MEDIAQOLDAU: МЕДИА-ЭКСПЕРТЫ ОБРАТИЛИСЬ К ДЕПУТАТАМ МАЖИЛИСА
21 February, 2024 - 10:48
MEDIAQOLDAU: МЕДИА-ЭКСПЕРТЫ ОБРАТИЛИСЬ К ДЕПУТАТАМ МАЖИЛИСА
Автор: Администратор
501
Члену Комитета по социально-культурному развитию 
Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва
Ашимжанову Ж.С.

 
Уважаемые Жанарбек Садыканулы
и члены рабочей группы по проекту Закона РК “О масс-медиа”!
 
Мы, члены рабочей группы по разработке закона о масс-медиа, хотим выразить категорическое несогласие с некоторыми нормами законопроекта, которые противоречат Информационной доктрине Республики Казахстан. 
Также хотим обратить ваше внимание и внимание депутатов Мажилиса Парламента РК на негативные последствия для казахстанской журналистики, свободы слова и медиа-рынка в случае принятия этих норм.
Статья 1, п. 24) масс-медиа – средство массовой информации и интернет-ресурс;
Понятие масс-медиа, предлагаемое в законопроекте, - слишком широкое и включает в себя все интернет-ресурсы. При этом далеко не все интернет-ресурсы выполняют функции СМИ. Закон должен распространяться только на те интернет-издания, которые прошли постановку на учет в уполномоченном органе в качестве СМИ. 
Статья 1, п. 2) упрощенный порядок аккредитации – автоматизация регистрации средств массовой информации посредством единой медиаплатформы для участия на заседаниях, совещаниях и иных мероприятиях, проводимых государственными органами, общественными объединениями и организациями.
В век расцвета информационных технологий введение еще одной - третьей - формы аккредитации – упрощенной – не имеет смысла и противоречит принятой ранее и уже действующей процедуре аккредитации. На практике это может привести к злоупотреблению со стороны государственных органов, избирательному подходу к СМИ. Мы уверены, что аккредитационная карта вполне справится с поставленными задачами, а введение упрощенного порядка аккредитации - излишне. 
Статья 1, п. 42) информация, пропагандирующая суицид, – информация, побуждающая к намеренному лишению собственной жизни человека; предлагаемая новая «Статья __. Информация, пропагандирующая суицид.
В законе о «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» есть понятие информации, представляющей угрозу жизни и и здоровью, в том числе побуждающей к суициду. В законопроекте о масс-медиа также есть ст. 10 “Защита детей при распространении теле-, радиопрограмм 1. Распространение теле-, радиопрограмм, предназначенных для детей, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Основанием для приостановления выпуска масс-медиа либо распространения продукции масс-медиа является распространение информации, пропагандирующей суицид.
Поскольку нормы уже содержатся в законах, считаем, что введение новой статьи будет дублированием и может привести к расширенному толкованию закона. Поэтому эту норму необходимо исключить. 
Статья 14. Объединение понятий «информационное агентство» и «интернет-издание»
Информагенство - это совершенно специфический вид масс-медиа, отличный от интернет-издания. Особенности работы информагентств включают в себя оперативность подачи информации, дополнительную защиту авторских прав, преимущества при постановке на учет. В этой связи мы считаем, что информагентство должно остаться в законе как отдельная единица. 
Статья 21. Собственники информационного агентства или сетевого издания должны приступить к распространению сообщений и материалов в течение десяти рабочих дней со дня получения свидетельства о постановке на учет.
Считаем этот срок слишком коротким, чтобы начать полноценную и качественную работу, учитывая, что для деятельности СМИ необходим штат сотрудников, финансы, другие ресурсы, требующие времени. 
Доработанная Правительством редакция новой «Статьи __. Правовые гарантии профессиональной деятельности журналиста (представителя средств массовой информации).
Предлагаемый вариант статьи абсолютно не гарантирует безопасность и защиту профессиональных прав журналистов в повседневной работе и не предполагает преимуществ профессии. Журналисты часто сталкиваются с ограничением доступа к информации, нанесением вреда аппаратуре, фактами воспрепятствования их профессиональной деятельности, при этом закон их никак не защищает. Поэтому очень важно учесть редакцию, предлагаемую депутатами Ж. Сулейменовой, С. Пономаревым, Н. Шаталовым. 
Статья 28, п. 4. Запрещается занятие профессиональной журналистской деятельностью иностранных средств массовой информации и иностранных журналистов без соответствующей аккредитации.
«5. Министерство иностранных дел Республики Казахстан вправе отказывать в аккредитации представительствам иностранных средств массовой информации и их журналистам в случае угрозы национальной безопасности Республики Казахстан.»;
  «6. В случае нарушения норм действующего законодательства приостановление деятельности иностранных средств массовой информации осуществляется в порядке, определяемом Министерством иностранных дел Республики Казахстан.»;
Предлагаемая редакция наделяет МИД необоснованно широкими полномочиями, что может привести к ограничению прав иностранных СМИ и журналистов, многие из которых являются гражданами Казахстана. Понятие “угроза национальной безопасности” может быть истолковано недостаточно четко и конкретно, что приведет к злоупотреблениям. Поэтому настаиваем на том, что нужно оставить редакцию в ее первоначальном виде и оставить полномочия лишения аккредитации суду.
Глава 4. Некоторые вопросы государственной информационной политики
Единственное изменение в сфере государственной информационной политики - появление понятия “гранты” вместо “государственный информационный заказ”. При этом никак не меняются принципы, инструменты, правила прозрачности и подотчетности госзаказа в СМИ, что будет негативно влиять на конкурентоспособность медиа-рынка и создавать коррупционные условия.  
Статья 40. Общественно-профессиональные советы по вопросам саморегулирования деятельности средств массовой информации
Мы уверены, что этические нормы не должны регулироваться законом, поскольку являются сферой ответственности журналистского сообщества. Это подтверждает международная практика. В этой связи предлагаем исключить данный пункт из законопроекта. 
В плане развития МКИ РК сказано, что "Основная цель Закона – обеспечение свободы слова, информационной безопасности, в особенности в приграничных районах, а также повышение статуса журналистов". Мы призываем вас сделать все возможное, чтобы принимаемый закон стал прогрессивным и демократическим!
 
Члены рабочей группы:
Гульмира Биржанова, Правовой медиа-центр, 
Диана Окремова, Правовой медиа-центр
Бактыгуль Бурбаева, ОО "Казахстанская Медиа Сеть/KazMediaNetwork"
Думан Смаков, ОФ “Международный центр журналистики MediaNet”, главный редактор factcheck.kz
Қалима Тәжіқұл, журналист, медиаэкперт 
Ольга Диденко, “Интерньюс в Казахстане”
Есенгүл Кап, Центр поддержки журналистов “Мінбер” 
Жұлдыз Әбділда, журналист, Общественный комитет по саморегулированию медиа в Казахстане
Айнур Коскина, журналист
Зауреш Батталова, ОФ "Фонд развития парламентаризма в Казахстане"
Руслан Дайырбеков, Евразийский Цифровой Фонд
Евгения Бодрова, журналист
Елжан Кабышев, ОФ “Digital Paradigm”