ТВАРЬ Я ПРОДАЖНАЯ ИЛИ…?
30 January, 2007 - 18:00
ТВАРЬ Я ПРОДАЖНАЯ ИЛИ…?
Автор: Администратор
870

Presscenter.kz,



Не все наши коллеги согласны с мажилисменом Трошихиным

Татьяна ТРУБАЧЕВА, С пером и шпагой

«Зачастую журналисты – это подневольные люди, – заявил депутат Михаил ТРОШИХИН на одном из последних пленарных заседаний Мажилиса. – Сказал редактор: вот того облить грязью, а если не обольешь – вылетишь. Или есть такая категория продажных журналистов, которые за деньги это делают».

Это – мнение народного избранника. Но согласны ли с ним сами журналисты?

Валерий НОВИКОВ, редактор газеты «Известия-Казахстан»:

- Нет, конечно, не согласен. Я точно так же могу сказать, что депутаты выполняют чью-то волю, которую диктует какой-то человек. И пусть он докажет обратное.

Ведь всякие люди бывают. Наверное, среди журналистов есть и непорядочные люди. Не наверное даже, а наверняка. Но, работая несколько десятков лет в казахстанской журналистике, я могу сказать, что порядочных людей в нашей журналитике больше, чем непорядочных. Лично мне не попадались коллеги, которые за деньги или по приказу своего редактора очерняли кого-нибудь. И вот так огульно говорить обо всех – это просто неприлично со стороны депутата.

Лариса ЧЕН, собкор газеты «Республика» по Карагандинской области:

- Столь категоричное высказывание если и вызывает какие-то чувства, то преимущественно глубокого недоумения.

Вообще, признаюсь как на духу: не раз, когда мне приходилось слышать обвинения в «продажности», я с глубокой тоской думала: «Вот хоть бы кто денег предложил!». Потому как, несмотря на видимую серьезность обвинений в продажности журналистов, мой опыт подсказывает, что почвы под ними нет никакой. Уж не знаю, то ли это в силу моей профессиональной несостоятельности, то ли из скромности «заказчиков», то ли по каким-то еще причинам, но почему-то денег за «заказные» статьи мне лично никто предлагать не торопится. Более того, некоторые интервьюируемые, пусть в шутку, но все же требовали «делиться гонораром». Самым большим из того, что могло бы еще как-то сойти за взятку, были приглашения на ужин от интервьюируемых-мужчин… Да и те (мужчины) по закону подлости почему-то были не в моем вкусе, так что приходилось отказываться…
Редакторы мне тоже попались, видимо, «не того калибру», ибо не только не требовали «опустить» или облить грязью кого-нибудь, но в большинстве своем, напротив, ревностно следили за тем, чтобы я в своих публикациях, не приведи господь, «не обидела» кого-нибудь…
Интересно было бы знать у 
г-на Трошихина, где находятся места обитания «продажных журналистов» и поля непримиримой битвы за журналистскую свободу? Обязательно схожу – посмотрю…

Игорь ВИНЯВСКИЙ, независимый журналист:

- Да, согласен, что такая категория есть. Но это – проблема глубокая. Во-первых, потому что в журналистике много случайных людей, а во-вторых, потому что пресса в несвободной стране вынуждена как-то выживать. Я не оправдываю их, но продажные журналисты – это отражение действительности. В нормально развитом гражданском обществе и правовом государстве продажные журналисты просто не выживут. А у нас благодатная почва.

Назира ДАРИМБЕТ, главный редактор газеты «Азат»:

- Категорически не согласна. Исходя из личного опыта, могу сказать, что никогда во время работы корреспондентом мне лично ни один редактор не давал задания облить кого-то грязью. И как редактор могу заверить и сказать на всю страну, что своим журналистам такого задания не давала и давать не буду.

Я понимаю, что ситуация в Казахстане не позволяет быть абсолютным свободным журналистом, но принципы, если ты человек, а не просто пешка в чужих руках, должны быть. И таких журналистов, на мой взгляд, больше, чем тех, о которых говорит депутат. Нет продажных журналистов, есть просто люди, готовые ради денег и карьеры поступиться любыми принципами. 

Знаете, по этому поводу я вспомнила случай. После окончания университета я пришла в одну газету, где мне предложили написать статью про владельца одного ночного клуба в Алматы. В ходе работы выяснилось, что ниточки ведут на самый верх. И что это не журналистское расследование, как мне представил это главред, а обычная война между группировками во властной элите. Тогда я отказалась, и он меня за это уволил. Поэтому бывают разные люди и разные журналисты… Но в основном, я думаю, честных больше.

Мария КАБЫШЕВА, журналист интернет-портала "Stan.kz":

- Я с этим мнением не согласна. В своей работе журналисты руководствуются не только редакционным заданием. В первую очередь, совестью. Если не применяются какие-либо насильственные меры по отношению к нему или его близким, ни один здравомыслящий журналист нарушать профессиональную этику не будет. А продажные люди, непорядочные, есть в любой профессии.

Ирина СЕВОСТЬЯНОВА, журналист (Астана):

- В каких-то изданиях, возможно, есть и корпоративные интересы. Но это не настолько масштабно, как, может быть, складывается мнение, исходя из слов мажилисмена. Я не могу априори утверждать, что таких фактов нет вообще, но в большинстве центральных уважаемых изданий - нет точно.