РЕФОРМЫ МЕДИАЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЧТО И КОГДА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ? ТЕЗИСЫ ДИСКУССИИ НА MEDIAҚҰРЫЛТАЙ 2022
13 January, 2023 - 16:20
РЕФОРМЫ МЕДИАЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ЧТО И КОГДА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ? ТЕЗИСЫ ДИСКУССИИ НА MEDIAҚҰРЫЛТАЙ 2022
Автор: Администратор
627

Казахстану нужен новый закон «О СМИ». Об этом в стране говорят очень давно, но пока ничего не меняется. В Министерстве информации и общественного развития нет даже законопроекта, зато рабочая группа уже разработала и предоставила свою концепцию для рассмотрения. Самая главная проблема журналистики — её госфинансирование. В концепции законопроекта есть два основных блока — изменение системы госфинансирования и изменения в части доступа к информации. Будут ли приняты во внимание пожелания профессиональных журналистов, услышат ли их чиновники, и какие ещё проблемы назрели на рынке массмедиа, обсудили участники MediaҚұрылтая 2022. «Новый репортёр» побывал на одной из площадок и собрал комментарии участников встречи.

 

фото предоставлено Казахстанским пресс-клубом

Жасулан Умиралиев, директор департамента государственной политики в области СМИ, МИОР

В новом законопроекте будут рассмотрены статус журналиста, усиление гарантии свободы слова, вопросы декриминализации, исковой давности. Также в документе должны быть чётко прописаны взаимодействие СМИ с госорганами, сокращение сроков рассмотрения запросов, предлагается приравнять сообщение пресс-секретарей к официальным сообщениям в соцсетях.

Не обойдут вниманием и работу интернет-площадок. А вот понятия медиаэтики и блогеров решили убрать из концепции законопроекта.

— Там не будет никаких правовых статусов блогеров, их полномочий. Мы поработали над замечаниями рабочей группы, ещё раз обратились к международной практике и поняли, что с ними нужно работать с экономической точки зрения, в вопросах онлайн-рекламы, маркировки, и никакой политики.

До конца 2023 года закон должен быть принят в парламенте.


фото предоставлено Казахстанским пресс-клубом

Тамара Калеева, президент ОФ «Адил соз» (на момент проведения мероприятия)

Нынешний закон гораздо репрессивней, несовершенней, чем тот, который был в 1999 году, благодаря бесконечным поправкам, ухудшениям, запретам.

— Президент дал прямое недвусмысленное указание госорганам работать вместе с гражданским обществом над законопроектами. Впервые за это время министерство создало рабочую группу. Что прошло за полгода с момента её создания? Полная дискредитация работы госоргана с гражданским обществом. Это надругательство и над идеей, и над принципами этой работы.

Много говорится о статусе журналиста. Что значит статус? Предлагалось ввести льготную аккредитацию, льготное ипотечное кредитование, бесплатные стоянки. Это неплохо. Но статус журналиста определяется его защищённостью и его профессиональными правами.

— Мы предлагаем, чтобы обыски, изъятие аппаратуры журналистов возможны были только по решению суда, только в случае подозрения в серьёзном уголовном преступлении. У нас как? Поступила жалоба, пришли полицейские, изъяли компьютеры, телефоны и всё.

Законопроект нужно разрабатывать очень широко всем обществом, потому что чиновники, которые сидят в министерствах и ведомствах, и которые не имеют отношение к практической журналистике, исходят из своих невероятных предположений и опасений.

— Пока у нас журналистское общество не осознает, не поднимет свой градус гражданской активности, я очень сомневаюсь, что у нас будет реально прогрессивный закон, который будет способствовать расцвету наших СМИ.

 

фото предоставлено Казахстанским пресс-клубом

Диана Окремова, директор Правового медиацентра

Доступ к информации — самая болезненная тема для журналистов. Особенно остро он встал в период пандемии, когда госорганы стали более закрытыми, осторожными, стали больше использовать гриф «для служебного пользования», ставить его практически на все документы без достаточных оснований.

— Это создаёт СМИ очень много проблем, среди которых — нарушение сроков предоставления информации, игнорирование журналистов. Но недавно были приняты некоторые поправки в части доступа к информации.

Новшества в законодательстве о доступе к информации

  • Обновление информации «постоянно» (Земельный кодекс)
  • «Обеспечение доступа к информации» (О Здоровье народа, Образовании, Международных договорах, Социальной защите лиц с инвалидностью)
  • Принцип проактивного раскрытия информации
  • «Решения, принятые на заседаниях, проведённых в закрытом формате незаконно, подлежат пересмотру и считаются не имеющими юридической силы»
  • «Неразмещение данной информации считается неправомерным отказом в предоставлении информации в соответствии с законом РК «О доступе к информации»

— У чиновников не сформировалось самое главное понимание: они должны предоставлять информацию, а не постоянно пытаться её скрыть. Здесь нужно начинать с пересмотра подхода чиновников, чтобы они понимали собственные функции и работу.

За три года государство потратило на госинформзаказ более 50 млрд тенге. Из них 90 % составляют госзадания, то есть средства выделялись не через конкурсы и тендеры, а решением Минфина, Администрации президента и МИОР.

Результаты аудита за три года показали:

  • финансовые нарушения 814,9 млн тенге
  • неэффективное планирование 281,6 млн тенге
  • ущерб в виде потери активов 8,109 млрд тенге
  • неэффективное использование денег и активов 11,634 млрд тенге

— Будем стремиться, чтобы в законе была максимальная прозрачность всех процессов. И, возможно, благодаря этому мы сможем что-то изменить в самой системе.

 

Фото предоставлено Казахстанским пресс-клубом

Елжан Кабышев, директор ОФ «Digital Paradigm»

Как регулировать блогосферу, не навредить ей и сохранить баланс свободы слова? Есть две рекомендации: онлайн-реклама и уведомление сайтов.

— Онлайн-платформы должны проводить комплексную проверку защиты прав человека. Нужно обеспечить открытость и обоснованность использования алгоритмов для модерации контента, курирование контента, его рекламы, следить за тем, чтобы защита прав человека не была полностью передана на аутсорсинг или автоматизирована, и обеспечить прозрачность любых государственно-частных партнёрств.

Рекомендации:

  • Надлежащее уведомление собственника сайта от госоргана о наличии на сайте контента, нарушающего законодательство страны, либо же взаимодействие по иным вопросам — например, на предмет нарушения закона «О персональных данных и их защите» или направлению какого-либо судебного документа.
  • Предоставление разумного срока для ответа на уведомление госоргана.
  • Возможность оспаривания уведомления госоргана в случае несогласия со стороны собственника сайта.

С 2014 года по август 2022 года 91 % сайтов был ограничен в работе несудебно МИОР, остальные — по решению суда или Генпрокураторой.

В 2021 году порядка 98 % всех материалов, получивших ограничения, получили их от МИОР. Пик пришёлся на 2016 год, тогда порядка 30 тысяч материалов было официально ограничено, в 2021 таких было зафиксировано около 10–15 тысяч.

 

Фото предоставлено Казахстанским пресс-клубом

Назия Жоямергенкызы, президент ОФ «Фонд тюркоязычных журналистов»

Казахское общество, к сожалению, уже много лет разделено на две части: на русскоязычных и казахоязычных журналистов. Последние в основном работают в регионах.

Большинство не училось на факультете журналистики, имеет образование филологов, не знает этики, путей получения информации, какие правила применяются, какое действует законодательство.

— Часто зарплата у мужчин-журналистов выше, чем у женщин, встречается кумовство, родственные связи при устройстве в региональные СМИ на казахском языке.

На юге среди казахоязычных журналистов встречаются инфокиллеры, которые пытаются оказывать давление — например, на директоров школ, главврачей больниц. У них есть свои ставки от 20 тысяч тенге. Акимы и госслужащие стараются работать с блогерами, потому что с ними легко находят общий язык.

— В регионах зарплата журналистов бывает 70–80 тысяч, иногда 100 тысяч. Они не участвуют в обсуждении законопроекта, часто они являются информационным рупором государства. Это выгодно акимам, отделам внутренней политики. Они держат в руках таких журналистов.

Даже при идеальном законе, если чиновники будут его нарушать, то ничего в Новом Казахстане не изменится.

Организатор конференции — Казахстанский пресс-клуб. В этом году партнёрами мероприятия стали Представительство Internews в Казахстане, Агентство США по международному развитию (USAID), а также Chevron Munaigas и Halyk Bank.

 

Источник: Newreporter.org