НЕДЕТСКИЕ РАСТРАТЫ
27 September, 2007 - 18:00
НЕДЕТСКИЕ РАСТРАТЫ
Автор: Администратор
660

Presscenter.kz,



Теперь родители должны обращать внимание на то, какие телепрограммы смотрят их дети

Казахстанское телевидение считается бесплатным. Мы не платим за просмотр развлекательных программ, новостей и многочисленных сериалов. Но в последнее время на телеканалах появляются новые развлекательные программы, за участие в которых нужно платить, высасывая деньги из карманов наивных зрителей, тем более что уже есть и пострадавшие.

Валентина ФОМИЧЕВА, "Взгляд" (г. Алматы)

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке…

Три недели назад в общество защиты прав потребителей «Адал» обратилась женщина, которая получила счет на оплату телефона в сумме 108 120 тенге от АО «Казахтелеком» за участие в новой телевикторине «Остров сокровищ», которая транслируется по казахстанским телеканалам. Ее сын действительно пытался дозвониться по указанному на экране номеру, но, по заверению мальчика, слышал только короткие гудки. По требованию пострадавшей ей была предоставлена распечатка от АО «Казахтелеком», в которой указано, что 1 секунда времени каждого звонка - по тарифу 170 тенге. 

Это обращение далеко не единственное в обществе защиты прав потребителей «Адал», звонки периодически поступают от участников этой телевикторины, но не все спешат писать заявления, утверждает президент общества. «Как решится это дело - пока неизвестно», - говорит Артык Сейткалиева, президент общества «Адал».

По информации отдела по работе с обращениями Казахтелекома, они не несут ответственности, и все вопросы следует адресовать в справочную службу программы «Остров сокровищ» по телефону: 317-93-01. На обращение по указанному телефону мне ответила оператор программы «Остров сокровищ» Дана, которая по непонятным причинам отказалась назвать свою фамилию. По ее словам, счет выставляется после того, как зритель дозвонился и услышал: «Вы попали в интерактивную игру, ваш звонок зарегистрирован». К тому же ведущая предупреждает, что детям до 18 лет за¬прещено принимать участие в телевикторине. Поэтому сумму в 108 120 тенге погасить родителям ребенка все же придется.

По мнению участников похожего проекта на российском канале ТНТ, звонок сбрасывается, при этом сумма со счета звонившего снимается. С одной стороны, звонка не было, ведь трубку никто не поднимал, но деньги пропадают. Это, конечно, чистой воды нарушение потребительских прав, но, похоже, еще никому не удалось отстоять свои права.

Психологический трюк

Учитывая, что программы игрового жанра только начинают появляться в казахстанском эфире, а желающих легким способом заработать деньги очень много, такие и похожие случаи будут происходить еще не раз. 

Ну а пока зрители «покупаются» на убеждения красивой девушки в платье с большим декольте, предлагающей отгадать простейшую, как для первоклассников, загадку, из хаотично разбросанных букв сложить слово, разумеется, за большие деньги. Скорее всего, телефон в студии просто накаляется, но почему-то редко кто дозванивается, а тем более предлагает правильный вариант. После очередного звонка недогадливого участника ведущей ничего не остается, как повысить ставки, подогревая азарт зрителей тем, что игра в любой момент может остановиться, а вы так и не успели набрать заветный номер. И почему-то никого не удивляет, что на простейший вопрос правильный ответ поступает только в последние мгновения передачи.

По мнению психолога Елены Демченко, с психологической точки зрения игры такого направления, на которые покупается зритель, - это хорошо продуманный шаг, приносящий завидные доходы. «Ведущая телепрограммы, говорящая без умолку одно и то же, воздействует на подсознание зрителя. В итоге он перестает что-либо понимать и чувствует себя готовым на все уже через 5 -10 минут уговоров: кажется, так легко получить большую сумму денег, нужно всего лишь позвонить. Но если даже и удается единицам стать победителями, то прибыль от постоянно набирающих один и тот же номер телефона зрителей значительно больше, чем сумма выигрыша. 

Обычно в подобных играх принимают участие молодые люди среднего достатка, поддающиеся давлению извне либо страдающие чрезмерным чувством азарта. К сожалению, в последнее время игроманов становится больше: спуская последнее, они не могут остановиться, продолжая играть в любую игру, главное - постоянно ощущать азарт. Как правило, такие пациенты тяжело излечимы, и в их выздоровлении больше заинтересованы близкие родственники, чем они сами», - утверждает психолог. Однако это еще не все, есть и более простые, но прибыльные методы интерактивного участия зрителей в шоу-программах.

Отправь SMS и осуществи мечту

Самый простой и распространенный способ изъятия денег у телезрителя - это SMS-голосование. Согласитесь, приятно принять участие, к примеру, в выборе самой талантливой «суперстар», повлиять на судьбу полюбившегося певца. Но за то, чтобы отдать свой голос, нужно опять же заплатить небольшую сумму денег, которая может быть от 0,5-2$ или в 10 и более раз больше, чем за обычное SMS-сообщение. Иногда, приняв активное участие в голосовании, зритель бывает неприятно удивлен, обнаружив изрядно опустевший счет телефона. Потом, конечно, вспоминает о нескольких SMS -сообщениях, отправленных по особому тарифу, но время уже ушло, остался лишь вопрос, кто стал обладателем этих денег.

Интерактивный пирог

Как правило, схема разделения прибыли, будь то от SMS - сообщений или от телефонных звонков, выглядит так. Часть получает сотовый оператор, другую - телеканал, и последнюю долю прибыли имеет компания, обрабатывающая звонки. Исходя из российских источников, суммы могут быть не менее 100 000$ за шоу-программу, ну а прибыль от таких мировых проекторов, как Евровидение, исчисляется в миллионах.

Все бы ничего, ведь каждый сам принимает решение, участвовать или нет в голосовании. Но, как правило, на эти уловки покупаются самые незащищенные и доверчивые - дети и подростки, отдавая свой голос еженедельно или в ежедневном голосовании, в конечном итоге отправляя на ветер большую сумму денег родителей. С одной стороны, лицам, не достигшим 18 лет, запрещается участвовать в играх, связанных с деньгами и азартом, но, как правило, юные участники либо не придают значения, либо не обращают внимания на «бегущую» строку, в которой мелким шрифтом написаны правила игры. Ведь куда красочнее изображена надпись о том, что до выигрыша - буквально рукой подать! 

Kinder many

Необходимо развивать в ребенке культуру правильного отношения к деньгам. Тем более что для этого предостаточно методик. По мнению педагогов, карманные деньги должны быть у детей старше 5-6 лет, это дает возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки, вырабатывает чувство рационального их использования. К тому же вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. 

Чтобы определить, в каком количестве денег нуждается ребенок, желательно произвести совместный расчет суммы, которая необходима для полноценной жизни. Не стоит брать в расчет крайние варианты материального благополучия или неблагополучия, от которых никуда не уйти в нашем мире. Если брать среднестатистическую семью, расчет может происходить из следующих составляющих: оплата сотового телефона, проезд в общественном транспорте, небольшая сумма на жевательные резинки и мелкие сладости, от которых никуда не деться, покупка диска с мультиками, играми и еще не- большая часть - на всякие непредвиденные случаи. 

В любом случае независимо от финансовых возможностей семьи и безграничного желания ребенка желательно заранее договориться, на что он будет тратить свои карманные деньги, чтобы эта сумма включала:

- расходы на что-нибудь вкусное в школьном буфете;

- покупку недорогих сувениров или ручек, карандашей;

- откладывание части денег в копилку для покупки дорогой игрушки, компьютера, игровой приставки и т.д. 

Цель этого финансового детского расчета - не зажать ребенка в жесткие материальные рамки, а научить его расставлять приоритеты. К тому же это дает возможность осознания, что деньги не падают с неба и не возникают из ниоткуда. Совместное планирование расходов поможет лучше ориентироваться в окружающем мире, научит соизмерять свои потребности и возможности, а это облегчит дальнейшую жизнь и поможет избежать всевозможных форсмажорных обстоятельств.

Некоторые взрослые дают деньги только с условием, что школьник потратит их на линейку или булочку, но это не привьет ребенку ответственности за свои решения. Лучше смириться со свободой траты денег ребенком в пределах 300 тенге: даже если эти деньги будут потрачены впустую, у ребенка все равно будет возможность оценить рациональное их применение. Поэтому полезнее научить ребенка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки. Если же малыш заблуждается, стоит попытаться его переубедить, но окончательный выбор оставить за ним. Неудачные приобретения - часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе - полезные уроки не бывают бесплатными.

Помимо этого, не стоит забывать, что: 

- выдача суммы должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплаты или ее отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности;

- ребенок должен понять, почему родители дают ему деньги. Но не путайте карманные деньги с прожиточным минимумом;

-лишение карманных денег не должно использоваться как наказание.