Предыстория
Дата суда над Темирланом Енсебеком неоднократно менялась. Процесс был назначен на 14 февраля, потом его перенесли, дважды.
В результате главное судебное разбирательство началось 27 февраля в суде Алмалинского района Алматы. Оно затем было прервано по ходатайству прокурора Айнаш Жуаспаевой, просившей вернуть дело на стадию предварительных слушаний, чтобы передать в суд Наурызбайского района.
Прокурор посчитала, что это необходимо из-за того что Темирлан Енсебек, по ее мнению, «совершил преступление», находясь в доме в Наурызбайском районе.
Адвокат подсудимого заявила о несогласии с ходатайством. Судья прошение удовлетворил.
1 апреля адвокат Енсебека со ссылкой на канцелярию суда сообщила Азаттык Азия, что суд возобновится 9 апреля. Судьей назначена Бейнегуль Кайсина. Гособвинителем - Дидар Кабаев.
9 апреля процесс действительно возобновился.
Подсудимого Темирлана Енсебека в суд не привезли. Его подключили онлайн из СИЗО.
В начале заседания Енсебек заявил три ходатайства, в том числе просил предоставить ему возможность присутствовать на заседаниях лично. Звук из его камеры периодически прерывался, подсудимый жаловался, что ему не слышно, о чем говорит его адвокат.
— Я не могу реализовать свою защиту в полной мере. Должен советоваться с моим адвокатом, но у меня нет такой возможности, - заявил Енсебек.
Судья отклонила ходатайство и заявила, что процесс будет проходить в смешанном режиме, то есть заседания будут офлайн, но без участия подсудимого в зале.
Второе ходатайство Енсебека было о допуске к процессу всех независимых журналистов и наблюдателей.
— Раз судебное заседание решено проводить в смешанном режиме: офлайн и онлайн, то прошу предоставить возможность подключения международных наблюдателей, за процессом следят и вдругих городах Казахстана и за пределами страны, - заявила в поддержку ходатайства адвокат Балгабаева, подчеркнув резонанс дела.
Судья ответила: "Те, кто зашли в зал, сидят, вопрос решен".
На протяжении всего заседания снаружи доносились голоса сторонников Енсебека, скандировавших: «Ашық сот!» («Открытый суд!»), «Темірланға бостандық!» («Свободу Темирлану!»). Их не впустили в здание, сославшись на то, что в зале суда нет мест.
Балгабаева отметила также, что в зале присутствуют люди, не являющиеся участниками процесса, журналистами, наблюдателями или сторонниками обвиняемого. Адвокат попросила суд пригласить этмх людей представиться. В этом тоже было отказано.
В своем третьем ходатайстве просил Енсебек изменить меру пресечения с содержания под стражей на домашний арест.
— С учетом того, что я ранее не судим, не представляю угрозу общества, прошу суд разрешить мне вернуться домой, — заявил он.
Прокурор просил суд отказать, утверждая, что Енсебек "совершил экстремистское преступление".
Судья приняла решение оставить ходатайство открытым.
Во время заседания было предоставлено слово отцу Енсебека Марату Турганбаеву, выступающему его общественным защитником. Судья не позволила ему выступать на казахском языке, пояснив, что подсудимый выбрал языком судопроизводства русский. Она попросила понять ее правильно и призвала журналистов не выдергивать слова из контекста.
—Если хотите выступать на казахском, тогда можем объявить языком делопроизводства казахский. Но ваш сын сам изъявил желание проводить процесс на русском, - сказала судья.
В итоге языком судопроизводства оставили русский.
После ходатайств подсудимого прокурор зачитал обвинительный акт. В нем отмечалось, что Темирлан Енсебек “будучи админом паблика
Казньюс 21 января 2024 года, находясь по адресу: Наурызбайский район, дом... с целью оскорбления чести и достоинства граждан русской национальности опубликовал пост под названием “казахстанские рэперы записали трек, посвященный Канделаки”.
Енсебек получил право реагировать на оглашенный обвинительный акт. На вопрос, понятна ли ему суть обвинений, он ответил отрицательно.
— В обвинительном акте написано, что я совершил особо тяжкое преступление против мира и безопасности человечества. Если честно, я не знал, что для казахстанских властей российские пропагандисты являются целым миром. Я даже посмеялся... (на этом месте пропал звук. — Ред.). Это смешно", — заявил Енсебек.
Далее судья спросила у подсудимого, признает ли он вину.
— В чем я должен признаваться, если я ничего не совершал? — ответил Енсебек.
После оглашения обвинительного акта прокурор настоял на том, чтобы начать допрос подсудимого. Адвокат Енсебека просила дать время на подготовку, поскольку ее подзащитный не находится рядом, а она заранее не была предупреждена о вероятности допроса на первом заседании.
Судья объявила перерыв на 10 минут, после чего начался допрос.
Адвокат Балгабаева спросила у Енсебека, когда и почему он создал сатирический паблик, и попросила далее перейти к предъявленному обвинению.
— Я всегда стремлюсь добиться правды. И сатира -\— жанр, когда критика властей идет не в лоб, а через приколы, шутки. Странно, что меня за шутки привлекают по экстремистской статье. Если в стране какая-то абсурдная ситуация, то я пишу об этом. Я создал сатирический паблик в апреле 2021 года. В мае 2021 года ко мне пришли с обыском. Это было первое политическое мотивированное дело. Меня хотели привлечь по статье 174 («разжигание розни» - Ред.). Спустя полтора года дело закрыли в связи с отсутствием состава преступления, — в частности ответил Енсебек.
Он также заявил, что “4 января 2024 года российская пропагандистка Тина Канделаки возмутилась процессом переименований населенных пунктов и железнодорожных станций” в Казахстане.
— Она заявила о проявлениях нацизма в Казахстане как в Балтийских странах. Весь Казахстан был возмущен и оскорблен ее словами. И на следующий день я опубликовал шуточный пост. И в публикации нет ни одного оскорбления. Я адресовал конкретно Тине Канделаки, она по национальности грузинка. Это не против русских. Там нет ни одного оскорбительного слова в отношении русского народа, — сообщил Енсебек.
Темирлана обвиняют в «разжигании межнациональной розни» за пост в паблике Qaznews24 с использованием песни, в тексте которой содержится нецензурная лексика, адресованная этническим русским.
—Я не являюсь ни автором, ни исполнителем. Песня очень старая, ей более 20 лет. Эту песню казахстанцы начали использовать для осуждения российской военной агрессии. Этой песни нет в реестре в запрещенных материалов, — в частности сказал Енсебек по поводу предъявленных обвинений. Он добавил, что за минувший год к нему не обращались ни этнические русские, ни правоохранительные органы с требованием убрать пост как оскорбительный или незаконный.
Судья прервала допрос, указав о наступлении момента, когда в суде прерывается аудио- и видеофиксация.
Следующее заседание назначено на 10 апреля.
Источник: Радио Азаттык