ИЗМЕНЕНИЯ В МЕДИАЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ИТОГИ 2020 ГОДА
11 December, 2020 - 11:16
ИЗМЕНЕНИЯ В МЕДИАЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: ИТОГИ 2020 ГОДА
Автор: Администратор
793

Медиаюристы Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана обсудили ведущие тенденции развития законодательства четырёх стран, касающегося развития медиа. Онлайн-дискуссия, организованная Internews в Казахстане в рамках MediaCAMP, подвела итоги 2020 года.

«Новый репортёр» рассказывает об основных изменениях в медиазаконодательстве и делится планами на следующий год.

Казахстан

Скриншот из выступления Гульмиры Биржановой

Важными событиями для Казахстана, по мнению юриста Правового медиацентра Гульмиры Биржановой, стали:

  • принятие закона «О мирных собраниях»,
  • декриминализация статьи о клевете,
  • изменения в статье 174 УК РК,
  • принятие Национального плана развития сферы информации на 2020—2022 годы.

Другие выделенные спикером события:

  • поправки, разрешающие казахстанским медиа рекламировать некоторые торговые марки отечественной слабоалкогольной продукции (приняты Мажилисом парламента РК, находятся в настоящее время на рассмотрении в Сенате парламента РК),
  • изменение правил аккредитации для журналистов,
  • появление проекта концепции нового закона «О средствах массовой коммуникации».

Споры вызвало новое законодательство о митингах и поправки в 174 статью УК РК. Гульмира Биржанова считает (и с ней согласны её коллеги), что исключение из закона норм о деятельности журналистов было необходимым. Представители СМИ только освещают процесс митингов и ни в коем случае не являются субъектами данного закона.

Изменения в статью 174 УК РК, считает спикер, и вовсе носят несущественный характер. Если в старой редакции наказание предусматривалось в случае «возбуждения» социальной, национальной и прочей розни, то теперь наказуемо «разжигание», что не изменило сути статьи закона. Зато к санкциям добавили неподъёмный штраф.

Медиаюристы продолжают сотрудничать с правительством и парламентом Казахстана. Главная их рекомендация — привести информационное законодательство в соответствие с международными стандартами, а именно — принять новый демократичный закон «О СМИ», в правоприменительной практике ссылаться на международные принципы и стандарты.

Проект нового закона, регулирующего деятельность казахстанских медиа, мы обсудим в других статьях. Отметим, что в него включена поправка об ограничении срока давности по диффамации в СМИ до 1 года. Медиаюристы готовят свои поправки.

Кыргызстан


Скриншот из выступления Акмата Алагушева

Главным вызовом для юристов Кыргызстана стал проект Конституции. По мнению медиапредставителя Акмата Алагушева, сам проект новой Конституции противоречит основному закону страны. Согласно статье 114, в Конституцию можно вносить изменения, но не инициировать новый документ. Кроме того, статья 11 противоречит нормам международного права, фактически ограничивая права на доступ к информации граждан.

— Медиасообщество Кыргызстана обращает внимание, что в общепризнанных международных правовых документах право искать, получать и распространять всякого рода информацию принадлежит каждому человеку. Предлагаемая в проекте формулировка, по сути, исключает право каждого на доступ к информации, сужая круг получателей информации некими «представителями СМИ», — говорит Акмат Алагушев.

По его словам, статья 23 проекта Конституции фактически вводит цензуру, устанавливая необоснованный запрет на распространение в СМИ информации и содержания, которое может нанести «вред нравственности и культуре народа Кыргызстана». Такие общие формулировки предоставляют должностным лицам чрезмерно широкие рамки толкования различий между законным и противоправным и наделяют их возможностью злоупотреблять властью в отношениях с политическими оппонентами.

Отсутствуют в редакции проекта Конституции Кыргызской Республики такие основополагающие гарантии, как запреты на рабство, торговлю людьми, эксплуатацию детского труда, произвольное лишение жилища, право обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод.

Нет в проекте и запрета на уголовное преследование за распространение информации, «порочащей и унижающей честь и достоинство личности». При этом, согласно части 2 статьи 27 проекта Конституции, предлагается установить, что «человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно. Оскорбление достоинств человека преследуется по закону». Это, по мнению эксперта, исключает декриминализацию клеветы и оскорбления, что приведёт к преследованиям за диффамацию.

В течение 2020 года работу журналистов значительно осложнили так называемые «ковидные поправки», когда, ссылаясь на пандемию, власти стран Центральной Азии ограничили доступ к информации. Так, в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях внесены поправки от 3 апреля 2020 года № 34 в виде статьи 82-2 «Нарушение правопорядка в условиях чрезвычайной ситуации, чрезвычайного или военного положения».

Таджикистан


Ранжет Ятимов, медиаюрист из Таджикистана

Об изменениях в нормативно-правовых актах, принятых в 2020 году, сообщил медиаюрист из Таджикистана Ранжет Ятимов. Важнейшие из них связаны с пандемией COVID-19. Поправки в Кодекс об административных нарушениях Таджикистана в связи с пандемией устанавливают высокие штрафы за распространение заведомо ложной информации по COVID от 250 до 500 долларов для физических и юридических лиц соответственно. Такие штрафы юристы считают несоразмерными. Минимальная заработная плата в Таджикистане составляет около 1426 TJS/месяц (125,921 USD/мес.).

Новая норма в Административном кодексе РТ дублирует Гражданский кодекс РТ в части защиты нематериального блага. В Гражданском кодексе существует порядок защиты при распространении заведомо ложной информации.

Из положительных результатов года медиаюрист отметил постановление правительства Таджикистана о принятии Правил ведения единого государственного электронного реестра лицензий и Типовых правил ведения реестра лицензий, а также внесение изменений и дополнений в закон РТ «О разрешительной системе». Они должны упростить процедуру получения разрешительных документов в режиме онлайн, чего раньше регулирующие органы не делали.

Но пока механизм не внедрён, получение лицензий для независимых вещателей остаётся осложнённым, что сдерживает развитие национального контента.

Важный для Центрально-Азиатского региона вопрос — декриминализация оскорбления и клеветы — в Таджикистане был решён ещё 2012 году. И сейчас в стране разрабатывается проект нового Уголовного кодекса, в котором, по информации Генеральной прокуратуры Таджикистана, в соответствии с рекомендациями Комитета ООН по правам человека будет снижена ответственность за оскорбление. Также смягчается статья УК, предусматривающая наказание за разжигание межнациональной розни.

Юристов возмущает то, что не все законопроекты открыто обсуждаются с гражданским обществом. Сейчас парламент Таджикистана рассматривает ряд проектов законов, но по ним недостаточно информации, работа с гражданским обществом не проводится.

Узбекистан


Карим Бахриев, медиаюрист из Узбекистана

В Узбекистане с 1 января 2021 года отменяется лицензирование на производство и распространение аудиовизуальной продукции, сообщил медиаюрист из Узбекистана Карим Бахриев. В республике около 2000 производителей национального контента, отмена лицензий будет хорошо стимулировать рынок.

Также из позитивных событий — разрешительный порядок регистрации СМИ должен перейти в уведомительный, об этом сообщило Министерство информации Узбекистана. Уже сейчас СМИ можно зарегистрировать онлайн, запущена система перерегистрации СМИ. Срок установлен в 15 дней.

Как и другие республики Центральной Азии, Узбекистан ужесточил законодательство в связи с пандемией. В 2020 году были внесены изменения в Административный и Уголовный кодексы. Уголовный кодекс пополнился статьей 244 часть 5 «Распространение не соответствующих действительности сведений о распространении карантинных и других опасных для человека инфекций». Статья 257 «Нарушение санитарного законодательства или правил борьбы с эпидемиями…» также стала использоваться против блогеров и журналистов. Поводом для этого стало ношение масок.

Эксперты отмечают активные усилия общественных объединений, которые пытаются влиять на законодателей и выдвигают инициативы для облегчения работы СМИ. В судах рассматриваются дела против чиновников за давление на журналистов, за ограничение доступа к информации.

Важным вопросом будущего года станет взаимодействие журналистов и блогеров, регулирование деятельности блогеров в странах Центральной Азии. Другие вопросы, важные для медиасообщества, — регулирование рекламного законодательства, продолжение реформ в сфере декриминализации диффамации, обновление этических кодексов и реформирование системы саморегулирования в медиа. Эти вопросы также находятся в центре внимания медиа- и юридического сообщества стран Центральной Азии.

 

Источник: https://newreporter.org/2020/12/11/izmeneniya-v-mediazakonodatelstvax-stran-centralnoj-azii-itogi-2020-goda/