ОБЗОР ГЛАВНЫХ НОВШЕСТВ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ О МАСС-МЕДИА
10 May, 2024 - 15:14
ОБЗОР ГЛАВНЫХ НОВШЕСТВ И ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ О МАСС-МЕДИА
Автор: Администратор
325
 
 
Предлагаем вашему вниманию обзор главных новшеств и изменений в законопроекте о масс-медиа. Напомним, что документ одобрили депутаты Мажилиса, и сейчас он находится на рассмотрении в Сенате.
 
  • Срок исковой давности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации составит один год (ст.38)
  • Срок предоставления ответа на официальный запрос сокращен с семи до пяти рабочих дней (ст.36)
  • Появилась статья о защите прав лиц с инвалидностью – не менее одной телепрограммы новостного характера в период с 16 до 22 часов местного времени обеспечивается сурдопереводом или переводом в виде субтитров (ст.12)
  • Еженедельный объем отечественных теле-, радиопрограмм, на государственном языке по времени должен быть:
с 1 января 2025 года – не менее 55% от общего объема;
с 1 января 2027 года – не менее 60% от общего объема (ст.5-3)
 
  •  Информационное агентство вошло в состав интернет-издания наряду с другими интернет-ресурсами (ст.19)
  •  Собственники интернет-издания должны приступить к распространению сообщений и материалов в течение 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о постановке на учет (ст. 22)
  • Вводится упрощенный порядок аккредитации – автоматизированный процесс аккредитации СМИ и их журналистов посредством выдачи аккредитационной карты через единую медиа-платформу (ст-28)
  • Список обязанностей журналиста пополнился двумя новыми пунктами:
- соблюдать во время посещения особо важных государственных и стратегических объектов установленные требования пропускного и внутриобъектового режимов;
- соблюдать нормы профессиональной этики (этического поведения) (ст. 26)
  • Запрещаются распространение и размещение информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства (ст.11)
  • Новая статья «Правовые гарантии профессиональной деятельности журналиста» (представителя СМИ) обяжет собственника СМИ обеспечить журналиста необходимым оборудованием и обмундированием в условиях, сопряженных с высоким риском для здоровья и жизни, а также возместить вред, если он причинен (ст.27).
  • Государственный информационный заказ исключен из системы государственных закупок (ст.3-4)
  • Гранты предоставляются негосударственным СМИ (в том числе на производство контента для детей и развитие региональных периодических печатных изданий). Объем грантов на государственном языке должен быть не менее двух третей от общего годового объема грантов (ст.33).
  • Уполномоченный орган обеспечивает открытость и прозрачность процедур предоставления и реализации грантов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о доступе к информации (ст.33)
  • В состав Республиканской комиссии по вопросам государственной информационной политики привлекаются представители общественных объединений в области СМИ на основании соотношения не менее одной трети от общего числа членов (ст.32-2).
  • Запрещается занятие профессиональной журналистской деятельностью иностранных СМИ и иностранных журналистов без соответствующей аккредитации. МИД РК вправе отказывать в аккредитации представительствам иностранных СМИ, при этом будет делать это в порядке, определяемом им самим (ст. 30).
  • Общественно-профессиональные советы по вопросам саморегулирования деятельности СМИ создаются на добровольной основе в целях развития медиа отрасли и формируются из представителей профессионального сообщества СМИ. Основная функция советов - разработка Этического кодекса журналистов. Рекомендации советов подлежат обязательному рассмотрению и реагированию государственными органами (ст.41).
 
Также в законе появились новые понятия:
  • мониторинг масс-медиа – процесс сбора и анализа продукции масс-медиа на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан, а также на предмет нанесения вреда нравственному развитию общества и нарушения общечеловеческих, национальных, культурных и семейных ценностей; (ст 1)
 
 - информационный суверенитет – независимость информационного пространства Республики Казахстан, определяющая общественно-политическую самостоятельность граждан в формировании информационной повестки;
 - Интернет-издание - интернет-ресурс, в том числе информационное агентство, прошедший процедуру постановки на учет в уполномоченном органе в качестве средства массовой информации, информационно-коммуникационная инфраструктура которого размещена на территории Республики Казахстан.
 - единая медиаплатформа – информационная система, предназначенная для реализации государственной информационной политики;
 - особый статус журналиста – статус журналиста, предусматривающий защиту прав и свобод журналиста, расширенные права при поиске, запросе, получении и распространении информации, а также иные особые права, установленные настоящим Законом.