НЕБО И ЗЕМЛЯ
14 March, 2007 - 19:34
НЕБО И ЗЕМЛЯ
Автор: Администратор
677

Presscenter.kz,



Если деятельность СМИ является своего рода зеркальным отражением событий, происходящих в обществе, то деловая журналистика является зеркальным отражением процессов, протекающих в экономике и казахстанском бизнесе.

Акжол Садешов, Эксперт-Казахстан

Деловая пресса развивается в нашей стране относительно недавно, но к настоящему времени она достигла уже многого. Это обусловлено непосредственно количественным и качественным ростом отечественного предпринимательства, которое является основой для этого направления журналистики. Растут и совершенствуются компании, вместе с ними растем и мы (журналисты). Ежегодно к деловым СМИ предъявляются требования по повышению качества материалов в плане оперативности, эксклюзивности, объективности статей. И мы стараемся адекватно отвечать существующему спросу со стороны наших читателей – представителей предпринимательства. Вместе с тем существующие недостатки деловой журналистики также напрямую связаны с состоянием казахстанского бизнеса.

Тот факт, что мы стали работать оперативно и публиковать много интересных материалов, связан с готовностью и желанием компаний предоставлять информацию о себе и о рынке в целом. Появление хороших интервью и аналитических статей – тоже плод успешного сотрудничества СМИ и бизнеса. За все это спасибо тем компаниям, которые осознают необходимость предоставления сведений корреспондентам.

Но, к сожалению, приходится отметить и другую сторону сотрудничества. В Казахстане по-прежнему много компаний, до которых журналистам практически невозможно достучаться. Хотя их деятельность вызывает большой интерес у наших читателей. Конечно, мы понимаем, что есть такое понятие, как коммерческая тайна, и с этим необходимо считаться. Но не стоит подгонять под этот термин все сферы деятельности предприятия. В результате складывается такое впечатление, что большая часть компаний работает на военно-промышленный комплекс нашей страны. Хотя, в принципе, вопрос прозрачности – это не только проблема деловой журналистики и бизнеса, это проблема всей нашей экономики.

Иной раз становится смешно, когда читаешь некоторые пресс-релизы компаний. Многие заявляют, что они являются прозрачными, и особое внимание уделяют вопросам социальной ответственности. Но когда к ним обращаешься с просьбой предоставить интересующую информацию (например комментарий к тем или иным событиям), нередко получаешь отказ. Это в свою очередь напрямую влияет на оперативность подготовки новостей и аналитических статей. А ведь все мы хотим читать свежие и интересные материалы, где будут отражены мнения всех сторон. Получается, что все хотят читать качественные статьи, однако мало кто хочет сотрудничать с прессой. А если это и делают, то с большим трудом.

Английский писатель Гилберт Честертон сказал, что «газета, выходя чрезвычайно быстро, интересна даже своими просчетами; энциклопедия же, выходя чрезвычайно медленно, неинтересна даже своими открытиями». В деловой журналистике просчеты недопустимы, такое хоть и редко, но все же случается. Кто виноват в подобных случаях? Первым делом принято считать крайним автора публикации. Но не стоит забывать, что корреспонденты или обозреватели готовят свои материалы, основываясь на данных, предоставленных непосредственно участниками рынка. А проверить эту информацию часто не представляется возможным.

В Казахстане прозрачностью и эффективной работой со СМИ может похвастаться только один рынок – финансовый. Если сравнить сотрудничество журналиста с финансовой организацией и торговой или производственной компанией, то это земля и небо. Например, в банках, кроме структуры настоящих владельцев, практически все прозрачно и доступно. В большинстве крупных и средних финансовых организаций существуют департаменты или отделы по связям с общественностью, которые стараются работать оперативно.

В компаниях нефинансового сектора и государственных органах все наоборот. Конечно, и там существует небольшое количество ведомств, активно сотрудничающих с деловыми СМИ во многом благодаря профессиональным качествам сотрудников пресс-служб. Хотя это, скорее всего, исключение, нежели правило. Обычно все усложняется из-за всевозможных бюрократических процедур. Нередко бывают случаи, когда ответ на официальный запрос готовится около месяца. Хорошо, если потом журналисту предоставят запрашиваемую информацию. Отлично, если она будет предметной и исчерпывающей. Но так бывает далеко не всегда. Около месяца назад был случай, когда одно ведомство готовило ответ в течение двух недель, а потом выслало в редакцию официальное письмо. На самом деле это даже не ответ, а объяснение, почему они не могут предоставить информацию. И все это было расписано на две страницы формата А-4. Неужели было сложно просто сказать, что не смогут предоставить информацию? В подобных ситуациях журналистам лучше сразу получить отрицательный ответ на запрос, так как это позволит им быстрее найти альтернативные источники или же приступить к подготовке нового материала. Но в таком случае совершенно очевидным становится фактическое нарушение закона «О СМИ».

Мы периодически наблюдаем, как тот или иной чиновник или компания начинают судиться со СМИ. Эта тенденция говорит о желании истцов отстаивать свои права. Несмотря на то что практически все журналисты знают о своем праве на получение информации, что-то я не припоминаю прецедента, когда СМИ подали бы в суд на организацию за отказ в предоставлении информации. Подобные конфликты, как правило, не доходят до правового разбирательства. Как ни парадоксально, но корреспонденты каждый день пишут о нарушениях прав предпринимателей, но мало кто уделяет внимание нарушению прав журналистов.

Хотелось бы отметить, что все вышеизложенное – это повод призадуматься бизнесу над отношениями с деловыми СМИ. От нас читатели ожидают своевременного и качественного информационного и аналитического продукта. А получат они его или нет, во многом зависит от того, кто в данный момент читает эту статью, – представителей делового мира.