В целях укрепления дисциплины и повышения ответственности административных государственных служащих, в соответствии со статьей 28 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих Республики Казахстан.
2. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1996 г. № 3279 «Об утверждении Положения о порядке наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих Республики Казахстан» (САПП Республики Казахстан, 1996 г., № 51, ст.489).
3. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2000 года.
Президент
Республики Казахстан
Н. Назарбаев
Утверждены
Указом Президента
Республики Казахстан
31 декабря 1999 г. № 321
Правила
наложения дисциплинарных взысканий на административных
государственных служащих Республики Казахстан
1. Общие положения
Дисциплинарная ответственность административных государственных служащих (далее — служащие) есть вид юридической ответственности, которую несут служащие за совершение дисциплинарных проступков при исполнении ими служебных обязанностей.
Дисциплинарный проступок служащего (далее — проступок) есть противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение служащими возложенных на них обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение государственной и трудовой дисциплины, нарушение Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан (Правил служебной этики государственных служащих) (далее — Кодекс чести), совершение коррупционного правонарушения, наказуемого в дисциплинарном порядке, а равно несоблюдение установленных Законом Республики Казахстан «О государственной службе» ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе.
Дисциплинарное взыскание (далее — взыскание) есть мера дисциплинарной ответственности, которая может быть наложена должностным лицом, имеющим право назначения на должность и освобождения от должности служащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности.
В центральном исполнительном органе вопросы дисциплинарной ответственности служащих центрального исполнительного органа, за исключением служащих, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц, решает по согласованию с руководителем центрального исполнительного органа ответственный секретарь центрального исполнительного органа или должностное лицо, на которого в установленном порядке возложены полномочия ответственного секретаря центрального исполнительного органа, а в случаях отсутствия ответственного секретаря центрального исполнительного органа или указанного должностного лица — руководитель центрального исполнительного органа.
Вопросы дисциплинарной ответственности служащих центрального исполнительного органа, назначаемых на должности и освобождаемых от должностей вышестоящими государственными органами и должностными лицами, решаются вышестоящими государственными органами и должностными лицами.
Служебное расследование — деятельность по сбору и проверке материалов и сведений о проступке служащего в целях полного, всестороннего и объективного выяснения обстоятельств его совершения.
Дисциплинарная комиссия государственного органа (далее — Комиссия) — постоянный коллегиальный орган создаваемый в государственном органе для рассмотрения материалов служебного расследования и исследования фактов, касающихся проступка в целях всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств совершения проступка и вынесения рекомендаций о мере взыскания лицу, указанному в абзаце третьем главы первой настоящих Правил.
Дисциплинарная комиссия уполномоченного органа по делам государственной службы (далее — комиссия уполномоченного органа) — постоянный коллегиальный орган, создаваемый в уполномоченном органе по делам государственной службы (далее — уполномоченный орган) для рассмотрения дисциплинарных дел служащих категорий С-1, С-2, С-3, С-4, совершивших коррупционные правонарушения, влекущие дисциплинарную ответственность, а также допустивших нарушения Кодекса чести.
Дисциплинарные дела в отношении служащих категории В-1, допустивших нарушения антикоррупционного законодательства, влекущие дисциплинарную ответственность, и Кодекса чести, рассматриваются Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией и соблюдения служебной этики государственными служащими (далее — Комиссия по вопросам борьбы с коррупцией).
Дисциплинарные дела в отношении служащих категорий С-0-1, С-0-2, С-0-3, С-0-4, С-0-5, С-0-6, C-R-l, C-R-2, C-R-3, C-R-4, C-R-5, групп категорий D и Е, допустивших нарушения норм антикоррупционного законодательства, влекущие дисциплинарную ответственность, и Кодекса чести, рассматриваются дисциплинарными советами Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы.
В случаях, когда в рамках одного дисциплинарного дела необходимо рассмотреть без выделения материала в отдельное производство проступки нескольких служащих разных категорий, дело рассматривается органом, имеющим право рассматривать дела о проступках государственного служащего, имеющего более высокий статус (категорию).
2. Виды взысканий и виды проступков
1. За совершение проступка на служащих, в соответствии со статьей 28 Закона Республики Казахстан «О государственной службе» и с Законом «О борьбе с коррупцией», могут налагаться следующие виды взысканий:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
4-1) отказ в наделении соответствующими полномочиями;
4-2) освобождение от выполнения государственных функций;
4-3) понижение в должности;
5) увольнение с занимаемой должности.
2. Проступки подразделяются на следующие виды:
незначительные, значительные и серьезные.
3. Незначительным проступком является проступок, совершенный служащим впервые или после снятия ранее наложенного взыскания, который влечет применение к служащему взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, за исключением проступка, за совершение которого предусмотрено увольнение.
4. Значительным проступком является проступок, совершенный служащим повторно в течение шести месяцев при наличии не снятого ранее наложенного взыскания в виде замечания, выговора или строгого выговора, который влечет применение к служащему взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии.
5. Серьезным проступком является проступок, за совершение которого предусмотрено увольнение по основаниям в соответствии с действующим трудовым законодательством, законодательством о государственной службе, антикоррупционным законодательством Республики Казахстан.
6. До наложения взыскания лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, либо непосредственный руководитель служащего имеют право письменно предупредить служащего о необходимости соблюдения трудовой дисциплины, служебных обязанностей. Такое предупреждение передается в кадровую службу и хранится в личном деле служащего. Письменное предупреждение не является взысканием.
7. Служащий, которому сделано письменное предупреждение, имеет право дать письменное объяснение. Такое письменное объяснение передается в кадровую службу и хранится в личном деле служащего. Письменное предупреждение и объяснение могут быть в дальнейшем использованы в качестве дополнительных материалов в процессе проведения служебного расследования и наложения взыскания.
8. Письменное предупреждение и объяснение хранятся кадровой службой в течение шести месяцев с момента их подачи. По истечении шести месяцев они изымаются и уничтожаются кадровой службой из личного дела служащего.
3. Основания и условия наложения взыскания
9. Основанием для наложения взыскания является совершение служащим проступка.
10. Взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка, форме и степени вины лица, его совершившего.
11. При определении вида взыскания учитываются в совокупности:
1) содержание и характер проступка;
2) обстоятельства, при которых проступок совершен;
3) негативные последствия, которые повлек или мог повлечь совершенный проступок;
4) прежнее поведение лица, его совершившего;
5) стаж государственной службы;
6) иные обстоятельства, характеризующие личность служащего.
12. При совершении служащим незначительного проступка с него истребуется письменное объяснение. Если в письменном объяснении служащий согласен с фактом совершения им данного проступка, то лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, имеет право наложить взыскание в виде замечания, выговора или строгого выговора без проведения служебного расследования.
В случае если служащий в своем письменном объяснении не согласен с фактом совершения им проступка, то по приказу лица, указанного в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, должно быть проведено служебное расследование в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами.
13. Взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии и увольнения с занимаемой должности налагаются по результатам проведенного служебного расследования и соответствующим рекомендациям Комиссии в соответствии с порядком, определенным настоящими Правилами.
14. Служащий, в отношении которого проводится служебное расследование, может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей лицом, указанным в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, по рекомендации Комиссии, до решения вопроса об ответственности, но на срок не более четырнадцати дней.
15. Взыскания при совершении проступка, совершенного совместно несколькими служащими, налагаются на каждого виновного в отдельности.
16. За совершенный проступок налагается только одно взыскание.
17. Наложение взыскания не освобождает служащего, совершившего проступок, от исполнения обязанности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение которой было наложено взыскание.
18. Применение к служащему взыскания не освобождает его от других видов ответственности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
- Служащие в случае совершения ими преступлений и иных правонарушений несут иную установленную законом ответственность.
4. Порядок проведения служебного расследования
20. Служебные расследования назначаются приказом лица, указанного в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, и проводятся кадровой службой данного государственного органа (далее — кадровая служба) в срок не более пятнадцати календарных дней со дня совершения проступка или со дня его обнаружения.
Проведение служебных расследований без наличия приказа лица, указанного в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, не допускается.
Служебные расследования приостанавливаются на период временной нетрудоспособности служащего, нахождения его в отпуске или в командировке.
20-1. Служебные расследования по фактам дисциплинарных проступков служащих, указанных в абзаце восьмом главы 1 настоящих Правил, назначаются приказом руководителя уполномоченного органа и проводятся должностными лицами уполномоченного органа в сроки и в порядке, установленными пунктом 20 настоящих Правил.
В случаях необходимости уполномоченный орган может поручить проведение служебного расследования кадровой службе самого государственного органа.
21. Сведения о совершении служащим проступка могут быть в любой форме, подтверждающей факт совершения проступка (жалобы граждан и служащих; докладные, записки руководителей структурных подразделений государственных органов и других служащих; акты прокурорского реагирования; материалы о дисциплинарных проступках, направленных дисциплинарными советами Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы, а также Комиссией по вопросам борьбы с коррупцией; служебные и иные материалы).
22. В ходе служебного расследования кадровая служба или должностные лица уполномоченного органа обязаны всесторонне и полно собрать все материалы и сведения, касающиеся обстоятельств совершения проступка и иных оснований расследования, и представить материалы с соответствующим мотивированным заключением на рассмотрение Комиссии.
23. До рассмотрения материалов о проступке Комиссией от служащего кадровой службой или должностными лицами уполномоченного органа должно быть истребовано письменное объяснение.
- Отказ служащего, в отношении которого ведется служебное расследование, дать письменное объяснение не может служить препятствием для направления материалов служебного расследования на рассмотрение Комиссии и принятия решения о наложении взыскания. В этом случае работником кадровой службы или должностными лицами уполномоченного органа составляется соответствующий акт.
5. Порядок формирования и работы дисциплинарной комиссии
25. Комиссия назначается приказом лица, указанного в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, и состоит из трех членов, представляющих различные подразделения государственного органа. В состав комиссии желательно включать государственных служащих, имеющих юридическое образование и опыт работы по данной специальности. Из числа членов Комиссии лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, назначает Председателя.
25-1. Комиссия уполномоченного органа назначается приказом руководителя уполномоченного органа, который определяет состав комиссии и из числа членов данной комиссии назначает Председателя.
26. Секретарем Комиссии является представитель кадровой службы, который определяется в каждом отдельном случае руководителем кадровой службы. Все материалы работы Комиссии хранятся в кадровой службе.
27. Член Комиссии не имеет права участвовать в рассмотрении материалов служебного расследования и исследовании фактов, касающихся проступка в отношении служащего, являющегося его близким родственником или свойственником, или если у члена Комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность в данном расследовании.
28. Комиссия на своем заседании рассматривает материалы служебного расследования и исследует факты, касающиеся проступка. Комиссия должна заслушать объяснения служащего, в отношении которого проведено служебное расследование, и представителей кадровой службы или уполномоченного органа, проводивших расследование. Комиссия также имеет право заслушать свидетелей и исследовать любые факты, касающиеся проступка. День проведения заседания определяется Председателем и через кадровую службу доводится до сведения других членов и служащего.
29. Рекомендации Комиссии принимаются путем открытого голосования и направляются лицу, указанному в абзаце третьем главы первой настоящих Правил. Члены Комиссии обязаны определенно высказать свое мнение и не воздерживаться при голосовании.
30. При наличии фактов, подтверждающих совершение проступка, Комиссия выносит рекомендации лицу, указанному в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, о целесообразности наложения взыскания и его виде.
31. В случае несогласия с рекомендацией Комиссии лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, имеет право поручить кадровой службе провести дополнительное служебное расследование за исключением случаев рекомендаций, вынесенных комиссией уполномоченного органа, а также Комиссией по вопросам борьбы с коррупцией и дисциплинарными советами Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы.
Материалы дополнительного служебного расследования рассматриваются Комиссией в ином составе.
31-1. Комиссия в своей работе по рассмотрению дисциплинарных дел служащих, совершивших коррупционные правонарушения, обязана взаимодействовать с уполномоченным органом и по результатам рассмотрения представлять в десятидневный срок в уполномоченный орган копию соответствующего решения и ежеквартальные отчеты.
6. Вынесение решения и порядок наложения взыскания
32. Лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, принимает следующие решения: налагает соответствующее взыскание; направляет материалы на дополнительное служебное расследование или не налагает взыскание.
33. О принятом решении лицо, подвергнутое взысканию, в трехдневный срок (под роспись) ставится в известность кадровой службой государственного органа.
34. Взыскание может быть объявлено служащему на заседании соответствующего государственного органа, его коллегии или в присутствии служащих, перечень которых определяется лицом, указанным в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, наложившим это взыскание.
35. В случае нецелесообразности применения взыскания лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, может ограничиться предупреждением служащего о необходимости строгого соблюдения дисциплины.
36. Если в результате служебного расследования будет установлено, что служащий допустил действия, указывающие на признаки преступления, лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, или руководитель уполномоченного органа обязан незамедлительно передать полученные материалы в правоохранительные органы.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях служащего признаков проступка, взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращения.
7. Сроки наложения взысканий
37. Дисциплинарное взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
38. Взыскание не может быть применено:
1) в период временной нетрудоспособности;
2) в период нахождения служащего в отпуске или в командировке;
3) Исключен.
- Период временной нетрудоспособности, отпуска, командировки приостанавливает действие месячного срока наложения взыскания, если администрации стало известно о совершенном проступке в этот период или до его наступления.
8. Акты о наложении взыскания
40. Взыскания налагаются путем издания приказов, распоряжений лица, указанного в абзаце третьем главы первой настоящих Правил.
41. В акте о наложении взыскания указывается лицо, на которое налагается взыскание, проступок, за совершение которого налагается взыскание и вид взыскания.
42. Сведения и акты о взысканиях и предупреждениях подлежат учету кадровой службой государственного органа путем занесения в послужной список служащего.
Сведения о взысканиях, наложенных лицом, указанным в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, на служащих, совершивших коррупционные правонарушения, наказуемые в дисциплинарном порядке, подлежат обязательному представлению кадровой службой в уполномоченный орган по правовой статистике и информации.
9. Снятие взыскания
43. Если в течение шести месяцев со дня наложения взыскания служащий не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не подвергавшимся взысканию.
44. Взыскание может быть снято до истечения шести месяцев, если служащий не совершил нового проступка и при этом проявил себя как добросовестный работник.
45. Взыскание, не снятое ко дню прекращения должностных обязанностей служащим, считается снятым со дня прекращения этих обязанностей.
46. Досрочное снятие взыскания производится наложившим его лицом, указанным в абзаце третьем главы первой настоящих Правил. При этом досрочное снятие взыскания за совершение коррупционного правонарушения производится только по согласованию с уполномоченным органом.
В случае наложения взыскания за совершение коррупционного правонарушения по рекомендации Комиссии по вопросам борьбы с коррупцией досрочное снятие взыскания производится только по согласованию с ней.
47. Для досрочного снятия взыскания непосредственный руководитель служащего, на которого взыскание было наложено, возбуждает соответствующее ходатайство по инстанции.
Лицо, указанное в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, наложившее взыскание, обязано рассмотреть соответствующее ходатайство в срок не позднее пятнадцати календарных дней со дня его получения.
- Со служащего одновременно может быть снято только одно взыскание.
10. Гарантии прав служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности
49. Служащий, привлекаемый к ответственности за совершение проступка, обладает правом иметь своего представителя.
50. Служащий в обязательном порядке должен быть ознакомлен со всеми материалами, связанными с привлечением его к дисциплинарной ответственности.
51. В случае несогласия с действиями или решениями лица, указанного в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, привлекаемый к ответственности служащий вправе в письменной форме обжаловать эти действия или решения в уполномоченный орган или суд.
52. Обжалование решения о взыскании в уполномоченный орган может быть осуществлено служащим в течение одного месяца со дня ознакомления с актом о наложении на него взыскания.
53. Запрещается передавать жалобы на рассмотрение лицу, указанному в абзаце третьем главы первой настоящих Правил, действия которого обжалуются.
54. Обжалование решения о наложении взыскания не приостанавливает приведения его в исполнение.