ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ ГОСЗАКАЗА?
1 November, 2006 - 13:43
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ БЕЗ ГОСЗАКАЗА?
Автор: Администратор
789

Presscenter.kz,



Отдельным блоком на Конгрессе журналистов стоял вопрос о государственном информационном заказе. И это неудивительно. Во-первых, мы должны знать, как нам за наши же деньги «промывают мозги», то есть проводят государственную информационную политику. Во-вторых, госзаказ может стимулировать деловую и творческую активность СМИ (особенно региональных), поэтому так важно, чтобы деньги попадали к тем, кто этого действительно достоин.

Станислав МОСКВИН, "С пером и шпагой"

Не подсесть на иглу

Дмитрий ПОМИНОВ, главный редактор областной газеты «Звезда Прииртышья», рассказал о своем видении проблем, связанных с госзаказом в региональных СМИ: «На мой взгляд, госзаказ – это нормальная, прогрессивная, цивилизованная форма финансовых отношений государства и СМИ. Но иногда еще суще-ствует непонимание, и мне приходится объяснять чиновникам, что госзаказ – это не дотация, а плата за работу. И когда я слышу выражение типа: «Но мы же вам даем деньги!», то я всегда поправляю: «Не даете, а платите за определенную работу, это плата за услуги, которые нужны государству».

За последние годы сложилась близкая к оптимальной система размещения госзаказа в средствах массовой информации. Я хотел бы сразу подчеркнуть, что гос-заказ получают не только государственные, но и частные СМИ. Да, некоторые частные СМИ принци-пиально не участвуют в тендерах, но это их право. Я знаю, что районным газетам госзаказ помог при-обрести автомобили, компьютерную технику. У нас получают государственный информационный заказ не только на уровне районов, но и на областном уров-не. Наша область стала практиковать это одной из первых.

Теперь о некоторых проблемах, связанных с получе-нием и исполнением государственного информацион-ного заказа. Здесь уже обмолвились, что государс-твенный информационный заказ – это обоюдоострая вещь. В бюджете нашей газеты «Звезда Прииртышья» он составляет достаточно небольшой процент – от 10 до 15%. И когда мои журналисты меня критикуют, что я не добиваюсь большего размера госзаказа, я говорю: «Легко сесть на эту «иглу», но потом жить без него будет довольно сложно». Поэтому газеты все равно должны быть самодостаточными. 

К сожалению, конкурсы на размещение госзаказа объ-являются очень поздно. Это может быть не только февраль, но и март, и апрель, и май. Газеты эти средства вовремя не получают. Это, конечно, во-просы к нашему министерству. Нужно поработать этот момент, чтобы государственный заказ на следующий год объявлялся в конце предыдущего, и тогда его можно будет нормально отрабатывать. 

Дальше. Существует большой разброс по содержатель-ной части госзаказа. Поэтому наше министерство могло бы подготовить какой-то рекомендательный до-кумент, какие-то стандарты госзаказа для регионов. Это не должен быть жесткий документ, но рекомен-дации быть должны, чтобы не было вакханалии в этом вопросе.

По размерам госзаказов тоже есть вопросы. Я обща-юсь с другими изданиями и знаю, что разброс в раз-мере госзаказов очень велик: от 5-7 до 30-35 миллионов на одну газету. Я понимаю, что возмож-ности бюджетов разные, но не настолько же. Это тоже работа для министерства, чтобы все было в разумных рамках. 

Еще одно. Я думаю, было бы правильно размещать ре-спубликанские лоты на выполнение государственного информационного заказа для областных газет. Се-годня туда пробиться практически невозможно. Хотя это будет способствовать проведению единой го-сударственной информационной политики. Это тоже пожелание нашему министерству.

Зачастую проведение государственного заказа превращается в синекуру, к нам поступают сухие отчеты, неинтересные материалы. В какой-то мере это профанация хорошей идеи. Тут тоже есть над чем поработать».

От себя рефреном к песне «Министерству информации здесь есть над чем подумать» хотелось бы добавить такой куплет. Районным газетам, чтобы выиграть тендер на территории своего района, приходится создавать газеты-однодневки (в конкурсе же можно выиграть только в том случае, если у тебя есть конкуренты. А какие могут быть СМИ-конкуренты в сельском округе, в котором еле-еле распростра-няется одна газета?). Может, МИК стоит сократить поток заявлений о постановке на учет именно таких газет, а тем, кто действительно хочет работать, давать зеленый свет?

В заключение своего выступления г-н Поминов затро-нул проблемы, которые не касаются непосредственно госзаказа, но так или иначе отражаются на финан-совом состоянии СМИ.

«Информационное агентство «Казинформ» хочет брать деньги за предоставление официальной информации, - заявил редактор областной газеты. - По-моему, это совершенно ненормальная ситуация. За другую инфор-мацию разного рода - да, но не за официальную. Хочу сказать, что с приобретением телевизионной программы тоже сложилась парадоксальная ситуация. Газеты платят за программы телевидения! Ну кто кому должен платить? Мы рекламируем эту продукцию, и мы платим за это деньги. Мне кажется, было бы правильно, чтобы никто никому не платил».

Проще любить правительство даром

«Почему мы отказались от госзаказа?» - этот вопрос, что называется, красной нитью прошел через все выступление Сергея АПАРИНА, главного редактора «Нового поколения»: «Газета «Новое поколение» отказалась от госзаказа год назад. Мы решили воздержаться от участия в госзаказе по нескольким причинам. 

Одна из причин - это цена. Согласитесь, четверть доллара за квадратный сантиметр - это абсолютно несерьезные расценки, тем более для серьезного госучреждения, проще наше правительство любить даром. Мониторинг показывает, что за такую цену адекватный продукт и получается. Когда в газетах читаешь материалы, оплаченные министерством, видишь, как плохо они адаптированы к стилистике газеты, как выбиваются из общего ряда статей. В общем, как оплачивается, так и делается. 
Объем по выполнению госзаказа, который берет на себя газета, совершенно нереальный для исполнения. Получаются огромные, полосные материалы, по 2-3 в каждый номер. Если серьезно подходить к госзаказу, то выполнить его практически невозможно. Поэтому на следующий год госзаказ снова возвращается, фактически получается, что издания остаются должны министерству.
Кроме того, когда редакция начинает давать статьи, которые никаким боком отношения к министерству не имеют, министерство тем не менее начинает требовать, чтобы газета писала то, что хочет министерство. Чиновники напирают на то, что они давали госзаказ и что это дело государственной важности.
Нам еще надо было воздержаться от госзаказа накануне выборов президента Республики Казахстан, потому что понятно, сколько кровушки бы попили у нас именно в этот период.
Еще одна проблема в том, что госзаказ у нас многоликий, имеет несколько определений. Например, ни для кого не секрет, что для некоторых газет - это необходимая помощь для поддержки жизнедеятельности, для выживания. Это можно назвать грантом, кредитом, но это никак не госзаказ. Еще можно сказать о государственных СМИ, в которых министерство наиболее активно размещает лоты. Это может быть от миллиона долларов и выше. Понятно, что это нормальное бюджетное финансирование газеты. Почему оно называется госзаказом, совершенно неясно. 
Путаница происходит и в головах депутатов, которые до сих пор понимают по-разному это интересное слово «госзаказ». До сих пор и в кулуарах, и на заседаниях они спорят, стоит ли еще где-нибудь размещать госзаказ, кроме как в государственных изданиях. У депутатов нет четкого понимания, что госзаказ - это обеспечение работой, при этом за довольно скромные деньги. Вот поэтому многие издания так и относятся к госзаказу, что это деньги, которые можно частично отработать, а можно и не отработать - авось забудется».

«Государство - это не чиновники, это мы»

Факты нарушений при проведении тендеров в Министерстве культуры и информации озвучил на конгрессе Дмитрий БАЦИЕВ, вице-президент Центрально-Азиатского географического общества. Впрочем, г-н Бациев рассказал и о том, с каким «трепетом» министерство информации относится к другим своим обязанностям.

- Уже не первый раз мое выступление касается вза-имоотношений власти и СМИ. К сожалению, никаких улучшений в этой сфере не произошло. Я надеюсь, вы знаете, что мы участвуем в организации первой мор-ской экспедиции под парусом под эгидой Центрально-Азиатского географического общества. Это общес-твенная организация, целью которой является фор-мирование положительного имиджа Казахстана в ми-ровом сообществе. Мы собираемся председательство-вать в ОБСЕ и проводить у себя зимние Азиатские игры. 

В связи с этим нам казалось, что наша гражданская инициатива по продвижению Казахстана должна была найти поддержку в структурах государственной влас-ти. Готовность помочь выразили Министерство ино-странных дел, Министерство по чрезвычайным си-туациям и акимат города Алматы. За это им большое спасибо. Но где же, спрашивается, Министерство культуры и информации, Министерство туризма и спорта, в чьи функции входит развитие и популя-ризация культуры Казахстана и его достоприме-чательностей? Полгода назад мы были на приеме у господина ЕРТЫСБАЕВА, он обещал помочь. Но помощь эта затерялась в чиновничьих коридорах и, видимо, бродит там до сих пор. Получается, простые граж-дане больше ратуют за свою страну, чем те, кому это положено по долгу службы.

Стоимость этой экспедиции более $5 миллионов. Но дело здесь не в деньгах, мы говорим о технической и информационной поддержке этого проекта. Ведь можно было провести презентацию Казахстана в де-сятках странах, ведь экспедиция – это прекрасный повод заявить о нашей стране. В качестве поло-жительного примера приведу такой факт. За полчаса общения в посольстве Франции в Казахстане мы обсу-дили не только детали маршрута кругосветной экспе-диции, но и договорились о проведении фотовыставки Казахстана в Каннах. Причем полностью за счет французской стороны. Получается, что зарубежных дипломатов наша культура волнует больше, чем нас самих.

В посольстве Великобритании в Казахстане готовы выслушать наше предложение по поводу организации мирового турне этой выставки. Наш экипаж морской кругосветной экспедиции намерен посетить 42 страны мира, мы намерены показать фильмы о нашей стране, рассказать миру, какие мы есть. Разве это не рек-лама нашей страны и разве это не прямой вклад на-ших граждан в привлечение в Казахстан туристов со своего мира? Или нам туристы уже не нужны? Тогда зачем президент и правительство, говоря о пер-спективах развития Казахстана, определили туризм как одно из основных направлений в развитии страны? И почему тогда наше государство в лице заинтересованных ведомств стоит в стороне? 
Почему государственный социальный заказ, который должен стимулировать творческую и деловую активность СМИ, к сожалению, не всегда выигрывают те, кто этого достоин? Я приведу лишь несколько примеров. 4 лота выиграл телерадиокомплекс прези-дента, который является студией по производству телевизионных фильмов и программ. Однако студия, производящая программы и не обеспечивающая самостоятельного вещания в эфире, не может стать победителем, это изначально противоречит квалифи-кационным конкурсным требованиям. Во втором туре по лоту 12 комплекс президента предложил свои услуги по производству документального фильма на сумму 7 млн. 200 тысяч тенге, мотивируя свое предложение невысокой суммой и «навороченными» техническими возможностями. Однако по этому лоту другие студии предложили свои услуги за 3 млн. 200 тысяч тенге, что реально соответствует производ-ству 2-часового документального фильма.

Другой пример. ТРК «Казахстан» имеет задолженность в бюджет в размере 2 миллиона 400 тысяч тенге, имеет задолженности по социальным и пенсионным отчислениям, но все равно становится победителем.
К тому же всем телерадиокомпаниям, не ставшим победителями, не возвращались в течение двух-трех месяцев гарантийные взносы, что является прямым нарушением Закона «О госзакупках». По закону они должны быть возращены в течение 5 дней. Считаю, что такое положение дел дает право поставить под сомнение деятельность руководства Комитета информации и архивов Министерства культуры информации Казахстана в части использования ими своего служебного положения. 

Считаю также необходимым провести служебное рас-следование неправомерных действий председателя и членов конкурсной комиссии по осуществлению гос-закупок. Каждый чиновник должен помнить, что государство - это не он, государство - это мы». 

Ответом недоволен

После выступления г-на Бациева на «лобное место» вышел заместитель министра культуры и информации Ержан БАБАКУМАРОВ. Журналисты учинили ему «допрос»: как он может прокомменти-ровать факты, озвученные предыдущим оратором? 
Г-н Бабакумаров напомнил всем, что мы живем в правовом государстве, а значит, с такими фактами нужно обращаться в суд или соответствующие органы. Он также пообещал, что министерство обеспечит прозрачность всех необходимых документов, будет отвечать на все соответствующие запросы.

Однако Дмитрий Бациев остался недоволен ответом вице-министра. В этом он признался нашему корреспонденту в кулуарах конгресса. 

Дмитрий, а что вы вообще надеялись услышать от него?

- Правду. Если есть прямые нарушения, то надо на них отреагировать. Вот сейчас подошли ко мне из Администрации президента, захотели эти факты взять и пустить дело в оборот.

А где Вы эти факты взяли?

- Я не скажу, где взял, это мои источники.

Но вы законным путем получили эту информацию? Ее можно будет потом, допустим, в суде исполь-зовать?

- Да, конечно.

Почему до этого не были обнародованы эти факты?

- Я специально для конгресса сохранил эти сведения.

Как вы думаете, как будут дальше развиваться события?

- Что-то вялотекущее будет. Я не верю, что будет предприниматься что-то конкретное.

Но все-таки Администрация президента заинтере-совалась. Может, они здесь сыграют положительную роль?

- Да, вполне возможно. Будем надеяться, во всяком случае.