УМОМ МИНИСТРА НЕ ПОНЯТЬ. КАК ЭКС-СОВЕТНИК ОТПРАВИЛ НАС В... МИНЗДРАВ
12 August, 2006 - 17:22
УМОМ МИНИСТРА НЕ ПОНЯТЬ. КАК ЭКС-СОВЕТНИК ОТПРАВИЛ НАС В... МИНЗДРАВ
Автор: Администратор
837

Presscenter.kz,



Успешно протолкнув через парламент собственноручно инициированные поправки в законодательство по СМИ, министр информации Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ стал известной персоной не только в нашей стране, но и за ее пределами. Особенно после выступления представителей казахстанских независимых СМИ в Вене, на конференции ОБСЕ по свободе слова и средств массовой информации.

Нурахмет КЕНЖЕЕВ, Марина ЛИТВИНОВА , РЕСПУБЛИКА

Именно тогда западная публика узнала, какие именно новации предложил ввести глава казахстанского Мининформа для того, чтобы нам, журналистам, жизнь медом не казалась. Выслушав с большим интересом сообщение о том, что, как утверждает сам г-н министр, все эти поправки вносятся якобы только с целью обеспечения информационной безопасности Казахстана и во благо СМИ, наши западные коллеги-журналисты сказали, что в их странах министров – душителей свободы слова в приличные дома на порог не пускают.

Их слова заставили нас призадуматься. И с подачи наших зарубежных собратьев по перу мы решили провести такую акцию: направить в международные организации обращение от журналистов и общественных деятелей с просьбой объявить Ермухамета Ертысбаева персоной нон грата и запретить ему въезд на территорию государств Европейского союза.

Мы разослали это письмо предполагаемым подписантам и разместили на своем сайте, после чего Ермухамет Кабидинович сделал «ход конем», заявив в одном из своих интервью: «Наше министерство не будет заниматься газетой “Республика” в плане учета или переучета. Я вообще хочу передать эту газету официально в ведение Министерства здравоохранения».

Можно понять состояние г-на министра – ведь далеко не всякого хотят объявить персоной нон грата. Поэтому, видно, и шутка вышла несколько… как бы это помягче сказать… нервной, что ли. Но мы все-таки решили узнать, как чувствует себя Ермухамет Кабидинович, и наш корреспондент Анатолий ИВАНОВ задал ему пару-тройку вопросов. 

К вопросу о медицине

Добрый день, Ермухамет Кабидинович!
- Добрый день.

Ермухамет Кабидинович, у нашей газеты к Вам вопрос.

- Какой?

Недавно в интервью одной из газет Вы заметили, что нашу газету надо передать в ведение Министерства здравоохранения. Что это, шутка или некий подвох?

- Шутка и подвох – это одно и то же. Так в чем суть вопроса?

Ну, как же? Люди волнуются, спрашивают, с чем связаны такие высказывания?

- Вы это серьезно?

Почему бы и нет?

- Ну что ж, если руководство газеты взволновано, значит, я попал в десятку! Подумайте сами, ваша редакция не стала реагировать на мои слова, что Мининформации не будет заниматься «Республикой» в плане учета или переучета. Вашу редакцию только взволновала моя фраза о ее передаче Минздраву? 

Знаете, ваше руководство до того дошло со своей оппозиционностью и ультрареволюционностью, что у меня действительно возникает желание сделать так, чтобы «Республику» курировало Министерство здравоохранения! Газета сильно разочаровывает…

Отчего же?

- Да оттого, что она не умеет очищать зерна от плевел, не говоря уже о явной нехватке политической мудрости и прозорливости! Где разумность вашего руководства? 

Вместо того чтобы поддержать мою позицию по демонополизации прежде всего электронных СМИ, у руля которых стоит небольшая группка людей, фактически на две трети контролирующая рекламный рынок страны, ваша газета ухватилась за каких-то два пункта из закона «О СМИ» и стала “обсасывать” их со всех сторон! Это принципиальная позиция? 

Более того, инициирует какие-то глупые предложения, например, об объявлении меня персоной нон грата. Откуда в головах руководства вашей газеты такие бредовые мысли? 

К свободе слова, согласитесь, это не имеет никакого отношения. Это уже вопрос медицины.

Что ж, спасибо за откровенный ответ.

- Не за что…

Кто ищет, то всегда найдет

И вновь г-н министр нас удивил, поведав очередную душещипательную версию о том, чего ради была затеяна возня с поправками. Но мы решили посоветоваться с людьми компетентными, спросив у них: 1. Могут ли поправки, направленные в первую очередь на печатные СМИ, помочь в демонополизации СМИ электронных? и 2. Верят ли эти компетентные люди в благие побуждения министра? 

Вот что нам ответили.

Николай КУЗЬМИН, политолог:

- На мой взгляд, под электронным СМИ может лишь подразумеваться электронная версия печатного СМИ, а все прочее – это нечто иное. Но, как известно, для того чтобы получать дополнительные бюджетные деньги таким хорошим, «боевым» структурам, как Министерство обороны, Комитет национальной безопасности, Министерству информации, им нужно иметь объект борьбы. И хороший министр обязательно этот объект найдет. Думаю, что найдет его и г-н Ертысбаев. 

Бурихан НУРМУХАМЕДОВ, член президиума центрального совета партии «Ак жол»:

- Парадоксальность казахстанской политической ситуации заключается в том, что Ермухамет Ертысбаев сейчас делает то, что в свое время хотел сделать покойный Алтынбек Сарсенбаев, будучи министром информации. Но тогда нынешний министр очень сильно критиковал Сарсенбаева, а сейчас он сам повторяет то же самое. 
Говорить только лишь об усилении государственных позиций не приходится, поскольку фигура министра, на мой взгляд, одиозная и не пользуется поддержкой. И мне в данном случае представляется достаточно сомнительным его стремление, потому что он не опирается на широкую поддержку со стороны журналистского сообщества, со стороны тех, кто в этой сфере работает. Почему нельзя было в сотрудничестве с Союзом журналистов подымать эти вопросы и решать? Наоборот, г-н министр демонстрирует бюрократический, чисто узковедомственный подход, и особого доверия его позиция не вызывает. 

Аскар ШОМШЕКОВ, директор ОФ «Павлодарский центр поддержки региональной журналистики»:

- Процесс демонополизации электронных СМИ в Казахстане необходимо начинать с создания общественного телевидения. Дело не в том, что у нас основные общенациональные теле- и радиокомпании находятся под контролем одного медиа- холдинга. По своему содержанию, по проводимой политике, по объективности освещения значимых общественно-политических процессов в стране и государственные, и крупные частные электронные СМИ представляют собой части одного идеологического аппарата по промыванию мозгов.

Поэтому демонополизация СМИ для меня означает, прежде всего, создание условий для беспрепятственного доступа к электронным СМИ представителей всего общества, в том числе и оппозиции. Пока же в действиях министра информации я не вижу никаких «благих намерений», а лишь попытку передела собственности на рынке электронных СМИ. 

ОТ РЕДАКЦИИ – Мы публикуем ниже текст обращения, которое предлагаем подписать всем, кто не согласен с «ертысбаевскими поправками» и, как и мы, считает, что министр должен отвечать за свои действия. Подписывайте это письмо, оно будет разослано по адресам организаций, которые доведут его до сведения своих правительств.