Presscenter.kz,
Газетные системы в современном виде укладываются в четыре типа правления
Клод-Жан БЕРТРАН
Систем СМИ в современном мире существует очень много, однако это не означает, что каждая из них уникальна. Как правило, любая из этих систем соответствует какой-либо модели из весьма ограниченного списка.
Существуют четыре типа правления: два недемократических (авторитарный и тоталитарный) и два демократических (либеральный и социально ориентированный). Каждая из этих форм правления основывается на определенной концепции мира и человека в нем.
Оптимисты считают человека существом рациональным. Они полагают, что если обеспечить ему доступ к информации и возможность обмениваться идеями, он способен управлять обществом, в котором живет.
Пессимисты же, напротив, считают человека существом необузданным и ни в коем случае не позволяют ему проявлять свою волю: за человеком надо следить, ему надо “промывать мозги”, его надо контролировать.
СМИ в недемократичных странах
Пессимисты на обоих концах политического спектра противятся свободе прессы. Они считают этику и подотчетность СМИ нелепыми выдумками наивных демократов. Они убеждены, что только власть может защитить “нацию” или “народ”
- или держа СМИ под жестким контролем (крайне правые),
- или сделав их своей собственностью (крайне левые).
Фашистская модель
Фашистское государство, навязывающее СМИ цензуру и собственную пропаганду, является ни чем иным, как развитием идеи абсолютного властителя прошлых веков.
При фашистском режиме СМИ обычно находятся в частной собственности. СМИ разрешается зарабатывать деньги при условии, что все их содержимое проходит через государственного цензора. Режим не терпит никакой оппозиции, даже в форме предположения, что в стране что-то может плохо функционировать: в прессе фашистской Италии невозможно было найти ни сообщений о преступлениях, ни скандальной хроники.
В наши дни подобные режимы можно найти в основном в арабских странах.
Китайская модель
При марксистско-ленинском режиме СМИ являются составной частью централизованного Государства, которое само по себе неотделимо от единственной политической Партии. Их миссия состоит НЕ в том, чтобы информировать или развлекать, а в том, чтобы вести политическую пропаганду и мобилизовать общество путем передачи инструкций от центра к периферии.
ХХ век дал множество доказательств того, что такие режимы несовместимы с экономическим развитием, распространением знаний, демократией и благосостоянием общества.
Представляется, что в начале XXI века коммунистическая модель находится на пути к исчезновению. Ее можно обнаружить в горстке отсталых стран вроде Беларуси или Северной Кореи – но также и в Китае, самой многочисленной стране мира.
В Китае центральное информационное агентство передает официальную версию новостей дня центральному печатному органу Коммунистической партии (в Китае это газета “Жэньминь Жибао”), а также центральному радио и телевидению. Газеты и телерадиостанции более низкого уровня воспроизводят сообщения этих органов СМИ, добавляя в них немного от себя.
Наряду с делением прессы по горизонтали (от общенациональных СМИ до уровня фабрики или фермы) существует и деление по вертикали, которое определяется аудиторией соответствующего органа СМИ: партийцы, члены профсоюза, военные, женщины, труженики села и т.п.
А как обстоят дела со СМИ в странах с парламентской демократией?
Все медиасистемы органически развиваются в рамках того общества, которому они служат как часть сложного социального организма. Система СМИ в каждой стране отличается от аналогичных систем в других странах, однако существует всего лишь несколько базовых моделей.
Интернет не подпадает под эту схему, поскольку с самого начала он развивался в глобальном масштабе.
Печатные СМИ в “Новом Свете”
Считается, что газеты должны доставлять новости. Существует две модели реализации этой функции:
- романская модель, восходящая к временам, когда функция прессы состояла в том, чтобы комментировать официальную информацию. В этой модели не проводится четкого различия между новостями и мнениями, однако, новости делаются более легкими для восприятия и более интригующими;
- американская модель, в которой упор делается на объективность, точность фактов, разделение информации и комментариев, которые выдержаны в холодном и сухом стиле.
Романская модель традиционно подвергается критике за ее слишком тесную близость к политическим партиям и к государству, а американская – за излишнюю коммерциализацию и услужливость перед рекламодателями.
В любой (демократической) стране существует один из нескольких типов газетных систем. Эти типы представляют собой различные комбинации трех типов газет (местные, региональные и общенациональные) и
- четырех основных моделей (американская, британская, германская и французская модели) и
- трех дополнительных моделей (австрийская, швейцарская и индийская модели).
Американская модель
Отличается тем, что местные СМИ “питаются” из оптового источника.
В США все газеты – местные. Исключение составляют два-три общенациональных издания, которые – в стране с населением 290 млн. человек – расходятся тиражом менее 3,5 млн. экземпляров.
Поскольку все газеты являются местными и, следовательно, по большей части, маленькими (в стране с 290 млн. жителей медианный тираж составляет 12 тыс. экземпляров, а максимальный – 2 млн. экз.) и поскольку их основная цель – делать деньги, с каждым годом все больше и больше денег, они организовались так, чтобы получать все свои материалы – за исключением местных новостей, услуг и рекламы – от оптовых поставщиков (в основном сосредоточенных в Нью-Йорке).
Как правило, большинство газет получают:
- региональные, общенациональные и всемирные новости и фото от крупных агентств типа «Ассошиэйтед пресс», а остальное от более чем 400 синдикатов и служб новостей, причем последние созданы крупными ежедневными газетами или сетевыми изданиями. От них они получают:
- политические комментарии (и – по желанию – даже передовицы),
- колонки с полезными советами (садоводство, здоровье, юридические вопросы и личные отношения),
- карикатуры и комиксы, гороскопы и кроссворды.
В силу этого пресса США гораздо более однородна и сильнее сфокусирована на внутриамериканских темах, чем это обычно считается. Другое интересный факт состоит в том, что американская пресса – в отличие от прессы многих других стран – является весьма процветающей.
Централизованная (британская) модель
Великобритания, так же как и Япония, является единственной крупной страной, имеющей подлинно национальную прессу: 11 ежедневных газет, издающихся в Лондоне, расходятся по всей стране. Их тиражи, разумеется, огромны: тиражи 10 ежедневных изданий составляют от 300 тыс. до 4 млн. экземпляров, а суммарный тираж превосходит 13 млн. экземпляров – в стране с населением 56 млн. человек (1999).
Провинциальная пресса, которую составляют свыше 100 ежедневных газет посредственного качества, дает третью часть всех тиражей.
Пресса в Великобритании (но не в Японии) имеет две отличительные характеристики:
- четкое разделение между популярными (развлекательными) и качественными (информационными) изданиями;
- наличие воскресной прессы, которая существует автономно и имеет еще более высокие тиражи.
Почему британская пресса достигла такого уровня развития и почему она в такой степени централизована? Это обусловлено несколькими факторами:
- компактность страны и небольшие размеры, а также высокий уровень урбанизации в силу чего люди широко пользуются общественным транспортом для поездок на работу;
- система подписки;
- низкие цены, частично обусловленные изобилием рекламы;
- высокая степень концентрации собственности: начиная с 1920-х годов, организацией рынка занимались всего лишь несколько групп, в результате чего общенациональные издания выходят по утрам, а провинциальные газеты являются вечерними. В результате многие покупают и те газеты, и эти;
- привычка читать газеты, сформировавшаяся в период между двумя мировыми войнами в результате ожесточенной конкуренции;
- большое разнообразие общенациональных изданий, дающее возможность каждому найти что-нибудь по своему вкусу.
В Японии ситуация очень похожая: пять токийских ежедневных газет обеспечивают 60% всех тиражей. Объем продаж еще больше: в стране, где население в два раза больше, чем в Великобритании, ведущая ежедневная газета “Иомиури Симбун” продается в количестве 13 млн. экземпляров.
При этом 95 % ежедневных газет предлагают доставку на дом, а каждая крупная газета имеет два издания: одно – утреннее и одно – вечернее, и 60 % людей покупают оба. Например, вторая по величине ежедневная газета “Асахи Симбун” выходит в 8 часов утра и в 5 часов вечера.
В Нидерландах ежедневные газеты, выходящие в Амстердаме, расходятся – в силу малости расстояний – по всей стране, однако их тиражи составляют лишь 40 % от общего количества экземпляров газет.
Двумя наименее развитыми в ЕС странами являются Португалия и Греция.
В Греции суммарный тираж прессы составляет всего лишь 1,3 млн. экземпляров, при этом одни лишь афинские ежедневные издания (от качественных до очень “желтых”) выходят тиражом один миллион экземпляров. У греческой прессы имеются два больших отличия от британской (и японской):
- примерно 90 % ежедневных газет продаются после обеда;
- пресса сильно политизирована.
В Португалии (за исключением островов) 10 из 15 ежедневных газет (с суммарным тиражом 400 тыс. экз.) выходят в Лиссабоне. За четырьмя исключениями все 1300 провинциальных газет являются еженедельными изданиями.
Продолжение следует