«ГОСЗАКАЗ В МАСС-МЕДИА КАЗАХСТАНА». ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
7 September, 2010 - 14:53
«ГОСЗАКАЗ В МАСС-МЕДИА КАЗАХСТАНА». ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Автор: Администратор
598

Presscenter.kz,



На сайте Международного центра журналистики MediaNet опубликован Информационно-аналитический обзор «ГОСЗАКАЗ В МАСС-МЕДИА КАЗАХСТАНА».

MediaNet

Итоги госзаказа-2009

Минувший год стал самым насыщенным с точки зрения распространения государственного заказа в области информационной политики в средствах массовой информации Казахстана. 
По разным данным, до 50% всех СМИ Казахстана было охвачено госзаказом в 2009 году. При этом сферы распространения госзаказа были различны. Так, министерство внутренних дел республики заказывало производство телевизионной программы, посвященной деятельности правоохранительных органов в стране, потратив на это 4,4 млн. тенге. 

МИД Казахстана в минувшем году направил на «услуги по реализации информационно-имиджевых проектов в средствах массовой информации России и стран СНГ» 486 млн. тенге. Эти средства были направлены PR-агентства, которые затем заказывали в СМИ материалы о Казахстане. Порядка 403 млн. тенге МИД направил на «услуги по реализации информационно-имиджевых проектов в глобальных и региональных средствах массовой информации». Наконец, на пропаганду внешнеполитической деятельности в казахстанских СМИ было направлено 140 млн. тенге. Еще 837 млн. тенге на «информационно-имиджевую работу» получили посольства Казахстана за рубежом. 

Масштабным был госзаказ и в регионах Казахстана. Суммы госзакупок варьировались, но каждый регион потратил на госзаказ в области информационной политики порядка 100 млн. тенге. Таким образом, как минимум, 1,6 млрд. тенге СМИ получили от администраций областей, столицы и города республиканского значения. 

Основным же агентством, ответственным за распределение государственного заказа в СМИ, в 2009 году оставалось министерство культуры и информации. В минувшем году на госзаказ в области информационной политики министерством было направлено 2,2 млрд. тенге. Министерство проводило несколько раундов конкурсов среди СМИ, в которых преимущественно участвовали республиканские масс-медиа. На проведение государственной информационной политики через газеты и журналы было направлено 1,9 млрд. тенге, через электронные СМИ — 0,3 млрд. тенге. 

При этом получателями госзаказа стали как государственные издания (республиканские и местные), так и частные издания. Наиболее крупные суммы в рамках государственного заказа в сфере информационной политики получили государственные СМИ — газеты «Казахстанская правда» и «Егемен Казахстан» (каждое издание получило порядка 2 млн. долларов США) и телеканалы «Хабар» и «Казахстан». Среди негосударственных изданий крупные суммы в рамках госзаказа были направлены газетам «Экспресс К», «Central Asia Monitor», «Время» и ряд других. 

«Госзаказ побеждает»

Подавляющее большинство печатных изданий в Республике Казахстан, получающих государственный заказ в сфере информационной политики, не указывает при публикации материалов, размещаемых в рамках госзаказа, что данная публикация фактически оплачена из госбюджета. 

При этом тональность таких публикаций во всех случаях одинакова — позитивна по отношению к политике, проводимой государственными органами. В публикациях, как правило, описываются достижения республики в той или иной области, отдельные успехи тех или иных госорганов. Нередки также случаи нелестных отзывов о тех, кого принято считать оппонентами казахстанской власти. В их числе — оппозиционные партии, правительства некоторых демократических государств, общественные организации и так называемые нетрадиционные религиозные объединения. 

Государственные органы утверждают, что проводят постоянный мониторинг материалов, которые публикуются, либо транслируются в рамках государственного заказа в сфере информационной политики. Подтверждением этого является то, что ряд ведомств (в частности, министерство культуры) имело отдельной статьей в программе госзакупок мониторинг СМИ. 

Вместе с тем государственные органы утверждают, что не контролируют содержание публикаций, которые размещаются в СМИ в рамках госзаказа. По их данным, масс-медиа самостоятельно готовят такие материалы. 

Обратную информацию сообщают представители государственных и частных СМИ, которые являются постоянными получателями госзаказ. Так, редактор частного издания, базирующегося в Астане, на условиях анонимности сообщил, что все материалы, которые готовятся в рамках госзаказа, проходят согласование в ответственных органах. В случае с данным изданием — это отдел внутренней политики акимата (администрации) Астаны и министерство информации и связи. При этом редактор указал, что нередко материалы подвергаются серьезной правке. 

Аналогичную информацию представил и журналист государственного республиканского издания, который в течение 2009—2010 годов подготовил как минимум 10 публикаций в рамках госзаказа. По его данным, все они «прошли согласование в высоких кабинетах». Журналист затруднился назвать ведомства, которые цензурировали его материалы, сообщив, что ответственным за согласование является его редактор. 

Таким образом, госзаказ во многих случаях фактически ввел в Казахстане цензуру, когда публикации заранее согласуются с государственными органами и подвергаются серьезным изменениям. 

Введение системы госзаказа также расширило практику самоцензуры изданий, которые являются получателями финансирования по линии госзаказа. СМИ опасаются готовить острые публикации, в которых содержится критика местных и республиканских властей, поскольку это нередко приводит к конфликтам с государственными органами и последующему отказу в предоставлении госзаказа по различным основаниям. Госзаказ стал инструментом давления и ограничения для средств массовой информации республики, в том числе и потому, что многие масс-медиа в последние годы попали в серьезную финансовую зависимость из-за потери рекламодателей на фоне кризиса — госзаказ для многих изданий остался одним из немногих источников получения финансирования. 

Казахский язык и ОБСЕ — двигатели госзаказа

Круг тем, которые выбраны для осуществления государственного заказа в сфере информационной политики, достаточно широк. Вместе с тем есть несколько универсальных тем, которые являются основными на протяжении нескольких лет и, судя по всему, таковыми останутся в будущем. 

Ключевыми темами для публикаций в рамках госзаказа являются государственная языковая политика, статус государственного языка, история языка и культура. Это темы, которые наиболее часто освещаются государственными и частными изданиями, которые получают госзаказ. При этом существует ряд популярных форм для материалов на «языковую тему», например, публикации о казахстанцах славянского происхождения, которые владеют государственным языком. Широко освещаются конкурсы на знание казахского языка, пропагандируется важность его изучения. 

Также большой акцент уделяется пропаганде казахской культуры и истории, особенно в казахскоязычных СМИ, где доля подобных публикаций нередко превышает треть от общего числа. 

Другими популярными темами, особенно, в частных изданиях, являются статьи на тему председательства Казахстана в ОБСЕ, развития демократии, партийного строительства, обороны и безопасности. Нередко издания публикуют материалы малоизвестных политологов, которые анализируют развитие политических процессов в Казахстане и других государствах, указывают на негативные уроки демократического развития и подчеркивают важность «собственного пути развития» страны. 

Отдельной темой для публикаций является критика общественных организаций и так называемых нетрадиционных религиозных объединений. Такие материалы реже публикуются в республиканских изданиях, чаще — в местных СМИ. Как правило, одна публикация впоследствии перепечатывается в нескольких газетах. 

Госзаказ-2010: прогнозы

Несмотря на то, что прошло уже 8 месяцев 2010-го года, до сих пор нет официальных и точных данных о получателях государственного заказа в информационной сфере в текущем году. Есть данные о том, что госзаказ остался примерно на том же уровне, что и в минувшем году. Можно предположить, что те же издания боролись и победили в конкурсе на получение госзаказа. 

Вместе с тем государственный заказ остается одной из самых непрозрачных областей в информационной сфере Казахстана. Несмотря на то, что при рассмотрении конкурсных заявок в рамках госзаказа должны присутствовать общественные организации, нигде не сообщается о составе таких наблюдательных комиссий, которые не имеют права голоса и, таким образом, не могут влиять на результаты рассмотрения. 

СМИ по-прежнему не публикуют информацию о том, какие статьи размещаются в рамках госзаказа, что можно рассматривать как неинформирование читателя о фактическом заказчике материала в лице государства. 

Непрозрачность госзаказа вызывает целый ряд вопросов, в том числе и о его настоящих целях и задачах, которыми фактически в последние годы стали желание государства держать под контролем частные средства массовой информации, которые не могут или не хотят в настоящее время отказаться от получения госзаказа. 

Следующий выпуск обзора будет распространен в начале октября 2010 года. В начале ноября 2010 года выйдет в свет аналитическая брошюра «Госзаказ в сфере СМИ в Казахстане», которая будет содержать данные о госзаказе в сфере информационной политики, оценки эффективности и уместности госзаказа, а также комментарии экспертов.