Presscenter.kz,
«С пером и шпагой», 4 июня 2006 г., № 5-6
«Уроки карикатурного скандала» - под таким названием прошла специальная сессия в рамках форума. Многие из присутствующих хотели услышать непосредственно от главного редактора датской газеты “Юлландс-Постен” Джорна МИКОЛСОНА, что побудило редакцию опубликовать печально известные теперь всему миру карикатуры.
На круглый стол в Манеже собрались представители всех сторон конфликта. Мусульманский мир был представлен журналистами из Нигерии, Пакистана и Египта. Были журналисты из европейских изданий и виновники скандала из датской газеты Jyllands-Posten. В кулуарах конгресса поговаривали, что на конгресс приедет кто-то из 12 авторов карикатур, но на сессии никого из них не оказалось.
Первым разъяснил позицию главный редактор Джорн Миколсон. «Обычно мы пытаемся найти тему для статьи, а тут сами оказались в центре новостей», – поделился впечатлениями редактор и заметил, что «в освещении конфликта часто оказывалось, что напечатанная реальность сильно расходилась с настоящей». По утверждению датчанина, ситуация выглядела так: газета опубликовала рисунки не с целью кого-то оскорбить или посмеяться над исламом, а в рамках дискуссии о связях мусульманства и терроризма.
По словам г-на Миколсон, у газеты “не было целей огорчить мусульманских жителей Дании”. А уж тем более никто не думал спровоцировать какие-то столкновения цивилизаций. Он признал, что у редакции были сомнения – публиковать карикатуры или нет, но все-таки решили публиковать.
Напомнив, что представители газеты извинились за то, что карикатуры вызвали трагические последствия, г-н Миколсон тем не менее подчеркнул, что газета не извинялась за сам факт публикации карикатур: «Мы не сдались, а свобода слова не проиграла», - сказал Миколсон. Однако последствия виновников скандала шокировали: “Мы не уверены, что сделали бы это еще раз, зная о последствиях публикации. Много людей погибло, были вспышки насилия, нападения на посольства, а 12 карикатуристов до сих пор находятся под прицелом. Это ненормальная ситуация”, - сказал в заключении главный редактор.
Своего шефа поддержал редактор по культуре Флеминг РОУЗ: «Ислам запрещает изображать пророка. Но в каждой религии и у отдельных людей много запретов. Если соблюдать их все, то мир превратится в ужасное место». «Светские режимы более терпимы к свободе вероисповедания, чем те, где религия находится у власти», – защитил западное мнение Роуз.
Замредактора египетской Al-Dustour Халед аль-БАЛЬШИ неожиданно обвинил в скандале собственное правительство: мол, власти использовали карикатуры в предвыборных целях, чтобы «выглядеть более мусульманскими, чем мусульманская оппозиция». По его мнению, скандал использовался, чтобы отвлечь внимание от фальсификаций на выборах, в которых аль-Бальши не сомневается, и от крушения теплохода в Красном море, в котором погибло около тысячи египтян. В доказательство журналист рассказал, что власти разрешили антидатские митинги, хотя обычно демонстрации запрещены. Причем жесткую антидатскую позицию заняли именно государственные СМИ, тогда как частные придерживались «негативного нейтралитета».
«Мы отличаемся друг от друга. Датчане не стремились нас оскорбить. А египтяне не знают такие понятия, как свобода слова. И пропасть между нами после скандала углубилась», – резюмировал египтянин.
Выступления прочих представителей мусульманского мира были не такими примирительными. Генеральный секретарь Южно-Азиатской ассоциации свободных СМИ Имтиаз АЛЯМ рассказал, что скандал поставил его в сложное положение. «Я всегда выступал за свободу слова – даже когда США и Запад поддерживали в Пакистане военную диктатуру, которая свободу слова ущемляла. Но эти карикатуры ущемляют права моей половины земного шара! – неожиданно закричал пакистанец, схватил бутылку газированной воды со столика и погрозил куда-то в сторону датчан. – Мы боремся за демократию в своей стране, а тут такая помощь от Дании!»
Главный редактор газеты The National Interest из Нигерии Хакем БЕЛЛО сказал, что «в Нигерии произошли беспорядки, в которых погибли 60 человек. Прямой причиной этих смертей были карикатуры, напечатанные за 6 тысяч километров от моей страны». «Я за свободу слова, – поддержал Белло пакистанца. – Люди могут выражать свои мысли, но иногда у них нет достаточных знаний о религии и культуре».
Правда, нигерийцу возразил другой африканец – из Йоханнесбурга: «Не все на земле мусульмане, надо это учитывать. В ЮАР 80% христиан. Нам, например, очень не понравилась книга «Код да Винчи. Всегда найдется кто-то, кому что-то не нравится», - резюмировал африканец.