СТАРТ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕДАКЦИЯМ СМИ
11 December, 2020 - 11:26
СТАРТ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕДАКЦИЯМ СМИ
Автор: Администратор
190

10 января 2021 года в Казахстане пройдут выборы кандидатов в маслихаты и Мажилис парламента РК по спискам политических партий. Вчера после 18.00 часов начинается период предвыборной агитации, он продлится до 00.00 часов 9 января 2021 года. Юрист Internews в Казахстане Ольга Диденко и юрист Правового медиацентра Гульмира Биржанова подготовили для «Нового репортёра» материал в рубрику «Вопрос-ответ»: основные моменты, которые нужно знать редакциям СМИ.

Каким СМИ необходимо получить аккредитацию?

Зарубежным СМИ необходимо получить в Казахстане аккредитацию. Помните, что наличие аккредитации у казахстанских журналистов не даёт привилегий по сравнению с теми, у кого её нет. Но аккредитация может облегчить вашу работу.

Равный доступ для всех кандидатов

Не устаём повторять, что равные условия доступа всех кандидатов к СМИ в период проведения предвыборной агитации — важная задача, которую на практике иногда бывает трудно реализовать. Материалы предвыборной агитации могут распространять только те СМИ, которые уведомили об этом Центральную избирательную комиссию РК и опубликовали информацию о расценках и условиях. Изменять расценки и условия нельзя на протяжении всего периода предвыборной агитации. Они также не могут меняться в зависимости от того, штаб какой политической партии к вам обратился. Расценки и условия публикации агитационных материалов должны быть одинаковы для всех политических партий, участвующих в выборах, на протяжении всего периода предвыборной агитации.

Нельзя публиковать дополнительные партии тиража печатной прессы, нельзя распространять бесплатно газеты и журналы, если только это не партийная пресса.

Согласие редакции СМИ для одной политической партии на публикацию агитационных материалов автоматически означает, что редакция СМИ дала согласие другим участникам выборов публиковать их агитационные материалы на тех же условиях и по тем же расценкам.

Новостные и аналитические программы не являются предвыборной агитацией?

Правила проведения предвыборной агитации отмечают, что вся информация, пропагандирующая цели и задачи политических партий, участвующих в выборах, является агитационной, за исключением новостей и аналитических программ, и должна быть оплачена из избирательных фондов.

Здесь два важных момента. Первый: почему только новости и аналитические программы стали исключением из перечня агитационных материалов? Очевидно, что это относится к телеканалам. Означает ли это, что теперь сугубо редакционный контент — новости и аналитика — будут заменены агитацией в пользу политических партий? Как быть печатной прессе, которую поставили в неравные условия с телеканалами? Второй: на этих выборах государство не оплачивает из бюджета минимальный объём агитационных материалов даже для кандидатов в маслихаты. Всё оплачивается из избирательных фондов политических партий, и все агитационные материалы должны быть маркированы. Означает ли это, что размещение агитационных материалов в новостях и аналитических программах не должно оплачиваться из избирательных фондов?

Что подразумевается под пропагандой политических партий, участвующих в выборах?

Любые материалы (кроме новостей и аналитических программ, как следует из Правил осуществления предвыборной агитации), содержащие призывы, предпочтения в отношении кого-либо, описание возможных последствий избрания или неизбрания, явно преобладающие сведения о какой-либо политической партии или кандидатах.

Что такое день тишины?

День тишины на этих выборах — 9 января 2021 года, с 00.00 до момента открытия избирательных участков. Что нельзя делать: публиковать и распространять любые агитационные материалы. Что можно делать: оставить агитационные материалы, опубликованные на сайтах, но не выводить их на главные страницы.

Помните также, что опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, голосования в поддержку кандидатов либо политических партий в интернете не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.

Споры по поводу содержания агитационных материалов

Агитационные материалы могут быть неоднозначными, провоцирующими и откровенно недостоверными. Пожалуйста, помните, что редакции СМИ не несут ответственности за высказывания кандидатов в ходе их предвыборной агитации, но должны предоставить возможность для публикации опровержения или ответа другой стороне в ближайшем номере или выпуске в том же объёме, тем же шрифтом и на том же месте, где были размещены опровергаемые сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и в той же теле-, радиопрограмме, что и опровергаемые сообщение или материал, а в случаях закрытия указанной теле-, радиопрограммы — в иной теле-, радиопрограмме с соответствующей тематической направленностью.

Объем опровержения не может вдвое и более превышать объём опровергаемого сообщения или материала.

Неоднозначное положение в правилах относительно отказа редакции СМИ в публикации агитационных материалов, если они содержат «информацию, заведомо порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов или политической партии». Редакции могут запросить документы, подтверждающие информацию, указанную в агитационных материалах.

Редакция СМИ также вправе отказать в публикации агитационных материалов, если они содержат идеи насильственного изменения конституционного строя, целостности, безопасности, разжигания розни и т. д.

Будут ли предвыборные дебаты? Можно ли редакциям СМИ самим проводить дебаты?

Да, дебаты будут, они будут проводиться по правилам, установленным Центральной избирательной комиссией. Правила и условия проведения предвыборных дебатов здесь. Редакции могут проводить обсуждение программ политических партий в виде ток-шоу или любых других форматов.

Специальная маркировка агитационных материалов

Все агитационные материалы должны содержать информацию об источниках финансирования. Способ информирования определяется самой редакцией. Оптимальным будет вариант, содержащий название политической партии, сведения о регистрации участника выборов, ответственное лицо, дату и номер договора.

Очерёдность выступления кандидатов в СМИ

Действует простой принцип: кто раньше обратился в редакцию СМИ, тот раньше и получил доступ к эфиру, газетной полосе или сайту. Правила определяют, что очерёдность выступлений зависит от даты обращения или от жребия, если запросы поступили одновременно.

Осторожнее с опросами общественного мнения. Как быть с опросами своей аудитории?

Та же проблема, с которой столкнулись год назад редакции СМИ, осталась. Будьте очень внимательны при публикации опросов общественного мнения. По закону о выборах в РК, опрос общественного мнения могут проводить те организации, которые уполномочены на это ЦИК РК. Соответственно, если опрос проводит другая организация и предоставляет вам данные для публикации, возникает вопрос с легитимностью этих данных.

Реестр организаций, которые могут проводить опросы общественного мнения на этих выборах, публикуется на сайте ЦИК РК.

Могут ли редакции СМИ проводить опросы своей аудитории?

Кажется, что опросы своей аудитории редакцией СМИ — это не опрос общественного мнения, как это подразумевается в социологии, но, тем не менее, положение в законе «О выборах» не делает разницы между ними. Поэтому в прошлом году несколько редакций СМИ стали участниками административных дел и выплатили штраф за публикацию результатов опросов.

Какие правила, если вы публикуете социологические исследования?

При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, СМИ обязаны указывать юридическое лицо, проводившее опрос, лиц, заказавших опрос и оплативших его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.

Что с exit-pool?

Они запрещены, не допускается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования. Обратите внимание, что запрет действует на проведение опроса только в помещении или пункте для голосования. За пределами этих помещений журналисты и редакции СМИ могут работать, как обычно.

Как проводить работу на избирательных участках?

В день голосования с момента открытия избирательного участка и до установления результатов голосования при подсчёте голосов на избирательном участке может присутствовать один представитель от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции.

Можно ли проводить фото- и видеосъёмку на избирательных участках?

Фото- и видеосъёмку на избирательных участках проводить можно. Выборы считаются публичным мероприятием, а по сложившейся в РК практике на сьёмку таких событий согласие граждан не требуется.

При проведении фото- и видеосъёмки необходимо помнить о тайне голосования. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Поэтому фотографам стоит обращать внимание на то, чтобы по снимку нельзя было понять, за кого именно проголосовал человек. Также важно помнить, что при фотосъёмке вы можете распространить персональные данные людей.

Куда обращаться, если нужна информация, связанная с выборами?

Журналист вправе обращаться в Центральную избирательную комиссию за любой информацией на этапе подготовки к проведению выборов.

Посмотреть все предыдущие ответы на вопросы медиаспециалистов можно здесь. Если вашему медиа нужна юридическая помощь, вы можете отправить свой вопрос, используя форму в разделе Юрпомощь.

 

Источник: https://newreporter.org/2020/12/10/start-predvybornoj-agitacii-chto-nuzhno-znat-redakciyam-smi/