Presscenter.kz,
Оксана МАКУШИНА, "C пером и шпагой"
Как ни горько это сознавать, но в Казахстане сегодня сложилась парадоксальная ситуация. В стране готовится огромная армия журналистов, в государственных и коммерческих вузах открываются факультеты и отделения журналистики, а квалифицированных кадров — острейший дефицит. Почему? Что необходимо сделать, чтобы решить эту проблему? Как и чему учить будущих журналистов? Как должна отразиться на их подготовке и специализации та рыночная реальность, в которой уже сейчас им приходится работать? Об этом наш разговор с Адилем Джалиловым, директором международного центра журналистики «MediaNet».
Адиль, когда ты сталкиваешься с молодыми журналистами, что, прежде всего, бросается в глаза?
- Главная беда молодежи – низкий уровень начитанности. И это очень сильно бросается в глаза. Но если сравнивать с советским и постсоветским поколениями, нынешнее владеет иностранным языком, что потенциально расширяет возможности по добыванию информации. Другим плюсом является то, что молодежь на «ты» с компьютером, Интернетом. Пожалуй, вот это три положительные характеристики применительно к молодому поколению журналистов.
Но это больше технические навыки… А что еще нужно сегодняшнему журналисту, чтобы можно было про него сказать – «профессионал»?
- В первую очередь, это самостоятельность мышления. Журналист, им обладающий, сможет выбрать себе ту редакцию, которая соответствует его гражданской позиции, ту редакцию, где он сможет проявить свою самостоятельность, индивидуальность, а не просто отсиживать часы и отрабатывать зарплату.
Но где-то должна быть кузница профессиональных кадров?
- Теоретически на факультете журналистике.
А практически?
- Опыт показывает, что в журналистику приходят из разных профессий.
Зачем тогда вообще журналистские факультеты, департаменты?
- Я хотел бы уточнить, что сейчас в Казахстане 18 структур, готовящих журналистов. Но официально статус факультета журналистики у нас только в КазГУ.
И что, армия из 18 «структур» не справляется с подготовкой журналистов?
- Хотелось бы мне сказать, что они справляются с этой задачей, но иногда у меня такое впечатление, что за формальностями: следование учебным программам, сдача зачетов, экзаменов, защита дипломов – на самом деле нет реальной подготовки профессиональных кадров.
Странно получается, у нас сегодня свобода выбора, больше возможностей, а в результате хороший журналист – штучный товар…
- Думаю, здесь играет роль целый комплекс различных факторов, которые привели к такой ситуации. Первое – это отток кадров из преподавательского состава. Позиция преподавателя на факультете журналистики не выдерживает конкуренции с позицией того же главного редактора или, скажем, пиар-менеджера в каком-нибудь банке. Второй фактор – это отток кадров из страны и снижение в целом культурного уровня населения. И третий фактор, что сейчас люди по определению стали мало читать в связи с тем, что помимо книг сейчас есть много других источников информации. Если раньше книга была главным развлечением и она же формировала ту самую независимость мышления, то теперь акценты сместились.
Но у нас же сейчас другие скорости, другие темпы, может, и достаточно коротких сюжетов, коротких материалов, больше фотографий и прочих картинок? Нужны ли сегодня объемные статьи с серьезным анализом?
- Я не за то, чтобы статьи были сложные, тяжеловесные, когда-то я сам ушел из науки, потому что не был уверен, что мои «монументальные труды» будут кем-то востребованы. Но журналистика сама по себе - это упаковка для подачи информации. И идеальный журналист должен не только осмыслить все, обработать, но и красиво подать. Ну, как делает, скажем, со своим продуктом компания по продаже молока или другого рыночного продукта. Любой продукт должен быть представлен красиво, вкусно, чтобы он был заметен для потребителя.
Кстати, низкая конкурентная среда в Казахстане на рынке информационного продукта приводит к тому, что очень беден рынок идей. Сейчас на рынке нет оригинальных проектов, все в основном заимствованы со стороны.
И что же делать?
- Я могу сказать о работе нашего Центра журналистики. Мы попытались сделать что-то вроде альтернативно-дополнительного курса относительно академического курса факультета журналистики, сделать школу журналистики, где пытаемся увлечь молодежь журналистской профессией. Мы обучаем их 5-6 месяцев, а затем пытаемся их трудоустроить. Но это лишь капля в море.
И насколько успешно решаете в рамках своего проекта поставленную задачу?
- У нас примерно тот результат, который мы ожидаем. Мы планируем, чтобы 30% наших учеников трудоустраивались. При этом мы не ставим цели пополнить ряды какой-то конкретно прессы: провластной или оппозиционной. Мы работаем на весь рынок.
А что, у журналиста может быть идеологически направленное мышление?
- В идеале, конечно, нет. Это я так говорю, исходя из реалий жизни. У нас в школе есть ряд запретов для лекторов: запрещено межнациональную рознь сеять и транслировать свои политические симпатии и антипатии. Мы считаем, что никто не имеет право молодым мозгам навязывать свои политические предпочтения. Задача тренеров - дать профессиональные навыки и пробудить в слушателях желание работать с информацией. А вот что касается выводов, то он должен их делать самостоятельно.
Как ты думаешь, снижение уровня профессионализма – это какая-та общая тенденция или наша отечественная проблема?
- В гораздо более интеллектуально продвинутой Москве, когда я был на стажировке в Союзе журналистов минувшей весной, где довелось общаться с представителями разных журналистских организаций, все жаловались на дефицит кадров. Все жаловались на снижение общего уровня, в том числе на снижение интеллектуального уровня молодых журналистов. А раз в Москве такое творится, то что говорить о нас? Просто не оценивается на сегодняшний день масштаб проблемы.
У меня такое ощущение, что поколение, которое придет на смену нынешнему, будет абсолютно атрофированное. Они даже не будут понимать, зачем им нужна свобода слова, они будут совершенно неадекватны рынку.
Что бы ты посоветовал молодежи, которая все-таки хочет стать журналистом? Может, самообразованием активней заняться?
- Я всегда, на лекциях у нас в центре или где-то на выездных семинарах, отвечая на подобный вопрос, говорю: 1. Это самостоятельность мышления. 2. Начитанность. 3. Избегать стереотипов и быть неравнодушным.
Журналистика – это профессия, которая требует от человека быть в рабочем режиме все 24 часа в сутки.