

В Казахстане снова ищут "врагов". И, как обычно, среди тех, кто защищает свободу, а не угрожает ей.
Что произошло
В мажилисе предложили ужесточить контроль за НПО с иностранным финансированием. Депутат Магеррам Магерамов сказал, что такие организации угрожают нацбезопасности, и приравнял их к иноагентам. Директор Правового медиа-центра Диана Окремова в беседе с корреспондентом BES.media назвала эти заявления дезинформацией и напомнила, что НПО в Казахстане уже давно отчитываются о донорах и суммах через государственный реестр.
детали
10 декабря депутат Магеррам Магерамов из Народной партии Казахстана сказал, что реестр НПО, получающих иностранное финансирование, "ничего не показывает": ни цели, ни суммы, ни отчёты. И обвинил такие организации в возможном финансировании экстремизма, "разжигании розни" и подрыве культурных устоев. Он предложил ужесточить контроль.
"Сколько они конкретно получают, никто не знает. По оценкам некоторых СМИ, это огромные деньги – около 60 млн долларов в год. И оценка, скорее всего, верная", – сказал Магеррам Магеррамов в депутатском запросе на имя заместителя премьер-министра, министра культуры и информации.
"Автоматически приравнивает к иноагентам"
По словам директора Правового медиа-центра Дианы Окремовой, ключевая проблема – в некорректной риторике, где НПО с иностранным финансированием фактически приравниваются к экстремистским и террористическим структурам. Она подчеркнула, что подобные утверждения не только необоснованны, но и опасны.
"Совершенно очевидно, что в Казахстане кто может защищать свободу слова от государства? Естественно, это делают НПО. Кто выступает в роли независимых журналистов? Это тоже в основном организации, которые получают какие-то гранты из зарубежных источников. Но это не означает, что можно организации, которые получают иностранное финансирование, автоматически приравнивать к каким-то людям, которые опасны в плане экстремизма, терроризма", – отметила она.
По словам Дианы Окремовой, депутат именно так и поступил, выступая в мажилисе:
"По сути, депутат в своей речи автоматически это делает. Он приравнивает НПО, получающие иностранное финансирование, к каким-то опасным иноагентам".
"Откуда он взял сумму – непонятно"
Диана Окремова также поставила под сомнение достоверность конкретных цифр, названных депутатом. Ранее он сообщил, что казахстанские НПО якобы получили 60 млн долларов из-за рубежа, но не представил никаких доказательств.
"По факту депутат, на мой взгляд, дезинформирует людей. То есть он использует, например, сумму в 60 миллионов, которую получают неправительственные организации. Откуда он взял эту сумму – непонятно. Никаких подтверждающих фактов, никаких доказательств того, о чём он говорит, нет", – сказала она.
Список неинформативен и опасен
В Казахстане давно существует система отчётности НПО, получающих иностранное финансирование. С 2025 года её планируют расширить: в реестре, помимо названия и БИН организации, будут указываться также источник и сумма полученных средств. Однако, как отмечает Диана Окремова, список в своём нынешнем виде не даёт объективной информации и вводит в заблуждение.
"Если вы посмотрите, почитаете этот список, вы увидите, что там наряду с НПО перечисляются коммерческие компании: какие-то сырные фабрики, заводы по производству шин", – пояснила она.
В результате, по её мнению, документ превращается в "абсолютно бессмысленный винегрет".
Последствия: стигма и самоцензура
Диана Окремова опасается, что подобные выступления депутатов будут иметь долгосрочные негативные последствия. Прежде всего – это усиление недоверия к правозащитным и независимым организациям, а также давление на свободу выражения мнений.
"Люди не сделают выводов. Наслушавшись таких речей, они будут воспринимать НПО как иноагентов, которые действительно продвигают какие-то чуждые ценности", – считает она.
По её словам, это может привести к отказам в регистрации, штрафам и даже приостановке деятельности организаций, а также "не может не повлиять на усиление самоцензуры".
Контекст
С 2018 года Налоговый кодекс обязал лиц, получающих деньги или иное имущество от иностранных государств, иностранцев, а также международных и иностранных организаций, сдавать отчётность в органы государственных доходов.
Это требование распространяется на тех, чья деятельность связана с оказанием юридической помощи, проведением социологических и иных общественных опросов и похожей деятельностью.
В 2022 году в статью 29 Налогового кодекса внесли изменения. Теперь комитет государственных доходов публикует на своём сайте реестр лиц, получивших финансирование из иностранных источников.
Кто оказался в первом реестре
О намерении публиковать персональные данные получателей зарубежных грантов и другой финансовой помощи власти Казахстана говорили ещё в апреле 2023 года. Тогда НПО увидели в этом риск появления аналога закона об "иностранных агентах", как в России, где такие нормы используются против критиков власти и ограничивают свободу слова.
Публичный список физических и юридических лиц, получающих иностранное финансирование, впервые опубликовали в сентябре 2023 года. В него вошли известные медийные фигуры, общественные фонды и иностранные компании.
Спустя несколько дней после публикации списка министр культуры и информации Аида Балаева отметила, что казахстанский реестр не связан с российским законом об "иностранных агентах".
Почему это важно
Такие "инициативы" подаются под соусом заботы о нацбезопасности, но на деле ведут к выжиганию независимого сектора. Общество теряет тех, кто защищает права, мониторит свободу слова, помогает тем, кто оказался без поддержки, привносит в страну экспертность, открытость и диалог. В охоте на ведьм, как всегда, цель – заткнуть неудобных, а не найти виновных.
Источник: Bes.media








