НАШЕ «ВРЕМЯ» ИСТЕКЛО?
25 May, 2006 - 15:01
НАШЕ «ВРЕМЯ» ИСТЕКЛО?
Автор: Администратор
982

Presscenter.kz,



У самой популярной газеты Казахстана – новые хозяева и новый редактор

Розлана ТАУКИНА «С пером и шпагой», 25 мая 2006 г.

В конце прошлой недели мы все были ошарашены известием о том, что в газете «Время» отныне будет новый редактор. Газета-то была по всем показателям и популярной, и доходной, и авторитетом пользовалась в народе. Поэтому информация о том, что редакция сменила главного редактора и вдохновителя, стала практически сенсацией.

Примечательно, что это сообщение разлетелось как раз в день семилетия «Времени». Да, эта газета на информационном пространстве Казахстана просуществовала 7 лет. За это время она приобрела самый большой тираж и титул наиболее читаемой газеты во всей республике. Так что же произошло? С чем связана смена руководства газеты? И не будет ли она означать и смену концепции и курса газеты, чьим девизом была ставшая крылатой фраза: «За нашу и вашу свободу!»?

«Саботажа не будет!»

С этими и другими вопросами мы обратились сперва к новому руководителю газеты Бигельды ГАБДУЛЛИНУ.

Это правда, Бигельды, что Вас назначили главным редактором газеты «Время»?

- Я действительно назначен. Мало того, я не только главный редактор, я еще и генеральный директор. Я занимаю место Бориса Хаимовича КОПЕЛЬМАНА и Игоря Максимовича МЕЛЬЦЕРА.

А когда это произошло?

- Я принял должность 18 мая и первым приказом назначил себя главным редактором.

Это означает, что главным учредителем стала Администрация президента?

- Вы задаете мне вопрос для печати или просто так интересуетесь, как человек?

Интересуюсь, потому что работаю в этой сфере.

- Не надо задавать вопросы по персоналиям. Скажем так, что поменялся хозяин, у которого имеется большая доля капитала. Этот учредитель называется ТОО «Алтын хаус», который обладает основной долей уставного капитала. Они предложили мне помочь. Я человек конкретный и поэтому спросил, в каком качестве я должен помогать. Мне сказали, что в качестве главного редактора. Я посмотрел устав, а в уставе написано, что «Алтын хаус» имеет право назначать гендиректора, а главного редактора не имеет права. 
Я сказал, что приду только в том случае, если вы измените устав или назначите меня гендиректором, а я, если хотите, назначу себя главным редактором. Вы готовы, спросил я учредителей. Они (владельцы) сказали: мы готовы. 
Были у меня и другие предложения по работе в большой газете. Для меня интересна именно эта газета, потому что, Розлана, вы знаете, я человек, который создавал газеты и знает газетное дело. Мне интересно, для меня это новый вызов, и я принял это предложение. Вот так! 
Правда, это все немного затянулось, потому что кто-то уезжал, кто-то приезжал. Наконец, приехали, собрались, и 18 мая все было подписано. В прошлую пятницу меня представили.

А кто Вас представлял?

- Представители «Алтын хаус».

А как же старая газета «Central Asia Monitor»?

- Газета как выходила, так и будет выходить. Под моим руководством эта газета будет выходить. Конечно, может быть, я сниму свою фамилию, но мое око, как редактора, конечно, будет там обязательно. Почему? Потому что я пока не вижу главного редактора именно там.

А коллектив газеты «Врем» остается работать?

- У нас договоренность с гендиректором бывшим, а также у меня договоренность с Мельцером. Последний сказал, что никакого саботажа не будет. Газета как выходила, так и будет выходить.

А рубрики останутся?

- Все поменяется. Мельцер задал единственный вопрос: в следующем номере еще будет моя фамилия? Я ответил: нет, вашей фамилии не будет! Мне передавали, что до этого он говорил: мы примем все условия. А условия были такими: или мы вообще не нужны, или мы частично нужны, или мы нужны. 
Я человек понимающий, потому сказал, что не бывает осетрины второй свежести. Поймите, бывший главный редактор, человек, который создал газету, не может работать заместителем редактора. Так на практике не бывает! Поэтому мы обрываем, сказал я, но я готов принять ваши советы, ваши консультации и т.д. Он говорит: «Все понял. Спасибо за откровенность». Все о’кей. Но если будет саботаж, сообщил мне Мельцер, то он этого человека не примет в тот новый коллектив, который собирается создавать! Вот так нормально договорились.

То есть Мельцер будет выпускать новую газету?

- У него есть еще один проект – создать новую газету.

Это не значит, что будет так, как было в «Караване», когда все почти ушли за ним в новую газету?

- Этот вопрос я ему задал, но он ответил так. Знаешь, говорит, Бигельды, мы живем в специфическом государстве. Есть футбольная команда, которая продается и покупается, правильно? Есть баскетбольная. Ну что такое журналистика? Кто больше заплатил и создал хорошие, комфортные условия, тот всех получит. Если вы создадите условия, то даже за уши он, Мельцер имел в виду себя, никого не вытащит. Если вы, говорит, заманите чем-нибудь, то вы и заберете коллектив. Никого, мол, он не будет забирать. Но все это лукавство! Я знаю, что это лукавство. Я все понимаю. Я человек, понимающий этот мир.
Я принял то, что кто-то придет, кто-то уйдет. Но я одно знаю, что люди, которые останутся, и люди, которые придут, будут разделять правила игры, которые я им задам. Я создал новую концепцию, по этой идеологии мы и будем работать. Кто не разделяет, я даю месяц на раздумья, потом мы мирно разойдемся.

Но есть главные фамилии авторов, которые очень важны для газеты. Уверены ли Вы в том, что они останутся рядом с Вами? Например, Вадим БОРЕЙКО, Виктор ВЕРК, Геннадий БЕНДИЦКИЙ, Сапа МЕКЕБАЕВ, Марат АСИПОВ?

- Это профессионалы, но люди, которым задали верхнюю границу дозволенной самоцензуры, через которую они не могут перепрыгнуть. Это раз. Во-вторых, последние пять месяцев газета каждый день ждала нового редактора. Каждый день они ждали смены: до инаугурации президента, ждали после, потому они выдохлись от ожидания. И Мельцер мне сказал, что хорошо, что это, наконец, случилось. Потому что, говорит, мы исчерпали себя. Может, с новой площадки нам станет легче. Он сказал то, в чем заключается все! Неделю назад покупали люди газету и говорили мне: больше мы эту газету покупать не будем, потому что там вообще нечего читать.

Так я не поняла, журналисты остаются или нет?

- Это их право! У меня сегодня встреча с коллективом, будет компетентный разговор. Конечно, им будет интересно узнать, какая будет новая газета, как ее делать, там будет конкретный разговор. Им интересно будет узнать, сколько они будут зарабатывать, где жить, где работать и в каких условиях.

А что, должно поменяться здание редакции, обстановка, кабинеты?

- Дело в том, что редакции там ничего не принадлежит. Все остается у них. У них есть своя типография, свое здание, свои компьютеры. Получается, я прихожу туда и должен все арендовать у них. Я это не потерплю! Я не потерплю, чтобы там все мелькали. Получается, я сижу там, где сидит редакция, а на втором этаже я вижу Мельцера, других людей. Я у них, получается, арендатор. Поэтому я поставил такое условие.

Значит, ТОО «Алтын хаус» практически продан только бренд – газета «Время»? И это значит, что теперь Вы с редакцией обоснуетесь в новом месте?

- Конечно. Все это продумано. Дело в том, что мне сказали, что я могу сидеть там столько, сколько хочу. Арендная плата остается. Следующий номер выйдет как обычно. Вы же понимаете, чтобы развернуть большой корабль в другую сторону, нужно пройти десятки миль. Я не собираюсь все так резко менять, чтобы при этом не потерять часть своих читателей и рекламодателей.

Там же налаженная система!

- Там много что налажено. Там столько ТООшек сидит… Там все не так просто. Семь лет, везде свои люди, все продумано. Мне придется все это ломать. Когда мне предложили одну большую газету, потом вторую, я принял то, что тяжелее…

«Я однозначно уйду!..»

Естественно, мы обратились за комментариями и к тем, кто создал газету «Время». В частности, мы попросили ответить на наши вопросы политического обозревателя газеты «Время» Виктора ВЕРКА, который сразу же сказал:

- Этого друга посадили на место гендиректора. Но вначале хозяева долго окучивали мозги, как капиталисты говорят, нашему начальству. Мельцера уговаривали остаться пять месяцев, а когда назначили Бигельды генеральным директором, то получается, что Мельцер под ним как бы. Два разных уровня! Это ни в какие ворота не лезет! Тогда Мельцер написал заявление и уволился.

Кто стоит за этим ТОО «Алтын Хаус»?

- «Казахмыс». И Бигельды Габдуллина представлял юрист «Казахмыса».

Курирует ли этот вопрос о смене учредителя газеты кто-нибудь из Администрации президента?

- Какой-то куратор из Администрации президента есть, но точно не скажу.

Это означает, что с Мельцером может уйти коллектив, как однажды все ушли из «Каравана»?

- Знаешь, я могу только про себя сказать. Я однозначно уйду.

Ну, Игорь Максимович не останется же без проекта, он новую газету, наверное, создаст, как ты думаешь?

- Я однозначно ничего не могу сказать, что будет. Но через два месяца будет видно.

Мы все знаем, что ваша команда очень дружная, сплоченная и не один год уже вместе…

- Я лично с Мельцером уже 11 лет работаю, с маленьким перерывом. Я разговаривал с Борейко, с Асиповым, они собираются уходить, про других я не знаю.

А что было на собрании в понедельник?

- Новый редактор выступил с тронной речью. Сказал сначала, что газета будет меняться, потом, что газета, чтобы не потерять читателя, не будет меняться. Он вообще сказал на встрече с коллективом такую фразу: «Для того чтобы развернуть корабль по курсу, надо покрыть десятки тысяч миль. И мы этого делать не будем!»

Но мне он сказал накануне наоборот, что курс будет меняться!

- Розлана, я тебе скажу так. После всех заявлений, что он сделал в последние три дня в прессе, по-моему, ему новые хозяева вставили уже… Они не хотят резко менять курс, они хотят сохранить коллектив. Именно такая установка была дана ему. Ему бы надо было сказать: « Ребята, я получаю газету, которая пять лет признавалась лучшей в стране!» А вместо этого его понесло по кочкам.

А как настроен коллектив?

- Ну, уходит…

То есть народ не хочет работать в такой обстановке?

- Я опять не готов говорить обо всех. Но я думаю, что большинство не захочет.
Бигельды говорил, что он удержит вас большими окладами.
- Да, он это сказал, правда, никаких цифр пока не называл. Даже в разговоре наедине со мной он избегал конкретных цифр. Он спрашивал, сколько должны, на мой взгляд, получать ведущие журналисты? Я сказал, что хотел бы получать больше, но что деньги для меня один из основных вопросов, но не главный. Он спрашивает, сколько бы я хотел. Я повторяю, что деньги для меня не главное. Но он так и не назвал сумму, которую хотел мне предложить. Но из некоторых источников я знаю, что речь идет об окладах вдвое, а может, и втрое превышающих оклады, которые мы получали при Мельцере. Но лично я уже решил уйти.

Возможно, журналистов могут заинтересовать фантастические по меркам нашей страны оклады, как ты думаешь?

- Он сейчас куражится, но ему могут «выписать тормоза», потому что у него самого таких полномочий нет. И веры ему нет, если он говорит то одно, то другое. Когда тебе на первой же встрече с редакцией говорят, что газета исписалась, газета выдохлась, газета позволяет себе непатриотичные вещи, и это будет изменено, а через десять минут вдруг заявляют, что мы ничего менять не будем… Я не знаю, как с таким редактором работать.
У меня такое ощущение, что, заступая на этот пост, он не читал нашей газеты вообще или читал ее пятилетней давности. Потому что Сапе он стал рассказывать про ту Азиопию, когда еще были псевдонимы и клички. Но той Азиопии уже нет лет пять! А мне предлагает сделать интервью с личностями, которые уже были в газете, например, в феврале. Мы не привыкли к такой неосведомленности редактора.
Поэтому я выбираю атмосферу творчества и привычную обстановку, даже если это будет другой проект.