СПАНЧ БОБ И ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА: КУДА УХОДЯТ МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ ГОСИНФОРМ ПОЛИТИКИ
14 November, 2022 - 18:49
СПАНЧ БОБ И ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА: КУДА УХОДЯТ МИЛЛИАРДЫ ДЛЯ ГОСИНФОРМ ПОЛИТИКИ
Автор: Администратор
111
Спанч Боб и Виргинские острова: куда уходят миллиарды для госинформ политикифото: скриншот с мультсериала "Спанч Боб"
Проблемы России вместо Абая. Что показывают казахстанцам за их деньги?

Что случилось?

Счётный комитет провёл аудит и изучил эффективность мер государственной информационной политики и управления активами подведомственных МИОР организаций с 2018 по 30 июня 2021 годы. Отчёт, рассказывающий, на что государство тратит сотни миллиардов тенге, подавая под соусом «госзаказ», есть в распоряжении редакции BES.media.

Весной BES.media сообщал, что Счётный комитет выявил нарушения при съёмках фильмов про экс-президента Нурсултана Назарбаева, а также по использованию бюджетных соедств на полмиллиарда тенге на «Хабаре».

Кого проверяли?

  • ГУ Министерство информации и общественного развития РК;
  • АО «Казтелерадио»;
  • АО «Агентство «Хабар»;
  • АО «Республиканская телерадиокорпорация«Казахстан»;
  • АО «Международное информационное агентство «Казинформ»;
  • НАО «Казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру».

Про СМИ

Самое главное — в Законе РК «О СМИ» отсутствует понятие либо определение «государственная информационная политика».

В Казахстане 3600 СМИ. Самым популярным СМИ по охвату аудитории остаётся телевидение. Интернет-ресурсы на втором месте, печатные издания на третьем месте, радио остаётся в конце с уровнем востребованности в 3,3%.

В стране работают 249 иностранных телеканалов, казахстанских – 161, причём треть из них появилась за последние 3 года. Недостатком казахстанского телевидения аудиторы посчитали качество контента и неконкурентоспособность региональных телеканалов.

Сетевых изданий – 471. В интернете «сидят» пользователи в возрасте от 6 до 74 лет – их 78,2%. Ревизорам в этом виде СМИ не хватило мультимедийного контента, профессиональных кадров. Ещё к недостаткам отнесли низкие доходы отечественных интернет-ресурсов из-за конкуренции с иностранными. Также — дезинформация в соцсетях и мессенджерах, представляющая угрозу информационной безопасности страны.

Про деньгии нарушения

Для проведения госинформ политики «спонсируются» государственные и частные СМИ. За 2,5 года

  • госСМИполучили – 140,478 млрд тенге;
  • частные – 13,200 млрд тенге.

Причём, и там, и там есть свои «любимчики». Среди госСМИ самые крупные заказы получают три организации МИОРа: АО «Казтелерадио» (9,059 млрд тенге), «Хабар» (51,173 млрд тенге), «Казахстан» (69,072 млрд тенге).

А среди частников 70% бюджета забирают одни и те же 70 СМИ.

Счётный комитет выявил массу нарушений у объектов аудита. Например, отсутствует бюджетная заявка на 2020 год на сумму 56 млрд тенге, в другом случае просители вообще не потрудились объяснить, на что им дади ещё более 54 млрд тенге.

«В нарушение бюджетного законодательства в предоставленных бюджетных заявках на 2019 и 2020 годы отсутствуют расчёты, обоснования расходов на сумму 70,021 млрд тенгепри утверждении бюджета и на сумму 54,419 млрд тенге при уточнениях и корректировках бюджета в течение года, тем самым не обеспечена полнота и достоверность информации и расчётов, содержащихся в данных бюджетных заявках», — говорится в документе.

Казалось бы, суммы и так баснословные, но в 2021 году потребовались ещё и деньги Нацфонда — 477,1 млн тенге для ТВ-проектов.

Ещё АО «Агентство Хабар» придумало себе фишку – спецпроекты, которые, как правило, оцениваются дороже.

Например, в 2021 году теле реалити-шоу «Ecomeken» определёно как спецпроект стоимостью 205,8 млн тенге. В случае признания его не спецпроектом, стоимость не превышала бы 34,5 млн тенге.

«Казтелерадио» и вовсе отличился, прикупив себе LandCruiser 200 за 34 млн тенге, в то время как у АО есть ещё 50 авто, которые не эксплуатируются из-за неисправности. «Хабар» тоже пополнил автопарк – Lexus ES250 за 15,7 млн тенге.

Любопытный факт! «Хабар» взял на учёт двух сотрудников в качестве нуждающихся в жилье на условиях аренды с правом выкупа. Заботятся о своих простых работниках, подумаете вы, но нет! Это экс-председатель правления Ажибаев и замдиректора департамента Мурадян. В 2019 году Ажибаев выкупил квартиру за 24,4 млн тенге. Такое решение вынесла Жилищная комисся, председателем которой был сам Ажибаев, проработавший в «Хабаре» чуть больше года.

«Компромат» аудиторы накопали и на АО «Казинформ». За два года компания выплатила себе премий на сумму 216,7 млн тенге, то есть почти весь доход от коммерческой деятельности.

Ещё в мутных схемах замечен телеканал КТК, которому МИОР доверил свои дорогостоящие передвижные телевизионные станции (ПТС). Условием была оплата в бюджет 80% дохода от использования техники. Что делает КТК? Даёт ПТС в аренду телеканалу «Казахстану», то есть подведомственной МИОР организации, и к тому же не платит положенные 80%. А сумма сделки была немалая – 146,5 млн тенге.

АО «Хабар» ежегодно, за счёт госзадания, осуществляет расходы на распространение сигнала канала «Kazakh TV» на территории России на это было потрачено 2,408 млрд тенге. Тем самым, госрасходы направляются как на трансляцию канала РФ на территории РК, так и на трансляцию отечественного канала на территории России.

Как на деле выглядит госинформполитика Казахстана

Оказалось, что получатели щедрых кусков бюджета не могут обеспечить эффективность госинформ политики. К примеру, «Хабар» занимал в рейтинге по доле аудитории лишь 10 место, а телеканал «Казахстан» был на восьмом, но в 2021-м году вырос до четвёртого, сократив свой контент в пользу зарубежного с казахским дубляжом. А ещё аудит выявил, что эти два телеканала схитрили, посчитав дубляж на условно зарубежный сериал отечественным производством.

Кто не знает, АО «РТРК «Казахстан»» приобретает контент телеканала «Первый канал» РФ для вещания на «Первом канале Евразия». Всё бы ничего, но их контент не ориентирован на разъяснение основных приоритетов госполитики РК, и содержит новости и проблемы российского общества. За то, чтобы узнать про беды россиян, налогоплательщики Казахстана заплатили 3,897 млрд тенге.

А ещё вместо того, чтобы исполнять договор и освещать юбилеи Абая Кунанбайулы, аль-Фараби и Золотой Орды, на «Первом канале Евразия» показывали в новостях, как православные христиане отмечают Рождество, выяснил Счётный комитет.

Вот такая вырисовывается картина казахстанской пропаганды.

Спанч Боб и сериалы про Назарбаева

Одной из гордостей экс-министра Аиды Балаевой был запуск детских телеканалов Nickelodeon и Tiji с казахским дубляжом. Оказалось, что деньги — 572 млн тенге, на это запланировало «НАО «Рухани жаңғыру», хотя эти проекты, не соответствуют их уставной деятельности.

Аудит вообще усомнился, есть ли чем гордиться.

«Не учтено негативное влияние на концентрацию маленьких детей и временное снижение их умственных способностей от просмотра мультфильма «Губка Боб» по каналу Nickelodeon (согласно опубликованной статье о работе исследователей Университета Виргинии по данному мультсериалу), тем самым сумма неэффективного планирования составила 252,4 млн тенге», — отмечается в отчёте Счётного комитета.

В это же время «Казахстан» и «Хабар», словно горячие пирожки, выпускают низкопробные сериалы.

«Казахстан» потратил на 11 сериалов с низкими показателями 818,8 млн тенге. «Хабар» — 11 сериалов за 1,415 млрд тенге.

Очевидно, что «Хабару» дают больше денег, чем «Казахстану», но судя по рейтингу, сериалы совсем не их конёк (в 280 раз меньше при сравнении самых худших показателей).

Даже сериал про Нурсултана Назарбаева за 240 млн тенге не нашёл своего зрителя. Доля телесмотрения составила всего 1,3%, а обещали хотя бы 5%. Несмотря на это, «Хабар» не сдался и заказал ещё 6 серий у того же неудачного продюсерского центра, заплатив 220,7 млн тенге. На этот раз аппетиты поумерили и ожидали лишь 3% доли телесмотрения.

Заказчики сериалов поспешили оправдаться: по их мнению, одной из причин низких рейтингов исторических сериалов являются сжатые сроки их производства, и невозможность продления срока исполнения до двух и более лет.

Первый канал Евразия, потерянные активыи Виргинские острова

«Аудитом установлен ущерб в виде потери активов на сумму 8,109 млрд тенге, использованные ТОО «Евразия+ОРТ» (внучка АО «Казахстан», юридическое лицо Первого канала Евразия) на погашение основного долга и вознаграждения займа, полученного частной компанией, не имеющей никакого отношения к деятельности ТОО «Евразия+ОРТ», — привел любопытный факт Счётный комитет.

Так, ТОО «Алаң» 7 ноября 2008 года получил в АО «Нурбанк» кредит в сумме 9,586 млрд тенге по ставке 10% годовых. На следующий день ТОО «Алаң» предоставило заём компании «Borellis Investment Corp.», зарегистрированной в Британских Виргинских островах на сумму 50,8 млн фунтов стерлингов.

Позже 9 февраля 2009 года между ТОО «Алаң», АО «НурБанк» и ТОО «Евразия+ОРТ» заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве, согласно которому ТОО «Алаң» уступило ТОО «Евразия+ОРТ» все права и требования по договору займа от 7 ноября 2008 года.

26 декабря 2014 года ТОО «Евразия+ОРТ» списало неудовлетворённую компанией «Borellis Investment Corp.» дебиторскую задолженность в сумме 15,811 млрд тенге.

На сегодняшний день, ТОО «Евразия+ОРТ» продолжает погашать основной долг по займу перед АО «НурБанк» в сумме 6,254 млрд тенге и по итогам 2021 года остаток долга составил 3,331 млрд тенге. Сумма выплаченного вознаграждения за 2018-2021 годы составила 1,855 млрд тенге.

Пир в пандемию

АО «Хабар» в 2020-2021 годы по договору с МОН РК получило 1,356 млрд тенге на производство 13 580 телеуроков для онлайн обучения школьников. Для производства 6 790 уроков «Хабар» нанял субподрядчиков за 613,8 млн тенге: ТОО «Жаңа арнаmediagroup» — 252,3 млн тенге, ИП «Алтын-Бек» — на 361,5 млн тенге.

Любопытно, что у созданного в 2019 году ИП «Алтын-Бек» раньше не было никакого опыта в производстве аудио-видео произведений, да и налоги шли по нулям. Зато владелец малого предприятия Алтынбекулы Канатбек приходится родным братом директора департамента стратегического развития и медиа планирования АО «Агентство Хабар» Баймешова Б.А., выяснил Счётный комитет.

Ни системности, ни последовательности

Примерно так Счётный комитет описал работу МИОРа тех лет. Результаты аудита показали, что МИОР не видит ошибок в отчётах подведомственных организаций, постоянно опаздывает, то план развития просрочило (на 49 дней), то отчёт о выполнении госзадания сдало позже на три месяца, не проводит оценку деятельности и прочее.

«Нет системности и последовательности реализуемых процессов», — говорится в одном из пунктов.

Выводы

  • По итогам аудита установлены финансовые нарушения при использовании бюджетных средств на общую сумму 814,9 млн тенге;
  • неэффективное планирование бюджетных средств на сумму 281,6 млн тенге;
  • неэффективное использование бюджетных средств и активов государства на сумму 11,634 млрд тенге;
  • сумма ущерба в виде потери активов государства 8,109 млрд тенге и сумма возможных потерь и упущенной выгоды 454,7 млн тенге.

Комментарий эксперта

Директор ОФ «Правовой медиа-центр» Диана Окремова:

«Выводы аудита для нас были ожидаемы. Этот документ, по сути, подтвердил все проблемы в сфере госинформзаказа, которые мы озвучиваем уже много лет. Причём, начиная с самых «корней»: в законе нет понятия «государственная информационная политика», в стратегическом плане МИОР нет чётких обоснований целевых индикаторов и они не совпадают с индикаторами Нацплана развития сферы информации, социсследования достаточно независимы и объективны.

Счётный комитет отметил повторяющиеся системные проблемы, нерациональное использование бюджетных средств и некачественное планирование. И одно из самых главных — результаты госинформполитики не имеют количественно измеримых показателей и носят формальный характер! Это значит, что эффективность потраченных за последние три года более 153 млрд тенге — под большим вопросом. И если МИОР в ближайшее время не изменит подход к госинформзаказу, мы будем терять огромные деньги и стимулировать коррупцию».

 
 
Источник: Bes.media