30 June, 2022 - 10:34
Новые правила отнесения информации к категории ограниченного доступа приняли на днях в правительстве. Документ обновился сроками (отныне присваивать пометку «для служебного пользования» ДСП можно лишь на 15 лет), персональной ответственностью руководителей за принятые им решения о целесообразности закрытия сведения, а также списком критериев, когда информация может быть сокрыта https://online.zakon. kz/Document/?doc_id=33519598& fbclid= IwAR3N4s7eAfsIM1ev3mj3OJWFc15c EyjqbjHQgNIxmyCcGx1yQC3lZG0noU g&pos=664;198#pos=664;198 .
Напомним, что в сентябре 2020 года более ста казахстанских журналистов, медиа-экспертов, юристов обратились с открытым заявлением к президенту с требованием пересмотреть нормы законодательства, позволяющие чиновникам безосновательно относить информацию к категории ДСП. практике множество вопросов.
«С момента введения карантина гражданское общество столкнулось с тем, что государственные органы без видимых причин все чаще относят информацию к категории ДСП. При этом, как показывает практика, оспорить действия чиновников, невозможно, поскольку на соответствующих приказах также стоит гриф ДСП. Так, была засекречена информации о расходовании двух млрд тенге на борьбу с пандемией; о том, какие СМИ получают деньги по линии государственного информационного заказа; о том, каков размер зарплаты депутатов мажилиса парламента. Подобные случаи серьезно ограничивают право граждан на получение информации, создают коррупционные риски и никак не способствуют прозрачности и подотчетности государства» - отмечалось в документе.
Эксперты рекомендовали исключить из Административного процедурно-процессуального кодекса РК норму, позволяющую возможность засекречивания информации о расходовании бюджетных средств и субъектах, их получивших; при регламентировании процедуры отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней исключить нормы, создающие конфликт интересов, риски коррупции и злоупотреблений.
В итоге в новом документе появились дополнительные основания для отнесения информации к ДСП: 8) наличие сведений, раскрывающих оперативно-служебную деятельность, оперативно-розыскные и контрразведывательные мероприятия, если в них не содержатся государственные секреты; и 9) наличие сведений по вопросам международных организаций, содержащих конфиденциальную ограниченную информацию о переговорной позиции РК, а также переписка, осуществляющаяся в процессе выработки решений конфиденциально-ограниченного характера между отраслевым уполномоченным органом и представительством РК при международных организациях.
Однако в правилах ни не слова о том, что сведения о расходовании бюджетных средств не должны быть отнесены к категории ограниченного доступа. Кроме того, появился спорный пункт о расширении полномочий: «Если сведения не предусмотрены ВПСД «ДСП», но по мнению исполнителя могут быть использованы в ущерб интересам организации, он совместно с руководителем структурного подразделения организации, к компетенции которого отнесены данные сведения, представляет на рассмотрение ЦЭК государственного органа аргументированные предложения о необходимости защиты этих сведений и внесения соответствующих дополнений в указанный ВПСД «ДСП».