Presscenter.kz,
Юлия ПАЛЬ, "С пером и шпагой"
Как это ни печально, но чем дальше Казахстан движется по пути развития демократии (в чем нас старательно уверяют с высоких трибун), тем напористее действует исполнительная власть, пытаясь ужесточить контроль над СМИ. И сегодня этим занимается не только Министерство культуры и информации, но и… МВД!
Именно Министерство внутренних дел решило вдруг обратиться к депутатам парламента РК с предложением усилить ответственность за клевету в период проведения значимых общественно-политических мероприятий, имея в виду прежде всего СМИ. Неужели казахстанские средства массовой информации обладают таким влиянием, что власти всенепременно хочется его ослабить? Может, на самом деле правы те, кто утверждает, что СМИ в нашей стране являются четвертой властью? С этим вопросом мы обратились кпрезиденту Алматинской ассоциации предпринимателей Виктору ЯМБАЕВУ.
Виктор Вениаминович, считаете ли Вы казахстанские СМИ четвертой властью?
- Нет, я не думаю, что средства массовой информации являются у нас четвертой властью. Сегодня основные полномочия сосредоточены в руках исполнительной власти, ведающей всеми распределительными, согласовательными и разрешительными процедурами, и все рычаги воздействия в настоящее время сосредоточены у нее в руках. Да и судебная власть полностью зависит от исполнительной власти.
Что же касается средств массовой информации, то здесь у меня складывается двоякое впечатление. Даже страшно представить, что было бы, если бы у нас не было даже тех немногих СМИ, которые сегодня существуют. Не будь их, многие вопиющие факты беззакония и превышения должностных полномочий вообще не были бы известны не только широкой общественности, но и, возможно, даже правоохранительным органам. Ведь любое ведомство в первую очередь оберегает честь свого мундира, руководствуясь при этом ведомственным эгоизмом, а не интересами граждан и государства.
Да, я не считаю, что СМИ сегодня – это в полной мере четвертая власть. И самое главное, по моему мнению, вовсе не нужно, чтобы средства массовой информации были именно властью. Думаю, что пресса должна быть максимально независима. Власть же предполагает ответственность и определенные обязательства. А главное назначение независимой прессы - формирование общественного мнения. СМИ должны быть свободны именно в этом смысле слова.
Средства массовой информации не могут представлять собой какую-либо ветвь власти еще и потому, что при наличии власти, как правило, сразу возникает желание злоупотреблять ею. Я считаю, что власть вообще, и особенно на постсоветском пространстве, – это всегда источник коррупции и нарушения гражданских прав. Поэтому СМИ, если у них будут реальные рычаги политического влияния, могут не стать, а точнее, не станут исключением из этого.
Главная функция СМИ – объективное отражение реалий и формирование общественного мнения в рамках реально происходящих событий. И я считаю, что СМИ уже сегодня играют очень важную, если не сказать главную роль, в формировании общественного мнения, в расстановке правильных приоритетов. Независимые СМИ сегодня стоят на стороне гражданского общества.
Госорганы же, в свою очередь, обязаны сотрудничать со всеми средствами массовой информации, как предписывает им это закон. Отказ от предоставления информации СМИ должен рассматриваться как серьезное нарушение и административный проступок со стороны госслужащего. Власть должна быть подотчетна обществу через СМИ. Любой государственный служащий, содержащийся за счет средств налогоплательщиков, обязан давать полную информацию, если она не является секретной, представителям СМИ. И тем самым быть открытым и подотчетным обществу, на деньги которого он живет. Это обязанность госчиновника любого уровня.