Presscenter.kz,
Аскар ШОМШЕКОВ, «С пером и шпагой», 25 мая 2006 г.
В апреле 2006 года представители журналистских неправительственных организаций Костаная, Тараза, Павлодара и Астаны приняли участие в обучающем туре в Словацкой Республике. Инициатором проведения поездки выступила программа «Поддержка СМИ» Фонда Сорос-Казахстан при операционной поддержке программы «Восток – Восток». Целью нашего пребывания было заявлено следующее – в результате общения со словацкими коллегами ознакомиться с их опытом борьбы за продвижение идеалов свободы слова.
…Временами в Словакии у меня создавалось ощущение, что мы переместились на машине времени на несколько лет вперед. Когда словаки рассказывали про времена правления премьер-министра Владимира Мечьяра, которого они называют диктатором, меня поразило, что, оказывается, тогда власть тоже обвиняла и неправительственные организации, и независимые СМИ в пособничестве Западу и в попытках раскачать лодку. Для них это уже история, вчерашний день, для нас – реальность.
Общественные организации в Словакии являются реальной силой, способной оказывать влияние не только на чиновников, но и на руководителей частных предприятий. Действуя при поддержке независимых СМИ, словацкие НПО эффективно влияют на решение многих социально значимых проблем. Одним из основных критериев их деятельности является то, что так они обеспечивают потребности общества.
Региональное ТВ
В городе Жилино мы стали гостями телекомпании «Патриот». В Словакии учредителями подавляющего большинства региональных телекомпаний являются местные органы самоуправления. Поэтому главы местных администраций позволяют себе временами навязывать редакциям свои «рекомендации» по освещению тех или иных проблем. Исполнительный директор НПО «ЛОТоС», аналога Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана, Наташа ПЕТРОВА говорит, что одной из главных задач, которую они решают, является обеспечение независимости региональных телестанций и их защита от вмешательства в редакционную политику со стороны городских властей и коммерческих фирм.
«ЛОТоС» объединяет 45 словацких телестанций. Каждой по отдельности было бы невозможно противостоять давлению собственников – городских мэрий. Тем более что в таких телекомпаниях директора назначает город. Однако всем вместе им в большинстве случаев удается убедить мэров, что хотя они и являются владельцами телестанций, но все равно не могут вмешиваться в редакционную политику. «Мы говорим мэрам, что объективная информация поможет им эффективнее решать проблемы общества. Большинство из них нас понимают, – пояснила Наташа Петрова, – хотя это очень не просто».
Телекомпания «Патриот» – в частной собственности. Вещание круглосуточное, хотя в штате состоит всего 6 человек. Зато вне штата работает еще 10 человек, в основном студенты. Каждые полчаса 15-минутные новости. Сюжеты повторяются. За сутки успевают подготовить 7-8 новых сюжетов. «Патриот» – одна из самых продвинутых региональных телекомпаний. Большинство региональных телеканалов вещают всего 2-3 часа в день, а то и в неделю. Расценки на рекламу в пересчете на тенге меньше, чем в Павлодаре (примерно 2500 тенге за минуту эфира). К тому же региональным телеканалам запрещено размещать политическую рекламу.
В связи с предстоящими летом парламентскими выборами ассоциация региональных телекомпаний «ЛОТоС» добивается снятие этих ограничений. К чему это может привести – можно лишь догадываться. Не исключено, что региональные телекомпании будут приватизированы иностранными медиахолдингами, как это произошло с общенациональными телеканалами. Кстати, никакой трагедии и угрозы национальной безопасности в том, что основные СМИ контролируются иносранцами, никто не видит. СМИ рассматриваются прежде всего как бизнес.
Общественное ТВ и радио
В Словакии и сегодня действует «Закон о печати», принятый в 1966 году. Его несколько модернизировали, убрали статью о руководящей и направляющей роли коммунистической партии, добавили новые. Существует отдельное законодательство, регулирующее деятельность теле- и радиостанций. Это объясняют тем, что ресурс существующих теле- и радиочастот ограничен. Но в связи с переходом на цифровое вещание планируется принять новый закон, которые снимет большинство ограничений в деятельности электронных СМИ.
Словацкое общественное телевидение (СТВ) и Словацкое радио (СР) созданы в 1991 году, но только в 2003 году были приняты законы о Словацком общественном радио и телевидении, что завершило процесс их создания на базе государственного. Финансирование общественного ТВ и радио осуществляется за счет абонентской платы, которая составляет 100 словацких крон за телевидение и 40 за радио (1 Sk = 4 тенге). При этом общественное ТВ может зарабатывать дополнительные средства за счет рекламы и получать пожертвования от частных фондов и структурных организаций Европейского союза. Ограничение объема рекламы составляет 3% от суточного вещания. К примеру, в частных телекомпаниях допускается 10% рекламы в сутки.
В Словакии отказались от финансирования общественного телевидения за счет налогов, чтобы исключить влияние политических партий. До 2003 года директора общественного телевидения выбирал парламент. Сегодня парламент по предложению общественных организаций выбирает только правление, состоящее из 15 человек. Они в свою очередь избирают тайным голосованием – двумя третями голосов – генерального директора. Есть еще наблюдательный совет СТВ, состоящий из трех членов, назначаемых, соответственно, президентом, правительством и парламентом. На совет возлагается обязанность осуществлять контроль и надзор за финансовой деятельностью СТВ/СР.
Надо отметить, что независимость общественного телевидения обходится словакам довольно дорого. Несмотря на то что в законе установлено, что платят только те, кто имеет дома телевизор, – платят все. Ежемесячные счета обязательны к оплате. Штраф за неуплату может составлять 5000 Sk, то есть около 20 000 тенге.
С 2012 года все аналоговые передатчики будут остановлены. Это потребует замены телевизионных приемников. Новые условия потребуют изменить и способ финансирования общественного телевидения. Сейчас в парламенте идет бурное обсуждение нового законопроекта об общественном телевидении, где предусмотрено, что платить будут все, кто имеет доступ к электричеству.
Можно сказать, что Общественное словацкое телевидение (СТВ) утратило свое доминирующее положение. Низкие рейтинги СТВ объясняются тем, что с распадом Чехословакии наиболее квалифицированные кадры остались в Чехии, где было центральное телевидение. Смена поколений, которая произошла в словацких СМИ после отставки в 1998 году премьер-министра Владимира Мечьяра, проводившего ярко выраженную националистическую и популистскую политику, больше всего коснулась телевидения и радио. На место скомпрометировавших себя журналистов, открыто поддерживавших диктатора, пришла молодежь, не имеющая опыта работы и достаточных знаний. Вопрос повышения квалификации работников электронных СМИ стоит достаточно остро. По данным BBС, если в 1995 году СТВ смотрело почти 75% населения страны, то к 2000 году эта цифра упала до 20%. Наибольшей же популярностью у словаков пользуется частный телеканал “ТВ Маркиза”.
Рождение свободного СМИ
Но самым интересным было общение с генеральным директором одной из самых массовых газет Словакии SME Алексеем ФУЛМЕКОМ. В 90-е годы прошлого века ему вместе со своими единомышленниками в условиях постоянного давления со стороны государства удалось не только сохранить независимость своего издания, но и добиться стотысячных тиражей. Сегодня SME объединяет более 40 ассоциированных региональных газет.
В годы правления премьер-министра Владимира Мечьяра SME стало основным оппозиционным изданием. Успех газеты был определен не только критикой ставшего непопулярным правителя. Первое делом SME приобрело типографию, потому что государственные типографии отказывались печатать оппозиционную газету. Затем издательства стали выкупать региональные газеты, которые, потеряв государственные дотации, оказались на грани разорения. Большинство издателей продало свои газеты по стоимости принадлежащего им оборудования и мебели. Новые собственники сохранили бренды и взяли на себя расходы по заработной плате и выпуску изданий. Взамен стали публиковать на страницах местных газет материалы из столицы и размещать рекламу. Постепенно все региональные газеты вышли на самоокупаемость.
SME сыграло значительную роль в свержении режима Мечьяра. Алексей Фулмек уверен, что только прибыльность спасла его газету в период, когда она оказалась в черных списках рекламодателей, когда типографии отказывались ее печатать, а агенты спецслужб устроили травлю журналистов.
Однако с приходом к власти людей, которых газета поддерживала, тираж SME стал стремительно снижаться. Проанализировав сложившуюся ситуацию, руководство SME сделало вывод, что интерес к политике у населения снизился. Еще одним немаловажным обстоятельством, которое, по мнению Фулмека, отрицательно сказалось на тираже газеты, оказалось то, что они поддержали агрессию НАТОвских войск в Югославии. Сегодня в SME можно найти информацию на любой вкус. Сохранив статус серьезного политического издания, газета также публикует материалы, присущие желтой прессе. По объему продаж сегодня она на втором месте.
Несмотря на демократические преобразования в стране, SME по-прежнему критикует правительство и политические партии. Сегодня 90% исков, поданных в отношении SME, приходится на чиновников. SME вынуждена содержать целый штат юристов, чтобы противостоять многочисленным судебным искам.
«Во всем мире политики думают, что журналисты непрофессионалы, а журналисты думают, что все политики воры», – говорит Алексей Фулмек.