2 мая началось рассмотрение дела в отношении журналистки Джамили Маричевой, автора проекта ProTenge, по статье о «распространении ложной информации». Дело рассматривают в межрайонном специализированном суде по административным правонарушениям Алматы.
На суде сотрудник полиции, представляющий обвинение, заявил, что Джамиля Маричева распространила ложную информацию. Судья Алимбек спросил, в чём именно нарушение.
— Я по указанию руководства [управления полиции Бостандыкского района] составил протокол. Мне сказали, что я должен составить протокол. Я составил протокол, — ответил участковый инспектор управления полиции Бостандыкского района Алматы Меиржан Ембергенов.
— Вы должны были вникнуть сначала, в чём правонарушение, правильно? — повторил свой вопрос судья.
— Мне сказали, что она (Маричева. — Ред.) на моём участке и нужно составить протокол. И вот я составил, — ответил полицейский.
Джамиля Маричева заявила, что «в корне не согласна с протоколом», составленном на неё.
— Я считаю, что информация, опубликованная в посте telegram-канала ProTenge, соответствует действительности и никоим образом не нарушает общественный порядок и права и интересы граждан. Я вообще с трудом понимаю, почему к данной публикации привлечено столько внимания и столько представителей начальства полиции, — сказала Маричева на суде.
Далее она выразила возмущение, почему 24 апреля, в день её задержания, представители полиции не уведомили её заранее, не написали на WhatsАpp, а выследили на пробежке. Она полагает, что сотрудники полиции «использовали технические возможности», чтобы узнать её местоположение.
Адвокат Маричевой Асель Токаева спросила у подзащитной, каким образом полицейские могли обнаружили её.
— Это очень хороший вопрос. Никто не знал, что я в тот вечер бегаю. Я нигде не писала, что буду в тот вечер бегать. И я бегаю в разное время, иногда днём, иногда вечером. То есть не было постоянного графика. Соответственно, они (полицейские. — Ред.) использовали какие-то технические возможности. Они фактически отследили, догнали, чтобы доставить [в управление полиции] и составить протокол, — сказала Джамиля Маричева.
Адвокат Джамили Маричевой попросила суд прекратить дело в отношении журналистки за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
Также адвокат ходатайствовала, чтобы суд вынес частное постановление в адрес сотрудников управления полиции Бостандыкского района за «грубейшее нарушение конституционных прав при составлении административного протокола при доставлении для совершения протокола». По сути, это было незаконное административное задержание, резюмировала адвокат.
Рассмотрение дела отложено на 6 мая.
Журналистку Джамилю Маричеву, автора проекта ProTenge, задержали 24 апреля в Алматы во время вечерней пробежки. Она пробыла около часа в управлении полиции Бостандыкского района. В комментарии Азаттыку после выхода оттуда журналистка сказала, что полицейские ей отказали в возможности прийти в полицию на следующий день, напомнив о статье о «неподчинении сотрудникам полиции».
Позже полиция Алматы сообщила, что «по факту распространения ложной информации на telegram-канале ProTenge автор публикации был доставлен в полицию, где составлен административный протокол» по новой статье Кодекса административных правонарушений — «Размещение, распространение ложной информации».
Собранный материал полиция направила в административный суд Алматы.
В январе этого года ProТenge разместил в Telegram'е пост в поддержку Азаттыка, когда редакция публично заявила о трудностях с получением аккредитации — десяткам журналистов МИД отказал в аккредитации или не продлил её. ProТenge в своём посте назвал Азаттык одной из самых сильных команд, делающих важные расследования. Данный пост ProТenge у себя репостнул журналист Асхат Ниязов, автор проекта «Обожаю» в YouTube, после чего узнал, что на него завели административное дело по статье «Клевета» за репост.
На прошлой неделе состоялся суд над Асхатом Ниязовым. Судья постановила прекратить дело за отсутствием состава правонарушения.
Источник: Радио Азаттык