Presscenter.kz,
Сергей Власенко, старший юрист Центра поддержки СМИ ABA/CEELI
Вообще, первая половина 2006 года для закона «О средствах массовой информации» в 2006 году была достаточно беспокойной, хотя на первый взгляд, это сильно не бросалось в глаза и видимо, поэтому внимание общественности не было сильно обращено на ряд принятых законов. C января 2006 года, принимаются следующих два закона: «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам предпринимательства». В результате принятия этих законов были внесены изменения и дополнения в закон «О средствах массовой информации». В соответствии с первым законом, в законе «О средствах массовой информации», были расписаны вопросы государственного регулирования в области средств массовой информации и полномочия государственных органов относительно средств массовой информации, а согласно второго закона, в законе «О средствах массовой информации», были расписаны нормы связанные с осуществлением государственного контроля за деятельностью средств массовой информации, проведением различных проверок.
После того как были приняты эти два закона относительно разграничения полномочий между уровнями государственного управления, а также вопросам предпринимательства видимо было необходимо, чтобы нормы, заложенные в этих законах, заработали, то следовало уже вносить изменения и дополнения непосредственно в законодательство, связанное со средствами массовой информации. Что и было сделано.
Как известно, определенную роль в принятии закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстана по вопросам средств массовой информации» сыграло то, что необходимость его принятия состоит в том, что закон, по мнению разработчиков, будет решать вопросы национальной безопасности, монополистической деятельности в сфере средств массовой информации, а также он должен будет урегулировать вопросы, связанные с постановкой на учет средств массовой информации, которые имеют чисто технический характер. Но из всех вопросов основное внимание было уделено вопросам постановке на учет СМИ.
А теперь обратимся непосредственно к новым нормам закона «О средствах массовой информации», после принятия закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации».
Согласно старой норме закона «О средствах массовой информации», статья 1, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в полугодие.
Под теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;
Новая норма вносит следующие коррективы (выделено красным шрифтом) в статью 1 закона «О средствах массовой информации»:
«Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
…
3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза втри месяца;
4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в полугодие;»
Из вышеизложенного следует:
Увеличение периодичности выпуска средств массовой информации, для некоторых средств массовой информации, может обернуться дополнительными финансовыми расходами, и не все СМи смогут их изыскать. И это может способствовать тому, что сократиться количество СМИ.
В статью 7 закона «О средствах массовой информации» внесено дополнение, согласно которого, расширен перечень лиц, не вправе занимать должность главного редактора. Если раньше главными редакторами не могли быть: граждане, признанные судом недееспособными; граждане, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке; иностранцы либо лица без гражданства, то теперь к ним добавились граждане, являвшиеся главными редакторами (редакторами) средств массовой информации, по вине которых выпуск (выход в эфир( средства массовой информации был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.
Из вышеизложенного следует:
Новая норма статьи 7 закона «О средствах массовой информации» , предусматривающая ограничение для бывших редакторов в течение трех лет занимать должность главного редактора, будет вступать в противоречие с нормой этой же статьи, которая предусматривает лишь ограничения для лиц имеющих судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке. Как быть в ситуации, когда судимость снята или погашена, а три года еще не прошло? Не много ли наказаний предусматривается в отношении одного лица? Новую норму можно расценивать, как запрет на профессию.
Перед рассмотрение статьи 10 закона «О средствах массовой информации» в новой редакции, обратимся к старой редакции статьи 10.
«Статья 10. Постановка на учет средства массовой информации
1. Средства массовой информации, кроме WEB-сайтов, распространяемые на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.
2. Для постановки на учет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона.
3. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям:
1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территорию;
2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона;
3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.
3-1. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.
Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение года со дня получения свидетельства о постановке на учет.
В случае, если в указанный период не начат выпуск продукции средства массовой информации, свидетельство о постановке на учет решением уполномоченного органа признается утратившим силу.
3-2. Средство массовой информации, информационное агентство подлежат переучету в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности.
Переучет средства массовой информации или информационного агентства осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет.»
А вот так выглядит статья 10 закона «О средствах массовой информации» в новой редакции. Внесенные изменения и дополнения выделены красным шрифтом.
Статья 10. Постановка на учет средства массовой информации
1. Средства массовой информации, кроме WEB-сайтов, распространяемые на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе.
2. Для постановки на учет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона.
3. При постановке на учет средства массовой информации, а также получении дубликата свидетельства о постановке на учет взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан».
4. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям:
1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территориюлибо сходно до степени его смешения с названием ранее созданного средства массовой информации;
2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона;
3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о запрещении выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.
4) если не уплачен сбор за постановку на учет;
5) если к заявлению о переучете средства массовой информации ввиду смены собственника не приложена нотариально удостоверенная выписка из договора, подтверждающая передачу прав собственности на средство массовой информации другому лицу;
6) если к постановке на учет заявлено средство массовой информации с тем же названием (частью названия) и тематической направленностью или дублирующее название и тематическую направленность средства массовой информации, выпуск (выход в эфир) которого ранее прекращен судом, а также в случае подачи заявления собственником либо главным редактором (редактором) средства массовой информации, выпуск (выход в эфир) которого был прекращен решением суда, в течение трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.
5. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение трех месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.
Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.
Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации решением уполномоченного органа признается утратившим силу в случае пропуска срока выпуска продукции средства массовой информации, а также прекращения выпуска продукции средства массовой информации в течение трех месяцев, за исключением случаев приостановления судом выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.
6. Средство массовой информации подлежит переучету в случаях смены собственника либо изменения организационно-правовой формы, наименования, а также названия средства массовой информации, языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности, главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска.
Из вышеизложенного следует:
Появились новые требования в отношении постановки на учет СМИ, что сделало процедуру постановки на учет более громоздкой.
Теперь, чтобы встать на учет СМИ необходимо будет оплатить сбор за постановку на учет СМИ, сбор необходимо будет оплачивать и при получении дубликата свидетельства о постановке на учет СМИ. Эта процедура обязательно, так как в противном случае СМИ будет отказано в постановке на учет.
Также у собственников СМИ будут возникать проблемы относительно названия своего СМИ, так как оно может совпасть с названием уже созданного СМИ. А узнать есть СМИ со схожими названиями, как показывает практика, это достаточно проблематично. Хотя такая информация должна быть открытой.
Непростой будет и процедура переучета СМИ, так в случае смены собственного надо будет предоставлять нотариально удостоверенную выписку из договора, подтверждающую передачу прав собственности на средство массовой информации другому лицу. Кроме того, увеличилось и количество основания для проведения переучета. К ранее действующим требованиям по переучету добавились – смена главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности вы пуска.
Но это мелочи по сравнению с тем, когда начинаешь рассматривать подпункт 5) пункта 4 статьи 10 закона «О средствах массовой информации».
Так, будет отказано собственнику в постановке на учет СМИ, если ранее уже было СМИ с таким же названием или тематической направленностью и выпуск (выход в эфир) которого прекращен по решению суда.
Но еще более суровое наказание ждет собственника и главного редактора СМИ, если выпуск (выход в эфир) их СМИ которого был прекращен решением суда, так как они в течении трех лет со дня вступления в законную силу решения суда на имеют права создавать собственные СМИ. Из чего следует, что будет существовать не только запрет на профессию главного редактора, в течению трех лет, но и запрет для собственника и главного редактора на занятие предпринимательской деятельности в сфере СМИ.
И еще одна интересная новая норма, согласно которой уполномоченный орган получает в руки фактически полномочия суда. Уполномоченный орган получает право признавать утратившими силу свидетельства о постановки на учет в случае пропуска срока выпуска продукции средства массовой информации, а также прекращения выпуска продукции СМИ в течении трех месяцев. Новая норма вступает в прямое противоречие со статьей 13 закона «О средствах массовой информации», которая предусматривает – «Приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.». О праве уполномоченного органа на приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) там не говорится. И если у уполномоченного органа есть такое желание, то он должен обращаться в суд.
Появились новые требования и при подаче заявления о постановке на учет. Теперь, согласно статьи 11 закона «О средствах массовой информации» в заявлении надо будет дополнительно указывать фамилию, имя отчество главного редактора (редактора), а также адрес редакции.
Кроме того, к заявлению теперь надо будет прилагать не просто копии документов, а эти копии должны быть нотариально заверены. Также к заявлению необходимо будет приложить и документ, подтверждающий оплату сбора.
Согласно, новой норме изменяются и сроки, в течение которых собственник СМИ должен приступить к выпуску (выходу в эфир) своей продукции, после получения свидетельство о постановке на учет СМИ. Раньше эти сроки составляли полгода и год соответственно для печатных и электронных СМИ. То в соответствии с новой нормой теперь они составляют 3 и 6 месяцев, что может негативно отразится на предпринимательской деятельности собственников СМИ, так как этого срока может не хватить, чтобы начать осуществлять свою деятельность и прежде всего для собственников электронных СМИ. Практика показывает, что наиболее оптимальными являются сроки, действующие до принятия новой нормы.
Принятие новых поправок в закон «О средствах массовой информации следует расценивать, как усиление влияние государственных органов на средства массовой информации. Уполномоченный орган получил в свои руки рычаги административного воздействия на СМИ, и прежде всего это может осуществляться за счет внесения изменений в процедуру постановки на учет СМИ, а также за счет создание ограничений в отношении главных редакторов и собственников СМИ.
Было внесено ряд изменений и дополнение в некоторые законодательные акты РК имеющих непосредственное отношение к СМИ.
Статья 342. Нарушение законодательства РК о средствах массовой информации Кодекса об административных правонарушениях, теперь имеет дифференцированный подход относительно наказаний в отношении должностных лиц и собственников СМИ. Для должностных лиц и субъектов малого и среднего предпринимательства размеры штрафных санкций уменьшены, а в отношении субъектов крупного предпринимательства они увеличены.
Установлены также нижние и верхние пределы размеров штрафных санкций.
Кроме того, теперь привлекать к ответственности будут не только за распространение продукции, но и за производство и изготовление продукции СМИ, т.е. расширен круг лиц для привлечения к ответственности.
СМИ будут привлекать к ответственности за несвоевременно произведенный переучет. Причем повторное не проведение переучета может привести к закрытию СМИ.
В Кодекс РК «О налогах и других платежах в бюджет» введена новая норма, предусматривающая взимание сбора за постановку на учет СМИ, чего раньше не было. Сбор необходимо будет платить и за выдачу дубликата. При поведение процедуры переучета, не предусматривается уплата сбора за постановку на учет СМИ. Если этот сбор не будет уплачен, СМИ не получит свидетельство о постановке на учет.
Предусмотрена процедура возврата уплаченных сумм сбора, но только в том случае если собственник СМИ не стал представлять остальные документы необходимые для постановки на учет СМИ. В том же случае если собственник представил все необходимые документы или ему было отказано в постановке на учет, возврат уплаченных сумм с бора не производится.
Бюджетный кодекс РК был дополнен нормой, предусматривающий введение сбора за постановку на учет средства массовой информации.
Требования по оплате сбора за постановку на учет средства массовой информации вводится в действие с 1 января 2007 года.