ПРИШЛА ПОРА ГОТОВИТЬ КАДРЫ
28 June, 2007 - 18:00
ПРИШЛА ПОРА ГОТОВИТЬ КАДРЫ
Автор: Администратор
579

Presscenter.kz,



В отечественной фотографии накопилась масса вопросов, считают мэтры фотожурналистики

Сержан ЖУНУСОВ, "С пером и шпагой"

«Взаимодействие фотографов и СМИ» – «круглый стол» с таким названием прошел в Алматы. Его организаторы преследовали благую цель – наладить сотрудничество издателей с молодыми фотографами. Однако «взаимодействия» не получилось, так как большинство приглашенных представителей массмедиа проигнорировали мероприятие. 

Тем не менее визуальный облик казахстанских газет и журналов оставляет желать лучшего. С этим согласны, в общем-то, все – и издатели, и читатели. Как изменить ситуацию? И почему в стране до сих пор не сложилась своя школа фотографии? Об этом наш разговор с одним из участников неудавшегося мероприятия – членом Cоюза фотохудожников России и почетным членом фотографического общества «Темный фонтан» (Франция) павлодарцем Едыге НИЯЗОВЫМ, работы которого находятся в Государственном Русском музее, в музее фотографии во Франции, в частных коллекциях США, Германии, Голландии, Финляндии. Таких мастеров в Казахстане – пересчитать по пальцам. Но они есть и готовы делиться опытом с молодыми коллегами. 

Виноват «глянец»?

Едыге, как Вы оцениваете уровень фотографического наполнения современных казахстанских газет и журналов?

- Уровень, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это связано с общей проблемой фотографии в Казахстане. Сегодня фотография в республике не имеет возможностей для развития. Если в России, как в советские времена, работают детские фотостудии, существуют летние академии, проводятся выставки-фестивали, то у нас ничего этого нет. Хороших фотографов очень мало. Раз так, значит, нет искусствоведов, специализирующихся на фотографии, нет кураторов выставок, нет редакторов, разбирающихся в фото. Нужно обучать молодежь. Пришла пора готовить кадры. Только тогда ситуация сдвинется с места.

В чем конкретно проявляется низкий уровень фотографий в печатных СМИ?

- В репортерских снимках отстает творческий подход. Происходит событие: встретились политики, поздоровались. Десять репортеров работают, и у всех примерно одинаковые кадры получаются. И лишь один из них может снять отличное фото, если успеет «поймать» интересную мину, запечатлеет тот момент, когда, к примеру, герой скосил глаза, почесал затылок.

Как часто, просматривая отечественную прессу, Вы останавливаете взгляд на оригинальных, интересных фотоработах? Они вообще встречаются?

- Неплохие фото попадаются. Чаще в газетах, чем в журналах. Но оригинальных, таких, которые «цепляют», – одна на тысячу. Остальные… как бы «неживые». Просто механическое отображение события. Элементарный щелчок, и все.

Возможно, это связано с нехваткой времени? Фотокор сегодня сделал снимки, выбрал самый удачный кадр, и тут же газета верстается, чтобы завтра вышел номер.

- Не согласен. Скорость всегда важна. Думаете, раньше было по-другому? Только техника была старая. Десятилетия назад у фотографа была тренога (которую нужно установить быстро и в подходящем месте), небольшой отрезок пленки и одна порция магния. Причем снять надо тот момент, когда дети вручат Сталину цветы (допустим, такую ситуацию). Сейчас фотограф на такую съемку «убил» бы сто кадров. А тогда один кадр был, и все.

Выходит, технический прогресс балует фотографов?

- Есть такой момент. Дисциплины стало меньше, однозначно.

Какие ошибки допускают Ваши молодые коллеги?

- Об ошибках можно судить по конкретным фотографиям. В общем, я думаю, дело не в ошибках, а в подходе. Общий уровень репортерской фотографии даже в России упал. В этом, мне кажется, повинны глянцевые журналы. Хоть и защищают такие издания, но именно они занижают планку требований к качественному, интересному фото. Открываешь эти журналы – там «тусовочные» материалы: такая-то знаменитость с такой-то на такой-то вечеринке. Журналы такие тоже имеют право на существование, вкусы ведь разные. Но беда в том, что они заполонили рынок. Они не учат, не развивают, не воспитывают. Человек, который мало видел настоящие фотографии, мало общался с профессиональными фотографами, варится в собственном соку, ему трудно ориентироваться. Чтобы понимать фотографию, нужны определенные знания, умения, опыт, которые можно получить у старших.

Учить и учиться

Вы говорите о том, что в Казахстане нужно организовать собственную школу фотографии, обучать молодежь. Как Вы себе это представляете?

- Надо создавать образовательные центры, фотостудии, проводить выставки, приглашать известных фотографов из той же России для мастер-классов. Без работы с молодежью ничего не изменится. Будут случайные люди заниматься фотографией и зарабатывать на этом, как это происходит сейчас. Человек, который сам мало что умеет, мало знает, – ему нечему обучать других. 
В Казахстане нет и не было единой школы фотографии. Может, на меня обидятся алматинцы, но в Павлодаре сложилась более яркая школа, чем в Алматы. Была школа в Караганде. Про другие города я вообще не говорю, там фотография либо в зачаточном состоянии, либо ее нет. У нас всего три города, где фотография развивалась, и по инерции фотографические традиции там еще сохранились. Остались люди, которые прошли путь этих фотоклубов. Хоть что-то там есть. Но этого явно недостаточно.

Сейчас говорят о том, чтобы начать обучение по специальности «фотография» в Академии кино и телевидения…

- Было бы хорошо. Нужно не обучать фотографировать, а обучать фотографии. Чтобы молодежь понимала, что это такое – фотография. Сегодня многие покупают «мыльницы», «цифровики» и думают, что умеют фотографировать. Снимают все – от домохозяек до бизнесменов. Другое дело, как это делают. Поэтому царствует вкусовщина, обывательщина, о чем мы спорили за «круглым столом». И большинство людей не имеет вкуса, в том числе фотографического. Но откуда ему взяться, если нет воспитания? Нужно смотреть как можно больше хороших фотографий. Мы их не видим.

Есть ли в Казахстане педагоги, которые смогут преподавать спецдисциплины студентам?

- Не знаю о педагогах. В достаточном количестве, наверное, нет. На первом этапе надо будет приглашать из-за рубежа. Учебные пособия, всевозможные книги сейчас есть. Они, конечно, не заменят живого общения. Надо общаться, перенимать опыт, чтобы чего-нибудь добиться. Технике обучить можно любого. А понимать фотографию как искусство – это сложно. Это время должно пройти.

Организаторы «круглого стола» признались, что далеко не все состоявшиеся фотографы согласились встретиться с молодыми, провести мастер-классы. Одни сослались на занятость, другие сказали, что не хотят делиться своими секретами. Как Вы к этому относитесь?

- Это, конечно, их дело. Я этих людей не осуждаю. Но скажу, что они обедняют сами себя. Общение с молодежью – это энергетика, это духовное обогащение. В конце концов, будут люди, которые продолжат твое дело. Говорю по своему опыту. В Павлодаре я руководил фотостудией, очень много ребят обучалось у меня. И сейчас я готов передать свой опыт ученикам. 

Есть мнение, что талантливый человек сумеет пробиться, несмотря на отсутствие школы, педагогов, литературы и прочих условий. Вы разделяете это мнение?

- Это мнение – неправда. Как педагог, знаю: чтобы пробиться, кроме таланта должен быть характер. Не у всех талантливых, к великому сожалению, есть характер и пробивная сила. Если они совмещаются, то продвижение есть. Если нет – все глохнет.

Cекреты хорошей фотографии

Где Вы сами обучались?

- Мое поколение не проходило специальных курсов, в то время не было кружков. Мы обучались друг у друга. Потом я начал ездить по всему Союзу, знакомился с самыми знаменитыми фотографами Страны Советов. Многому у них учился. Стал заниматься арт-фотографией. Предпочитаю пейзаж и портрет. Это не репортерское фото. Эта та фотография, которая висит на выставках, покупается коллекционерами, музеями. Это, можно сказать, произведение искусства.

В чем заключается секрет хорошей фотографии?

- Опыт, знания, талант плюс везение. Фотографу, бывает, повезет так, что шедевр получается. А бывает, наоборот, не везет. Чтобы получилась хорошая фотография, нужно пройти определенный путь. Учатся ведь десять и более лет, а шедевры делают за секунду. Когда говорят: «Ах, с каким трудом я это снял!» – не верьте. Все самое лучшее делается легко и быстро. Другое дело, что за этим стоит.

И что за этим стоит?

- Интеллект, характер, образование и опыт. 

Опять мы с Вами пришли к вопросу подготовки молодого поколения фотографов.

- Да, опять же подготовка. Оттуда, что называется, «все уши растут».