«В прошлом году мы сделали официальный запрос, чтобы узнать, сколько государство тратит на частные СМИ, потому что все, что касается государственных СМИ, известно. Но министерство решило отнести эти сведения к засекреченной информации. Это было для нас полнейшей неожиданностью. Мы не можем получить информацию кто именно и сколько денег получил. Мы проиграли суды всех инстанций. Здесь здравого смысла нет, есть чиновничья солидарность, поскольку суды зачастую поддерживают решения госорганов», - считает она.
По ее словам, аргументация министерства заключается в том, что, если население будет знать, кто и сколько получает из бюджета денег, это будет снижать доверие к СМИ.
«Что касается тенденции, то госзаказ увеличивается в регионах примерно на 1-2 млрд тенге. Госзаказ уходит в интернет, все больше получают сайты, люди и так далее. Самая плохая тенденция – непрозрачность процедур и закрытость информации. Если раньше я это называла лукавством со стороны министерства, то теперь это лицемерие. Когда министр одновременно говорит о том, что журналистика потеряла остроту и в это же время не делает ничего, чтобы не закрывался сайт Ratel.kz, скрывают сведения о бюджетных расходах и в это же время говорит о том, что нужно улучшать ситуацию с доступом к информации, мне кажется, это лицемерие. Если так продолжаться будет и дальше, увеличится пропасть между министерством и журналистами, СМИ, медиа-сообществом и населением Казахстана», - поделилась Диана Окремова.
По ее словам, борьба продолжится, будут направлены обращения в бюро по правам человека ООН, поскольку нарушается базовая вещь – свобода доступа к информации.
«5 лет назад у нас была голубая мечта - изменить систему, чтобы создать для медиа-рынка конкурентоспособную среду, честные условия для развития. С прошлого года мы поняли призрачность мечты. Теперь мы будем добиваться реализации права граждан на доступ к информации. Эта тема обществу не очень интересна. Люди в целом у нас недостаточно активны. Но когда министерство отказало, и мы начали судебный процесс, произошел интересный эффект – люди стали задавать вопрос, что же такого там секретного и что там нужно скрывать», - заключила спикер.
В министерстве же позиция иная
«Официальная позиция министерства давно известна. Заявление Дианы, что мы заявляли, что это какая-то идеальная модель, мы такого заявления не делали. Я на общественных площадках говорил, что система и механизм выдачи госзаказа неидеален, требует усовершенствования, а может и вообще рассмотрения вопроса его целесообразности в сегодняшнем времени. Когда он внедрялся, была кризисная ситуация на медиа-рынке, необходимы были инвестиции и государственные вливания, это определенную роль сыграло в определенной степени, помогло. Сейчас другие задачи, условия, поэтому необходимо пересматривать его. Механизм должен развиваться, как и рынок», - отметил директор департамента государственной политики в области СМИ, Министерства информации и коммуникаций РК Бекзат Рахимов.
По его словам, возможна новая финансовая модель распределения государственного заказа, модернизация существующей системы или вовсе отказ от госфинансирования.
«Мы рассматриваем такую возможность, в том числе, чтобы и отказаться от госзаказов. Но единственное, что нас останавливает – закрытие СМИ. Это должно быть поэтапно, даже если отказываться от него, то в периоде 2-3-5 лет, когда идет переход на другую финансовую модель», - уточнил чиновник.
В регионах по госзаказам прослеживается ряд трендов. Один из них – необъяснимые блокировки порталов
«Что касается регионов, какого-то тренда конкретного нет. Есть большие объемы госзаказов, если обобщать, то они, действительно влияют на контент, уродуют. Статьи, хорошие или плохие, но в них прослеживается ощущение «должности хозяевам», которые платят - остается. Тренд – необъяснимые блокировки (порталов)», - отметила региональный консультант по вопросам медиа и бизнеса, Интерньюс-Казахстан Зарина Ахматова.
Несмотря на продолжительную работу по государственным заказам, все еще нет системы оценки эффективности.
«В госзаказе есть проблема отсутствие нормальной системы оценки эффективности. В регионах тратят деньги на публикацию позитивных материалов о развитии региона. Что это? Какие материалы? Как они повлияли на регион? Что изменилось у людей? Никто до сих пор не понимает, для чего нужен госзаказ, какие материалы должны появляться и что в головах людей менять», - задается Окремова.
Механизм оценки эффективности уже разрабатывался.
«Мы уже пытались разрабатывать систему оценки, в 2016 году ставился вопрос перед исследователями, каким образом замерять эффективность, и медиа-отрасль к этому не пришла. Мы тоже не видим четкого и ясного инструмента, который бы давал конкретную цифру или данные об эффективности вложений. Но мы над этим работаем», - отметил Рахимов.
https://kursiv.kz/news/vlast-i-biznes/2018-11/spasenie-ili-udavka-eksperty-obsudili-rol-goszakazov-v-smi