СЛОВЕНСКИЙ ОПЫТ: ФОРМУЛА ХОРОШЕЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
19 February, 2007 - 16:56
СЛОВЕНСКИЙ ОПЫТ: ФОРМУЛА ХОРОШЕЙ ЖУРНАЛИСТИКИ.
Автор: Администратор
702

Presscenter.kz,



С 11 по 14 января с целью изучения опыта борьбы с монополизацией СМИ в Словении побывала казахстанская делегация. Поездка была осуществлена в рамках программы "Поддержка СМИ" Фонда Сорос-Казахстан. Прошли встречи с представителями Министерства информации и сотрудниками Словенского Института Мира, который уже 15 лет изучает проблемы монополизации и прозрачности медиа-рынка в Евросоюзе.

Александр МЕЛЕНТЬЕВ, г. Павлодар

Словения – бывшая югославская республика с двухмиллионным населением – была выбрана неспроста. На медиа-пространстве Словении можно наблюдать великое множество телеканалов и газет, здесь уже сменялась власть, как и менялось законодательство о СМИ. Словом, есть чему поучиться. Учился вместе с коллегами и Аскар Шомшеков, директор Павлодарского Центра поддержки региональной журналистики. 

У СМИ не должно быть единого собственника!

Чтобы создать газету или телеканал в Словении, одного учредителя мало. Нужно найти еще четырех! Каждый учредитель не имеет права владеть более чем 20 процентами акций СМИ. Чтобы получить больше – следует обратиться за разрешением в Министерство информации. 

С увольнением редакторов тоже не все так просто. Редактора можно назначить и уволить только большинством голосов учредителей на Совете директоров. За регистрацию СМИ – взнос, который не сильно бьет по карману. 

Любые сделки по скупке-продаже капитала СМИ регулируются Министерством информации Словении. В случае, если подобная сделка приведет к монополизации СМИ, то последует запрет на продажу газеты либо приостановят трансляцию канала. 

Два года назад в Словении сменилась власть. Узды правления после «Либерально-демократической партии» взяла в свои руки «Словенская демократическая партия» право-центристского толка. После смены власти последовала повальная замена редакторов ведущих СМИ страны. За 2006 год поступило больше сообщений о нарушении журналистских прав, чем за предыдущие 10 лет. Начался раздел медиарынка: состав учредителей в 90 процентах от всех СМИ Словении претерпел изменения. 

«Однако, несмотря на все недостатки словенских масс-медиа, свобода слова здесь реализуется! Причина – очень влиятельные оппозиционные СМИ. Концентрация СМИ, тем не менее, присутствует: государство с помощью подставных фирм и фондов контролирует значительную часть медиа-рынок. Ситуация схожа с положением в Казахстане: о госконтроле телеканалов и республиканских газет догадываются многие, но этот факт практически недоказуем!» - считает Аскар Шомшеков. 

Формула ХОРОШЕЙ журналистики.

1. Политическая конкуренция.

Наличие партии власти и здоровой сильной оппозиции.

2.Независимые суды.

3. Отсутствие ограничений для медиа-инвесторов.

Иностранный инвестор, как и любой гражданин страны, может владеть 20 процентами акциями СМИ. 

«Несмотря даже на то, что основной коммерческий телеканал страны – американский, никто не делает из этого трагедии» – говорит Аскар Шомшеков, - «инвестор в этом случае «гонится» только за прибылью, а не за политическим влиянием. Со стороны инвесторов нет идеологизированного подхода к СМИ, нет и навязчивой пропаганды – люди просто делают бизнес, а сотрудниками изданий являются местные жители, которые никогда не допустят нанесения ущерба национальным интересам!»

4.Сильный гражданский сектор. 

Представители журналистского профсоюза участвуют в разработке законодательства СМИ и следят за исполнением законов. 

5.Прогрессивное законодательство. 

Ключевая цель таких прогрессивных законов – стремиться к неприкосновенности свободы слова, а не к ее ограничению.

«Если в этой цепи появится "слабое" звено, то весь механизм не будет работать. И право граждан на свободу слова встанет под угрозу» – сделали вывод представители Словенского Института Мира.

Общественное телевидение – легко!

Казахстанским законодателям впору воспользоваться словенским опытом общественного вещания. Иначе споры, кто же должен платить и кто должен контролировать общественное ТВ, до хорошего не доведут. В Словении проблему решили просто. 
Общественное вещание "RTV Slovenja" состоит из двух телеканалов и трех радиостанций. Абонентская плата идет на развитие словенской телестудии, производство социальных программ и роликов. Общественное ТВ не обделяет национальные меньшинства Словении – есть программы на венгерском и итальянском языках. Это обязательство прописано в законодательстве. В данное рассматривается вопрос о включении в законодательство обязательного производства программ на цыганском языке. 
От абонентской платы можно отказаться в двух случаях – если у человека нет телевизора и если телевещание идет посредством Интернета. Размер абонентской платы – 11 евро в месяц. Учитывайте потребительскую корзину словенцев - 70 процентов населения получают более 700 евро, из этой суммы свыше 150 евро уходит на коммунальные услуги. 

Фрилансеры атакуют, а профи остались без работы

Экономия на кадрах привела к катастрофе. Так как в Словении очень высокие социальные гарантии, редакторам и издателям выгоднее приглашать "свободных" внештатных журналистов, чтобы избавиться от обязательных социальных выплат. В штате редакции довольно объемной газеты может работать два-три журналиста, остальные привлекаются извне. Иногда – даже без образования и стажа. Стать штатным журналистом в Словении неимоверно трудно. В итоге мы видим второсортные тексты молодых и "зеленых", и даже некоторые корифеи словенской журналистики с 20-летним опытом за плечами сейчас остались без работы. Аскар Шомшеков опасается, как бы подобная ситуация не произошла и в Казахстане: 

«В Казахстане даже на первый взгляд очевидно, что формула не работает, цепочка звеньев хорошей журналистики далека от идеала. Ситуация, когда у нас низкий уровень преподавания в вузах, и как следствие – появление нетребовательных к себе и к своим работодателям журналистов – таит в себе большую опасность, чем кажется на первый взгляд. Это приводит к снижению доверия и престижа профессии, к снижению репутации самого журналиста. В конечном счете, граждане перестают получать объективную информацию о положении дел в стране. А власть теряет возможность адекватно и своевременно реагировать на возникающие в обществе проблемы».

Этический кодекс наравне с клятвой Гиппократа

У журналиста Словении – особый статус. Это персона VIP. Нет проблем с доступом в коридоры власти – любой журналист может свободно прогуливаться по парламенту или мэрии. 

Этический вопрос, вызывающий целую палитру мнений казахстанских журналистов, в Словении решился просто. Принятый профсоюзом Этический кодекс действует и для штатных, и для внештатных журналистов повсеместно. Он попросту включен в трудовой или сдельный договор. Это как клятва Гиппократа – журналист ручается действовать объективно, в рамках закона и заодно клянется никому не продаваться. 

Профсоюз «Синдикат журналистов» состоит 800 профессиональных журналистов, около сотни членов - фрилансеры. Штатные журналисты словенских СМИ платят членский взнос - 1% от зарплаты в месяц, внештатные – 5 евро в месяц. 

Развитие словенской журналистики идет вровень с развитием ее демократии. С каждым годом Словения все больше стремится к расширению свободы слова, дабы соответствовать статусу страны Евросоюза. Тут прослеживается схожесть Казахстана со Словенией – наша страна так же стремится к мировым стандартам демократии, но иными, порой весьма своеобразными способами: Закон о СМИ обрекается на еще большие ограничения, Кодекс журналистской этики многие не признают, роль НПО катастрофически мала, а о долевом участии учредителей законодатели и не слышали, равно как о том, что и монополизацию пора прекращать. На этом программа "Поддержка СМИ" не заканчивается. Вторая составляющая проекта – словенские борцы за свободу слова приедут в Казахстан.