Presscenter.kz,
Гульмира АРБАБАЕВА, "Панорама"
Программа обмена опытом и обучения осуществлялась в тесном сотрудничестве со Словенским институтом мира. Так, были организованы встречи с соответствующими официальными лицами и экспертами Министерства культуры, Комитета защиты конкуренции и др. Также Институт мира ознакомил казахстанцев со своими исследованиями, деятельностью в области пропаганды и проведения кампаний по передаче опыта медийных НПО Словении в борьбе с монополизацией СМИ. Дискуссии охватывали такие темы, как правовая основа концентрации СМИ, кампания защиты демонополизации, рыночные механизмы и монополизация указанной сферы, роль в данном направлении специализированных органов госрегулирования. Институт мира изучает проблемы монополизации и прозрачности медиа-рынка в различных странах Евросоюза около15 лет.
Рассказывая о ситуации на рынке словенских СМИ, руководитель медиа-программ Института мира Бранкица ПЕТКОВИЧ проинформировала, что политическое давление на СМИ в Словении не обладает больше тем непосредственным характером, который проявлялся перед концом социалистического режима в 1990 году и получением независимости в 1991 году. Тем не менее политические партии и правительство все еще пытаются разными путями влиять на руководство, редакторов СМИ и журналистов. По словам г-жи Петкович, несмотря на отсутствие понятия “государственные СМИ”, в Словении государство так или иначе имеет сильное влияние и на медиа-рынок, и на отдельные его субъекты. “Существование независимых и подотчетных обществу СМИ в Словении, и в целом в Европе находится под угрозой, над ними довлеют как политические, так и коммерческие интересы. Правительство по-прежнему рассматривает возможность использования СМИ в качестве возможного рупора государственных интересов”, - заявляет г-жа Петкович. Рынок СМИ словенский эксперт называет недостаточно прозрачным. С этим мнением согласна и профессор факультета социальных наук Департамента коммуникационного обучения Сандра ХРВАТИН, по словам которой, самые большие проблемы представляет непрозрачность структуры собственности многих медийных компаний и непрозрачность рекламного рынка. В этом заключается основная причина того, что официальных данных о рекламных доходах словенских СМИ не существует.
Со слов экспертов, иностранные инвестиции в словенский медиа-сектор начались в начале 1990-х годов. При этом отмечается, что инвестировались СМИ в основном странами, не входящими в ЕС. Все три крупнейшие телекомпании страны принадлежат иностранцам (две - американцам и одна - хорватам). В печатную прессу иностранные инвестиции начали поступать относительно недавно. И по большей части из стран ЕС - Австрии, Германии и Швеции. В секторе журнальных и газетных СМИ Словении иностранное владение не занимает доминирующего положения. К слову, в стране существует около 1000 печатных изданий, только в одной Любляне (население около 350 тыс. человек) издается 7 ежедневных газет.
В Словении нет четкого законодательного определения понятия монополии по отношению к СМИ, включая критерии применения монополии. Быть может, именно поэтому глава Офиса по защите конкуренции Андрей ПЛАХУТНИК вспомнил всего два дела о монополии в СМИ семилетней давности, касавшиеся распространения СМИ. В связи с этим словенские эксперты считают задачей правительства совершенствание соответствующего законодательства и ужесточения надзорности регламентирования и правоприменения со стороны госорганов. Проблемой они также называют и отсутствие мер по предотвращению чрезмерного перекрестного владения и других форм монополизации, обеспечивающих предоставление точных и достоверных данных о структуре собственности на СМИ и о связях между различными владельцами СМИ.
При этом опыт европейцев наглядно показал, какие нормативные роли должны выполнять участники многосложного регулятивного процесса во взрослеющем демократическом обществе - от государственных регулирующих органов, самих участников рынка телерадиовещания, печатных и электронных СМИ до специализированных общественных организаций, эффективное взаимодействие которых позволяет сохранять высокие стандарты использования свободы слова и в то же время постоянно корректировать и улучшать общественную коммуникативную среду, которая предполагает живой диалог между государством и обществом. Со слов организаторов медиа-тура, концентрация на указанных приоритетных вопросах может помочь молодым казахстанским НПО в выработке своей собственной стратегии антимонополизации и дать некоторые основные ориентиры относительно того, какие инструменты из применяемых в Словении могут быть использованы в Казахстане. Первостепенной целью инициативы является содействие обсуждению общественностью проблемы концентрации собственности на медиа-рынке РК.
В ходе ознакомительного тура были изучены основные практические приемы регулирования медиа-рынка (отмена госконтроля в отношении перерегулирования и саморегулирования и т.д.) для правильного понимания соответствующей роли госорганов, участников рынка и институциональных структур, которые будут содействовать развитию медиа-рынка, ориентированного на клиента. Техника изучения рыночной конъюнктуры и социологический подход (в том числе и анализ) могут оказаться в числе приоритетных инструментов, подлежащих изучению руководителями казахстанских НПО и представителями СМИ.
АЛМАТЫ - ЛЮБЛЯНА - АЛМАТЫ