Presscenter.kz,
Гульмира КАМЗИЕВА программа "Паровоз", Радио Азаттык
На первом этапе планируется "совершенствование законодательства по вопросам информационной сферы, стимулирование использования государственного языка в СМИ, преодоление технологического отставания, модернизация национальной информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры". На втором этапе намечается повышение страновой конкурентоспособности; создание условий для нового рывка в информационной сфере. По мнению президента газеты “Казахстанская правда” Олега Квятковского, это накладывает большую ответственность на казахстанских журналистов:
- Мы получили только концепцию и это только начало, это очень важно для нас, потому что миром правит информация. Концепция пока задает направление, это рамочный документ. В 2009 году казахстанские СМИ согласно концепции должны быть конкурентоспособны зарубежным изданиям. Например, что такое “Washington Post”или что такое “New York Times”? Это городская газета, но их читает весь мир. В перспективе газета “Вечерний Алматы” должна читаться в Рио-де-Женейро.
По официальным данным, в Казахстане зарегистрировано около восьми тысяч средств массовой информации. Нынешний казахстанский информационный рынок неконкурентноспособен. Поэтому Казахстану на сегодняшнем этапе нужны соответствующие требованию информационного рынка специалисты - менеджеры, творческие работники, журналисты, аналитики, телеведущие, стрингеры, юристы. По мнению независимого журналиста Сергея Дуванова, такие специалисты нужны только определенным теле-радиоканалам и определенным редациям газет:
- До властей дошло, что наши СМИ, в основном провластные, неконкурентноспобны по определению, потому что за долгие годы негласной цензуры, подавления СМИ в стране ликвидирована публицистика как таковая. Информационные программы тоже стали ущербными, представляют мало интереса. Такое телевидение, такие газеты мало конкурентоспособны, потому что параллельно появился интернет, где можно прочитать любую информацию. Полностью транслируются российские каналы, появилось спутникое телевидение, так что альтернатив очень много. Власти поняли, что они теряют свою аудиторию, и поэтому они хотят помочь провластным СМИ избежать краха.
Если разработчики надеются, что благодаря новой концепции можно улучшить качество работы казахстанских средств массовой информации, то некоторые журналисты обепокоены судьбой казахстанской журналистики вообще. Говорит независимый журналист Сергей Дуванов:
- Повышается роль государства в поддержании этой конкурентноспособности. Опять чиновник ставится во главу угла, и он будет рулить. Там есть правила игры. Эти правила будут определять государство, чиновник. Это в итоге приведет к тому, что казахстанские СМИ будут выключены из общей мировой конкурентной борьбы. Мне кажется, это сделает неконкурентноспособными наши СМИ и нанесет непоправимый ущерб казахстанской журналистской школе.
Казахстанские чиновники намерены достичь дальнейшей либерализации информационного пространства, создания конкурентоспособного информационного продукта. По словамруководителя экспертного центра казахстанской прессозащитной организации “Адил соз” Галии Аженовой, чтобы достичь намеченной цели нужно принимать иные меры:
- Нужно реально создавать конкурентоспособность на медиа-рынке как на рынке. Нужно создавать условия для того чтобы люди занимались СМИ, не только как общественным институтом, паралельно его понимали как бизнес. Кроме того, очень важно, чтобы этот общественный институт не наказывался за то, что строго следует конституции. То есть это свобода слова, свободное и равноправное общество, права человека. Поэтому говорить сегодня, что через два-три года все наши СМИ станут конкурентноспособными - я бы не рискнула.
Некоторые журналисты верят, что через три года казахстанские телеканалы будут популярны если не на всей территории СНГ, то по крайней мере, в странах Центральной Азии.