ВАРШАВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБСЕ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ В РЕЖИМЕ ДЕЖАВЮ
21 October, 2025 - 14:10
ВАРШАВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ОБСЕ: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ В РЕЖИМЕ ДЕЖАВЮ
Автор: Администратор
225

Делегаты разделились во мнениях: одни говорят о прогрессе и реформах, другие – о запретах митингов и цензуре прессы.

Участники Варшавской конференции в 2025 году

 

 

Казахстан на площадке обсе

С 6 по 17 октября 2025 года в Варшаве прошла ежегодная конференция ОБСЕ по человеческому измерению. В столицу Польши съехались сотни участников – представители 57 стран-участниц ОБСЕ, международных организаций, журналисты и правозащитники, чтобы обсудить выполнение обязательств в области прав человека. Делегацию от Казахстана составили как независимые правозащитники, критически настроенные к ситуации в стране, так и официальные лица и провластные эксперты.

Зачем нужна Варшавская Конференция 

Варшавская конференция по человеческому измерению – это крупнейшая ежегодная правозащитная встреча в пространстве ОБСЕ. С момента первого форума в 1992 году она стала главной площадкой для мониторинга выполнения обязательств в области прав человека странами-участницами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Конференция традиционно проходит в Варшаве, где находится штаб-квартира Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ).

В течение 10 дней представители правительств 57 государств, международных организаций, неправительственных объединений, журналисты и эксперты обсуждают широкий круг вопросов: соблюдение гражданских и политических прав, развитие демократических институтов, верховенство закона, толерантность, права меньшинств и другие актуальные темы.

Кто выступал от Казахстана

На Варшавской конференции Казахстан был представлен заметно и разнослойно – среди участников были и представители государственных структур, и правозащитники, и журналисты, и НПО, и эксперты из гражданского сектора.

С официальной стороны страну представляли уполномоченный по правам человека Артур Ластаев и директор Центра анализа и информации министерства культуры и информации Казахстана Михаил Комиссаров. Их выступления были посвящены мерам по противодействию домашнему насилию, защите уязвимых групп, развитию правозащитных институтов и новым законам, принятым в Казахстане. Усен Сулеймен, много лет проработавший в правительстве, в основном представляя МИД, выступил как глава общественного фонда National Endowment for Prosperity. Его доклад содержал показатели экономического роста Казахстана.

Конференция ОБСЕ в Варшаве 2025Фото OSCE / Piotr Dziubak
Конференция ОБСЕ в Варшаве 2025

В конференции также участвовали представители казахстанских НПО – Талгат Чабаев с проектом Turkestan kids, Данара Саранова от МОО "ASAA", руководитель Национального альянса профессиональных социальных работников Динара Есимова.

Представителями гражданского общества выступили правозащитница Бахытжан Торегожина, Диана Окремова и Гульмира Биржанова из Правового медиа-центра, журналист Лукпан Ахмедьяров, адвокат Мурат Адам, активистка Жанар Секербаева, Заманбек Тлеулиев от незарегистрированной партии ДВК (в марте 2018 года суд признал политическое движение Демократический выбор Казахстана экстремистской организацией и запретил её деятельность) и другие представители незарегистрированных партий.

Выступления некоторых прибывших из Казахстана проходили в рамках параллельно организованных внепанельных дискуссий, которые не транслировались публично. Темы обсуждений за 10 дней конференции были самые разные – от свободы слова и мирных собраний до гендерного равенства, защиты уязвимых групп и реформ судебной системы.

казахстан и прогресс

На Варшавской конференции по человеческому измерению выступило сразу несколько представителей Казахстана. Почти все они говорили с заметным энтузиазмом – о достигнутом прогрессе, достижениях Казахстана, о партнёрстве с государством, о поддержке правительства. 

Член учёной комиссии при уполномоченном по правам человека в РК и директор Национального фонда содействия процветанию Усен Сулеймен рассказал, что реализация прав человека тесно связана с экономическими возможностями страны и что в этом Казахстан достиг значительного прогресса. В своём докладе спикер ударился в позитивные цифры. 

"Согласно данным Международного валютного фонда, Казахстан лидирует в Центральной Азии и демонстрирует рост по ряду показателей – ВВП, объёмам и темпам роста. В 2025 году прогнозируемый ВВП Казахстана составит 260 миллиардов долларов, что на 15% больше по сравнению с 2022 годом. Годовой темп роста составит почти 13,7%, что отражает как стабильность, так и долгосрочный потенциал", – рассказал Усен Сулеймен.

По его словам, рост экономики позволил стране финансировать реформы – модернизацию судебной системы, цифровизацию, качество госуслуг. Ресурсов хватило и на институты прав человека, которые способствуют качественному диалогу власти и общества. Под институтами прав чедлвека, как оказалось, Усен Сулеймен имел в виду омбудсмена и консультативные органы. Не обошлось и без упоминания священной коровы – зарубежных инвесторов, которые ориентируются на индикаторы прав человека как на сигналы политической стабильности и надёжности.

Директор Усен СулейменКадр из видео конференции ОБСЕ
Директор Национального фонда содействия процветанию

Президент МОО "ASAA" Данара Саранова рассказала, что более 10 лет организация работает с молодёжью в Южно-Казахстанской области, создавая возможности для образования, волонтёрства и социальной активности. По её словам, если у молодёжи нет перспектив, то она становится уязвимой к преступности и радикальным идеям. И решать это надо вовлечением в проекты МОО.

"Всё чаще подростки вовлекаются в наркоторговлю ради быстрых заработков и заканчивают долгими сроками в тюрьме. Мы считаем, что решение заключается в создании альтернатив и вовлечении в проекты, направленные на развитие лидерства, общественную безопасность и цифровую грамотность, способствуя их участию в местных и международных платформах", – сказала она.

По словам Данары Сарановой, молодёжные НПО иногда встречают препятствия в виде сопротивления на местном уровне из-за личных амбиций отдельных чиновников, однако, "там, где правительство, гражданское общество и международные партнёры работают вместе, можно найти реальное и устойчивое решение".

Впрочем, в ходе конференции выступили и другие представители казахстанского гражданского общества с ещё более критичной картиной Казахстана. Они говорили о системных проблемах, которые, по их мнению, ставят под сомнение заявленный прогресс: преследование независимых СМИ, запреты на митинги, давление на адвокатов, недостаточное участие женщин в политике и безнаказанность пыток.

"Инструмент выборочной цензуры"

Одной из главных тем стало положение независимой прессы в Казахстане. По мнению спикеров, давление на медиа осуществляется и через законодательство. Директор Правового медиа-центра Диана Окремова отметила, что новые поправки в закон о СМИ (Закон "О масс-медиа"), введённые под предлогом борьбы с дезинформацией, на практике используются против независимой журналистики. Понятие "ложная информация" сформулировано расплывчато, что даёт властям широкие полномочия блокировать контент или преследовать людей за высказывания в интернете.

"Пока в Европе принят закон о свободе СМИ, направленный на укрепление независимости журналистов и их безопасности, Казахстан принял закон, который можно назвать законом о государственном регулировании СМИ. Ведь основная часть сосредоточена на полномочиях и механизмах контроля министерства информации, но не содержит положений, гарантирующих независимость журналистов, их безопасность и защиту от цензуры", – сказала Диана Окремова.

Юрист Правового медиа-центра Гульмира Биржанова напомнила о резонансной ситуации вокруг "Радио Азаттык": власти отказали  16 журналистам этого СМИ в продлении аккредитации, фактически лишив половину редакции права заниматься профессией.

"Государство, к сожалению, получило инструмент выборочной цензуры: журналистов неугодных СМИ теперь можно просто исключить из профессии, отказав им в аккредитации. Мы призываем признать ситуацию с отказом в аккредитации нарушением международных обязательств Казахстана в области свободы выражения мнений. Нужно добиваться пересмотра новых правил аккредитации, которые ограничивают свободу прессы, и требовать системных изменений", – сказала Гульмира Биржанова.

Юрист Гульмира БиржановаКадр из трансляции конференции ОБСЕ
Юрист Правового медиа-центра Гульмира Биржанова

Спустя неделю после выступления на эту тему, 16 октября, стало известно, что МИД Казахстана продлил аккредитацию 12 журналистам "Радио "Азаттык" – правда, только на три месяца. Среди тех, кто получил продление, – корреспонденты Казахской службы РСЕ/РС и телеканала "Настоящее время". Решение об отказе в продлении аккредитации ещё 16 сотрудникам редакции сейчас оспаривается в суде.

Официальные представители не оставили критику без ответа. Директор Центра анализа и информации министерства информации Михаил Комиссаров в своём выступлении уверял, что новый Закон РК "О масс-медиа" – один из самых прогрессивных на постсоветском пространстве, фактически утверждая, что он создаёт баланс между свободой слова и общественными интересами.

"Принятый в прошлом году Закон "О масс-медиа" демонстрирует системное соответствие как конституционным положениям страны, так и международным стандартам в области прав человека. Его правовая конструкция обеспечивает баланс между правом граждан на получение информации, свободой деятельности журналистов и защитой общественных интересов", – сказал Михаил Комиссаров.

Он подчеркнул, что при разработке учитывались рекомендации ОБСЕ, закон закрепил права журналистов на доступ к информации, защиту источников и ввёл чёткие основания для ограничений "только в целях национальной безопасности, защиты детей, персональных данных и общественной морали".

"В рамках закона сокращён и ограничен одним годом срок исковой давности, сокращён срок предоставлений ответов на запросы средств массовой информации, предусмотрены нормы, направленные на обеспечение правил гарантии деятельности журналистов в особых условиях, сопровождённых риском для жизни и здоровья. Таким образом, очевидно, что Закон "О масс-медиа" и Закон "Об онлайн-платформах" в Казахстане отражают оптимальное сочетание международных обязательств, конституционных гарантий и лучших зарубежных практик", – сказал Михаил Комиссаров.

Журналист Лукпан Ахмедьяров, руководитель ОО "Абырой", на конференции заметил, что официальные лица рисуют картину Казахстана "как форпоста демократии и свободы слова в Центральной Азии", пока на деле в стране продолжают происходить процессы, далёкие от этого.

"Сегодня в заключении находятся журналисты Думан Мухаметкарим, Айгерим Тлеужан, а журналист Айдос Садыков и вовсе был убит. С момента вступления наших стран в ОБСЕ предполагалось, что мы будем стремиться к высоким европейским стандартам в области прав человека и свобод. Однако за эти 30 лет мы видим обратное: авторитарные режимы опускают европейские стандарты до своего уровня", – сказал Лукпан Ахмедьяров.

Журналист призвал ОБСЕ к тому, чтобы начинать выставлять чёткие критерии и дедлайны. К примеру, до конца 2025 года освободить всех журналистов, находящихся в местах лишения свободы.

"Это было бы реальным действием, которое вселило бы надежду и показало, что происходят позитивные изменения. В противном случае через 10-15 лет мы получим Центральную Азию как регион постоянных экономических кризисов и военных конфликтов. И огромные потоки политических беженцев вновь устремятся в Европу", – сказал журналист.

Пресекается даже намерение

Другой острый блок дискуссий касался права на мирные собрания и деятельность гражданского общества. Правила проведения мирных собраний в Казахстане за последние годы неоднократно пересматривали и 25 мая 2020 года подписали Закон "О процедуре организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий и пикетов", который заменил прежнюю редакцию, сократил сроки уведомления, но не отменил требование ждать решения акимата. Формально он перешёл от разрешительного к уведомительному принципу, однако на практике проведение митингов по-прежнему требует согласования и разрешения местных властей. 

Руководитель правозащитного центра Glotion Рустам Жантасов утверждал, что реализовать право на протест в Казахстане практически невозможно – местные власти отказывают гражданам в проведении митингов, ссылаясь на "занятость специально отведённых мест", и тоже привёл цифры.

"Спонтанные собрания или собрания без подачи уведомления, которое по сути является запросом на разрешение, также невозможны. Превентивные задержания, крупные штрафы и административные аресты уничтожают само право на протест. За девять месяцев 2025 года по статье 488 КоАП РК "Нарушение порядка организации и проведения мирных собраний" в судах рассмотрели 376 дел, из которых 97% завершились наказаниями – 121 штраф, 208 административных арестов и 23 предупреждения. Общая сумма штрафов составила около 53 тысяч евро", – рассказал Рустам Жантасов.

Он также сообщил, что министерство юстиции в последние месяцы отказывает независимым инициативам в регистрации НПО – незарегистрированные группы не признаются государством, а их активность грозит штрафами и адмнаказаниями. Рустам Жантасов напомнил, что в парламенте звучат предложения о принятии закона об "иностранных агентах".

Руководитель правозащитного центра Glotion Рустам Жантасов Кадр из трансляции конференции ОБСЕ
Руководитель правозащитного центра Glotion Рустам Жантасов

"Пространство для правозащитной деятельности и работы гражданского общества в Казахстане стремительно сужается. Когда государство боится мирных собраний и независимых организаций, оно на самом деле боится собственных граждан", – резюмировал Рустам Жантасов.

Правозащитный юрист Алишер Кожагулов дополнил картину примерами из регионов. Он рассказал, что даже намерение граждан организовать мирный протест в Казахстане сразу становится поводом для давления со стороны правоохранительных органов. В Петропавловске, по его данным, было зафиксировано не менее восьми случаев преследования людей лишь за обсуждение возможности митингов или поддержку протестных инициатив онлайн.

"Мы фиксируем широкое использование инструментов цифрового наблюдения. Публикации граждан в социальных сетях, таких как Instagram и TikTok, становятся поводом для вызовов в полицию и предупреждений, направленных на сдерживание любой публичной активности. Превентивные задержания и допросы активных граждан создают атмосферу страха и самоцензуры, в которой люди боятся обсуждать общественно значимые вопросы", – рассказал Алишер Кожагулов.

По словам делегатов, давлению подвергаются и те, кто призван защищать права граждан. Адвокат из Казахстана Мурат Адам напомнил, что уже несколько лет подряд адвокатское сообщество бьёт тревогу из-за преследований адвокатов. По его словам, их стараются отстранить от резонансных дел под надуманными предлогами.

"Возбуждение дела в отношении адвокатов Жанны Уразбаховой и Габита Бекетаева после их публичных выступлений по резонансным делам официально преподносится как подозрение в разглашении данных досудебного расследования. Адвоката Динару Жубатову преследуют за профессиональную деятельность и также обвиняют в разглашении данных и клевете", – рассказал Мурат Адам.

Он подчеркнул, что статья 423 УК РК "Разглашение данных досудебного производства или закрытого судебного разбирательства" из защитной нормы превратилась в орудие ограничения законной работы адвокатов.

Адвокат Мурат АдамКадр из трансляции конференции ОБСЕ
Адвокат Мурат Адам

Правозащитница Бахытжан Торегожина подчеркнула, что несмотря на официальные заявления о реформах на практике наблюдаются системные нарушения прав человека.

"Пытки, отсутствие независимого суда и безнаказанность за тяжкие преступления, в том числе и заказные убийства. Я говорю о деле Айдоса Садыкова. Особенно тревожно, когда жертвами становятся журналисты и гражданские активисты, а государство не только не расследует преступления, но и часто само подозревается в причастности. Безнаказанность таких преступлений создает атмосферу страха, цинизма и полного недоверия к властям", – считает Бахытжан Торегожина.

По её словам, независимость судебной системы – это жизненно важное условие существования любого свободного общества, а судья, который боится принимать решения против воли власти, не может обеспечить справедливость.

"Без справедливости нет доверия, нет безопасности и нет прогресса", – резюмировала Бахытжан Торегожина.

 

 

Источник: Bes.media