Свободный поток информации и идей лежит в основе самого понятия демократии и является абсолютной предпосылкой эффективного соблюдения прав человека. В отсутствие свободы слова, которая включает в себя право искать, получать и распространять информацию и идеи, невозможно осуществлять на практике право голоса, открыто говорить о нарушениях прав человека и придавать огласке факты совершения коррупционных правонарушений. Помимо гарантии реального свободного потока информации и идей необходимо обеспечить, чтобы государственные органы владели информацией не только для самих себя, но и в интересах, и от имени общества. Во всех странах государственные органы обладают огромным объемом информации, и неоправданное ограничение доступа к ней означает серьезное нарушение права на свободу слова, гарантированного международным правом.
На сегодняшний день национальное законодательство Казахстана содержит в себе ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов, которые лишь фрагментарно регулируют общественные отношения в области доступа к информации. В результате оно не обеспечивает в полном объеме реализацию конституционного права каждого на доступ к информации.
Отсутствие в законодательстве правовых механизмов реализации принципа презумпции максимальной открытости и прозрачности деятельности государственных органов, а также механизмов контроля за правомерностью принятия решения об ограничении доступа к информации, не способствует изменению культуры секретности и закрытости на культуру открытости государственных органов перед населением и обществом.
Серьезным ограничением права на доступ к информации, в том числе имеющей общественно значимый характер, следует рассматривать и принятую в Казахстане практику отнесения большого массива информации, находящего во владении государственных органов к категории «служебная информация».
Проведенные международными и национальными экспертами исследования свидетельствуют о том, что национальное законодательство в области доступа к информации, нуждается в совершенствовании с учетом лучших передовых законодательных практик и международных стандартов в области свободы информации.
Необходимость разработки законопроектов вызвана следующими объективными обстоятельствами:
выполнением принятых Казахстаном международных обязательств по уважению, обеспечению и защите права на свободу выражения мнений;
реализацией программы национальных реформ «100 конкретных шагов», которая предусматривает формирование и деятельность «открытого правительства»
проведением антикоррупционных реформ в Казахстане. В конце 2014 года была принята Антикоррупционная стратегия Республики Казахстан на 2015-2025 годы, Программа противодействия коррупции партии «Нур Отан» на 2015-2025 годы, в которых выражены обязательства по разработке и принятию пакета законопроектов «О противодействии коррупции», «О доступе к информации», «Об общественном контроле».
участием Казахстана в программе ОЭСР «Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией». По итогам третьего раунда мониторинга одна из рекомендаций экспертов звучит так: «Обеспечить как можно быстрее принятие закона о доступе к публичной информации, который будет соответствовать международным стандартами и рекомендациям».
политической модернизации государственных институтов власти, инициированной главой государства в начале мая 2015 года, сразу после выборов главы государства, которая предполагает реализацию одной из институциональных реформ по повышению транспарентности и подотчетности органов государственного управления.
Необходимость скорейшего принятия закона о праве на свободу информации (или в более узком понимании – права на доступ к информации) признается многими институтами (международными, государственными, правозащитными) и является частью международных обязательств Республики Казахстан. При этом ожидается, что принятый закон будет соответствовать международным принципам и стандартам в области свободы информации, в числе которых принятые и опубликованные в июне 2013 года Глобальные принципы национальной безопасности и права на информацию («Тсванские принципы»), а также «Принципы законодательства о свободе информации», разработанные Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО.
В настоящее время проект закона «О доступе к информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам доступа к информации» обсуждается в рамках рабочей группы, в состав которой включены депутаты Мажилиса Парламента РК, представители государственных органов, казахстанских неправительственных и международных организаций, исследовательских и экспертных структур.
Отметим, что в разработке законопроекта «О доступе к информации», помимо депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан и государственных органов, приняли участие представители международных и казахстанских неправительственных организаций, экспертных организаций и исследовательских структур.
В ходе разработки и обсуждения законопроектов в рамках рабочей группы представители организаций гражданского общества постоянно высказывали свои предложения и рекомендации по улучшению законопроекта. Некоторые рекомендации уже нашли свое отражение в проекте закона «О доступе к информации», в их числе:
- максимально широкое и соответствующее передовой законодательной практике в этой сфере определение понятия «информация»;
- распространение действия закона не только на государственные органы, но и на отдельные субъекты предпринимательской деятельности с участием государства в уставном капитале или осуществляющие свою деятельность с привлечением бюджетных средств;
- довольно широкий перечень информации, доступ к которой не подлежит ограничению;
- обширный перечень способов обнародования информации о деятельности государственных органов и других обладателей информации;
- возможность подачи как устного, так и письменного запроса о получении информации и т.д.
Тем не менее, существует ряд проблемных аспектов, которые обсуждались на заседаниях рабочей группы, но решение по ним не было найдено. Представители общественных организаций предлагают вниманию ряд рекомендаций направленных на совершенствование норм проекта закона РК "О доступе к информации".
Настоящие рекомендации разработаны представителями казахстанских общественных организаций, которые принимали участие в разработке проектов законов Республики Казахстан «О доступе к информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу доступа к информации» в период с 2009-2015 годы. Мы благодарим экспертов Интерньюс-Казахтан, ICNL, Центра исследования правовой политики, Института гуманитарных исследований и проектов и лично И.Ю. Лоскутова за неоценимую помощь в подготовке настоящих рекомендаций.
С полной версией рекомендаций можно ознакомиться ЗДЕСЬ ⇒ РЕКОМЕНДАЦИИ по проекту Закона Республики Казахстан «О доступе к информации»
Источник: http://lprc.kz/ru/actual/rekomendacii_po_proektu_zakona_respubliki_kazah...