация всех судов. Следует провести необходимые организационные мероприятия по внедрению информационно-аналитической системы компьютерного распределения судебных дел с учетом специализации и нагрузки судей, исключающей возможность непроцессуальных контактов судьи с участниками процесса до рассмотрения дела.


Немаловажным фактором, содействующим максимальной открытости работы судов является создание единой Базы данных судебных решений, включающей в себя электронный архив текстов решений судов республики с современной системой поиска и классификации. В целях обеспечения прозрачности и гласности работы судов требуется ввести открытость судебной статистики, с учетом данных по количеству и качеству рассмотренных дел.


Кадровое обеспечение. Одно из главных слагаемых повышения уровня правосудия, а следовательно и его имиджа, является усиление этико-правовых начал осуществления правосудия, нравственное воспитание судейских кадров, повышение профессиональной культуры судей, что предполагает системную подготовку кандидатов в судьи и самих судей. Приоритетными являются совершенствование кадровой политики в сфере судов и искоренение фактов коррупции в судейском корпусе.


Судья должен стремиться к установлению высших стандартов поведения и следовать им для того, чтобы укреплять независимость судейства и уважение к нему.


Судья должен быть верным своему призванию, неукоснительно следовать законам, уважать их и вести себя в суде так, чтобы оправдывать общественное доверие к суду, выражать спокойствие, вежливость и учтивость к участникам процесса.


Важным звеном правовой политики и механизма ее реализации являются подготовка и обучение кадров судейского корпуса, принятие мер по повышению образовательного и профессионального мастерства судей, стажировки в судах кандидатов в судьи.


С учетом значимости функции оправления правосудия, к чему готовятся кандидаты в судьи, назрел вопрос о дополнительном выделении средств из бюджета для оплаты им стажировки с отрывом от основной работы.


В настоящее время, при государственных органах существуют специализированные учебные заведения, имеющие цель повышения квалификации работников и подготовку молодых специалистов, соответствующих квалификации.


Одним из важных мероприятий стало образование специального учебного заведения при Верховном Суде — Института повышения квалификации судей и работников судебной системы. Для подготовки судейских кадров следовало бы на базе Института (Академии) создать магистратуру, а также факультет для обучения специальности судьи на основе высшего юридического образования по очной форме.


Правовое обеспечение. Реализация Программы потребует принятия ряда соответствующих нормативных правовых актов, в частности, по вопросам, регламентирующим освещение деятельности судов. Это в значительной степени повлияет на создание устойчивых связей с общественностью, кадровое укрепление структурных подразделений аппаратов судов, в том числе обеспечивающих связь с общественностью и СМИ.


Ожидаемый результат


— качественное улучшение уровня судебной защиты прав и свобод граждан и юридических лиц;


— формирование позитивного имиджа судебной системы в целом;


— повышение доступности, рост доверия к органам правосудия, улучшение мнения населения о судах, их роли и социальной значимости;


— повышение правового уровня информированности населения, их деловой активности по обеспечению защиты своих прав, свобод и законных интересов в судебном порядке.