Коалиция НПО по законопроекту "О средствах массовой инфомации"
Рассмотрев проекты Законов Республики Казахстан «О средствах массовой информации» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации» государственные органы представили свои предложения
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ
В пределах своей компетенции замечаний и предложений не имеет
АГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СВЯЗИ
предлагает внести в проекты законов следующие дополнения.
В соответствии с Законом Республики Казахстан «О связи» используется термин «сеть телекоммуникаций общего пользования». В связи с этим предлагаем по всему тексту Проекта слова «общедоступные телекоммуникационные сети» заменить словами «сеть телекоммуникаций общего пользования».
В статье 19 Закона Республики Казахстан «О связи» предусмотрено лицензирование деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания. В текстах Проекта используется термин «теле- и (или) радиовещание». В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность приведение в соответствие с единым понятием (термином).
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН высказало следующие замечания:
по статье 1 законопроекта «О средствах массовой информации»:
Подпункт 15) следует привести в соответствие с гражданским процессуальным и уголовно-процессуальным законодательствами, указав на законность и справедливость предстоящего судебного решения.
Аналогичное замечание имеем в отношении пункта 9 статьи 2 законопроекта.
Действующими законодательными актами определение «информации, выраженной в утвердительной форме» не закреплено. В связи с чем, в целях исключения трудностей в дальнейшей правоприменительной практике указанное понятие следует раскрыть.
Аналогичные замечания имеем в отношении статей 29, 30 законопроекта, в части применяемых понятий «личные взгляды», «мнения» и «критические суждения», а также «личные убеждения», «личное мнение» и «личная оценка».
По статье 2 законопроекта:
Пункт 4 необходимо привести в соответствие с пунктом 3 статьи 18 Конституции, Так, согласно Конституции, государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации, когда как в предложенном положении речь идет лишь о распространенных сообщениях и материалах.
Пункты 7, 8 следует исключить, как положения декларативного wrvnme смысловой и правовой нагоузки жизнедеятельности населения (статья 1 Закона «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»). В связи с чем, данное положение следует доработать, указав на недопустимость распространения информации, В соответствии с пунктом 9 арест, изъятие и конфискация продукции средства массовой информации не может производится иначе как по вступившему в законную силу постановлению суда.
В этой связи, отмечаем, что рассматриваемое положение не согласуется с действующим законодательством, согласно которому арест может осуществляться уполномоченными на то лицами.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 632—1 Кодекса об административных правонарушениях, наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами, указанными в статье 620, части первой статьи 636 указанного Кодекса, в присутствии владельца товара, транспортного средства и иного имущества и двух понятых.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 161 Уголовно-процессуального кодекса, в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель, следователь с санкции прокурора вправе наложить арест на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия. В случаях, предусмотренных частью третьей статьи 232 указанного Кодекса, наложение ареста на имущество может быть произведено без санкции прокурора, но с последующим направлением ему в течение двадцати четырех часов сообщения о произведенном аресте на имущество,
В связи с чем рассматриваемое положение следует доработать.
По статье 3 законопроекта:
Пункт 1 следует привести в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24 Закона «О наркотических средствах, психотропных веществах, прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими», закрепив требование о недопустимости использования средств массовой информации для пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Кроме того, в соответствии с рассматриваемым положением не допускается использование средств массовой информации для распространения информации, раскрывающей технические приемы, тактику проведения антитеррористической операции в Республике Казахстан в период объявленной чрезвычайной ситуации.
На наш взгляд, проведение указанных операций нельзя связывать с чрезвычайными ситуациями. Так, чрезвычайные ситуации характеризуются авариями, бедствиями или катастрофами, которые повлекли или могут повлечь гибель людей, ущерб их здоровью, окружающей среде и объектам хозяйствования, значительные материальные потери и нарушение условий раскрывающей технические приемы, тактику проведене антитеррористической операции в период их проведения.
По статье 7 законопроекта:
Подпункт 1) пункта 2, в части текущих и перспективных програм;
следует доработать, за отсутствием таковых.
В свою очередь, действующее законодательство предусматривав государственные, отраслевые (секторальные) программы
Кроме того, не представляется ясным кем (каким органом предлагаемые программы будут утверждаться.
Подпунктами 5), 6) пункта 2 к компетенции уполномоченного орган; предлагается отнести осуществление мониторинга продукции средсп массовой информации на предмет соблюдения действующей законодательства, а также организацию проведения открытых конкурсов пс распределению номиналов радиочастот. В связи с чем, в целях исключения трудностей в дальнейшей правоприменительной практике существует необходимость закрепления в законопроекте вопросов порядка осуществления рассматриваемых функций уполномоченного органа.
Пункт 2 статьи 8 законопроекта следует привести в соответствие с подпунктом 4) пункта 5 статьи 22 Закона «О национальной безопасности Республики Казахстан», указав на запрет иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства, прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами пакета акций (долей, паев) юридического лица — представителя средств массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.
По статье 9 законопроекта:
В целях исключения дублирования нормы, закрепляемой пунктом 1, в подпункте 2) пункта 2 положение, определяющее права собственника средства массовой информации на наименование средства массовой информации следует исключить.
Пункт 3 необходимо доработать с учетом требований подпункта 4) пункта 1 статьи 24 Закона «О лицензировании», согласно которому лицензия прекращает свое действие в случаях прекращения предпринимательской деятельности гражданина, реорганизации или ликвидации юридического лица, за исключением преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменения организационно-правовой формы). Следовательно, права лиц на осуществление лицензируемой деятельности в сфере средств массовой информации не могут переходить правопреемникам или наследникам.
В пункте 7 статьи 10 законопроекта следует вести речь о внутреннем документе средства массовой информации, так как указанные документы не могут носить нормативный характер.
По статье 12 законопроекта:
Подпункт 1) пункта 3 следует редакционно доработать, указав на название, схожее до степени смешения с названием ранее созданного средства массовой информации.
Пункт 7 следует согласовать с подпунктом 3) пункта 11. Так, если в первом случае свидетельство о постановке на учет признается утратившим силу решением уполномоченного органа, то во втором случае данное свидетельство может быть признано недействительным в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа.
По статье 15 законопроекта:
В соответствии с пунктом 6 прекращение производства и распространения средства массовой информации влечет в судебном порядке признания свидетельства о постановке на учет недействительным, отзыв лицензии на деятельность по организации теле-и (или) радиовещания.
Вместе с тем, данное положение, на наш взгляд, следует доработать с учетом того, что в соответствии с пунктом 1 рассматриваемой статьи законопроекта прекращение производства и распространения средства массовой информации возможно также по решению ее собственника. В связи с чем, необходимость признания свидетельства о постановке на учет недействительным в рассматриваемых случаях судом, представляется нецелесообразной. Это может осуществлять уполномоченный орган на основании обращения собственника средства массовой информации.
Кроме того, в законопроекте не в полной мере регламентированы вопросы приостановления деятельности средства массовой информации. Так, в целях исключения трудностей в правоприменительной практике существует необходимость регламентации вопросов последствий приостановления средства массовой информации, т. е. действия уполномоченного органа, порядок возобновления деятельности средства массовой информации и т. д.
Подпункт 4) пункта 1 статьи 17 законопроекта следует уточнить, указав на дату выдачи свидетельства о постановке на учет.
Абзац второй пункта 2 статьи 26 следует доработать с учетом требований пункта 3 статьи 18 Конституции. Как ранее отмечалось, государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
По статье 27 законопроекта:
Пункт 4 следует редакционно доработать. Из рассматриваемого положения следует, что не допускается несвоевременное представление заведомо ложной информации.
Пункт 7, в части возможности осуществления представителями средств массовой информации аудио и видеозаписи, фото съемки в процессе судебного заседания не согласуется с пунктом 6 статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которому фотографирование, применение аудио-, видеозаписи и киносъемки в зале судебного заседания допускается только с разрешения председательствующего, а также пунктом 8 статьи 19 Гражданского процессуального кодекса, согласно которому кино- и фотосъемка, видеозапись, прямая радио- и телетрансляция в ходе судебного разбирательства допускаются по разрешению суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле.
С учетом чего рассматриваемое положение необходимо доработать.
В соответствии со статьей 2 Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоги и другие обязательные платежи в бюджет устанавливаются, вводятся, изменяются или отменяются в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом. Запрещается включение в неналоговое законодательство норм, регулирующих налоговые отношения В связи с чем, в пункте 5 статьи 29 законопроекта положение, касающееся вопросов размера государственной пошлины, взимаемой с подаваемых в суд исковых заявлений о возмещении морального вреда, следует исключить.
Как отмечалось, в соответствии с пунктом 3 статьи 61 Конституции вопросы правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц регулируются только законами. В связи с этим, в пункте 2 статьи 30 следует указать, что журналист имеет иные права предусмотренные законами. Аналогичное замечание имеем в отношении подпункта 8) пункта 1 статьи 31 законопроекта.
По статье 31 законопроекта:
Подпункт 5) пункта 1 следует привести в соответствие с требованиями пункта 4 статьи 17 Закона «О нормативных правовых актах», согласно которому внутри подпунктов могут быть части — логически законченные отдельные нормы права, выделяемые абзацами,
В подпункте 6) пункта 1 следует указать правильную ссылку на подпункт 5) рассматриваемого положения.
В статье 34 в соответствии с требованиями действующего законодательства к применению норм международных договоров, следует указать на международные договора, ратифицированные Республикой Казахстан,
По статье 37 законопроекта:
Положение подпункта 4) пункта 1 не согласуется с закрепляемыми законопроектом принципами деятельности средств массовой информации. Так, в соответствии с подпунктом 3) статьи 4 законопроекта основным принципом деятельности средства массовой информации является достоверность распространяемой информации. Кроме того, в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 31 законопроекта журналист обязан не распространять информацию, не соответствующую действительности.
Касательно пункта 2 отмечаем, что общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением, защитой и рассекречиванием регламентированы Законом «О государственных секретах»
Данным Законом закреплены вопросы защиты сведений, являющихся государственными секретами, порядка доступа к ним должностных и других лиц, а также вопросы ответственности виновных лиц за нарушение требований законодательства о государственных секретах.
Таким образом, отмечаем, что использование сведений, отнесенных к государственным секретам, а также доступ к ним должен осуществляться должностными и другими лицами в строгом соответствии порядку, определенному указанным Законом. В связи с чем, рассматриваемое положение следует исключить.
По статье 38 законопроекта:
Пункт 1 следует привести в соответствие с Законом «О нормативных правовых актах», указав на введение в действие закона.
Кроме того, положение, закрепляемое указанным пунктом, в части мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с рассматриваемым законопроектом, следует исключить. Данные вопросы являются организационными, которые будут решены в рамках Регламента Правительства.
Также, дополнительно отмечаем, что в текущем году Законом «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности» в действующие законодательные акты внесены изменения, касающиеся вопросов деятельности средств массовой информации. В связи с чем, учитывая актуальность указанных изменений, данные вопросы на наш взгляд не могут быть оставлены без внимания
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН предлагает внести следующие изменения и дополнения в тексты законопроектов:
По проекту Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации»
По статье 7:
в подпункте 2) необходимо раскрыть меры стимулирования и поддержки отечественного информационного рынка и средств массовой информации и журналистской деятельности;
в подпункте 4) необходимо доработать редакцию: «формирует выполнение государственных закупок через телевидение и радио, печатные средства массовой информации и иные средства массовой информации», т. к. данная редакция является некорректной; функцию по обеспечению контроля выполнения государственных закупок через телевидение и радио, печатные средства массовой информации и иные средства массовой информации следует исключить, т. к. в соответствии с пп. 4), 9-7) статьи 5 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» уполномоченный орган в области государственных закупок осуществляет контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, а также контролирует организацию и проведение государственных закупок;
по подпункту 5) необходимо раскрыть, что подразумевается под мониторингом продукции средств массовой информации на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан. Если в данном случае речь идет о контрольных функциях, то считаем необходимым, в Законе Республики Казахстан «О средствах массовой информации» предусмотреть нормы, регламентирующие порядок проведения контроля.
В соответствии с пунктом 2 Протокола заседания рабочей группы по изучению функций государственных органов и выработке рекомендаций по сокращению контрольно-надзорных функций от 18 февраля 2005 года № 20-20/005-880, все нормы, регламентирующие контрольную деятельность, должны определяться законодательными актами и должны быть исключены из подзаконных актов;
при закреплении контрольных или надзорных функций в законах также предусмотреть нормы, регламентирующие основание, цели, предмет и формы контроля или надзора, сроки проведения, периодичность;
взаимодействие государственных органов при осуществлении контрольных функций необходимо закреплять на уровне законов;
подпункт 12) необходимо исключить, т. к. в соответствии с протоколом заседания Государственной комиссии по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений от 12 марта 2003 года № 3 из всех законодательных актов должны быть исключены нормы, дающие право на осуществление «иных полномочий».
подпункт 7) необходимо исключить, т. к. данная норма является излишней, в соответствии со статьей 25 Закона «О лицензировании» контроль за соблюдением лицензионных правил осуществляется лицензиаром, т. е. функция по осуществлению лицензирования включает также и осуществление постлицензионного контроля;
Кроме того, в законе Республики Казахстан «О средствах массовой информации» необходимо выделить в отдельный структурный элемент компетенцию Правительства Республики Казахстан, изложив полный перечень выполняемых Правительством Республики Казахстан функций. Также функции уполномоченного органа, указанные в других статьях проекта Закона «О средствах массовой информации», изложить в пункте 2 статьи 7.
Название и текст главы 6 законопроекта необходимо привести в соответствие с Законом Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года «О лицензировании».
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 указанного Закона лицензиар вправе самостоятельно приостановить действие лицензии. В связи с этим, необходимо пересмотреть норму статьи 24 законопроекта.
По проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации»
в подпункте 4) пункта 2 перед словами «до пятидесяти» необходимо внести дополнения в части раскрытия вилки штрафов (минимальный и максимальный размер).
Кроме того, в главе 23 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» необходимо внести дополнения в части раскрытия вилки штрафов (минимальный и максимальный размер) с целью конкретизации размеров штрафов.
Также, проектом предусмотрено внесение дополнения в пункт 1 статьи 496 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в части установления адвалорной ставки государственной пошлины в судах с исковых заявлений о взыскании морального вреда на уровне 5 процентов от сумы иска. Разработчик предполагает, что подобная мера позволит прекратить инициирование необоснованных многомиллионных исков к собственникам СМИ и журналистам.
Приведенное обоснование необходимости внесения изменения в Налоговый кодекс неприменимо по двум причинам. Во-первых, пошлину уплачивает истец и если иск является необоснованным, то суд признает это и размер иска не окажет влияния на финансовое положение СМИ. Во-вторых, государство не имеет права ограничить права граждан на защиту своей чести и достоинства и ставить какие — либо ограничения для их реализации.
При этом пошлины и сборы не имеют регулирующей функции, а взимаются с целью финансового обеспечения функций государства.
На основании вышеизложенного, дополнение статьи 496 Налогового кодекса, считаем нецелесообразным.
Также следует отметить, что при разработке данных законопроектов разработчиком не соблюдены нормы, предусмотренные в пункте 68 Регламента Правительства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 декабря 2002 года № 1300.
В связи с вышеизложенным, проекты Законов Республики Казахстан «О средствах массовой информации», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации» следует доработать
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН высказало следующие замечания:
Министерство финансов, рассмотрев проекты Законов Республики Казахстан «О средствах массовой информации» (далее — законопроект № 1) и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации» (далее — законопроект № 2), сообщает следующее.
По законопроекту № 1:
1. Согласно подпункту 28) пункта 1 статьи 1 законопроекта, средство массовой информации — периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности, создаваемый в форме периодического печатного издания, теле- или радио программы и т. п.
Данное определение СМИ не поддерживаем, поскольку по сути «средство» не может являться «результатом» чего-либо. В связи с чем, предлагаем оставить данное определение в действующей редакции, которое наиболее четко раскрывает суть данного понятия
2. Согласно пункту 1 и 2 статьи 2 законопроекта, свобода слова, творчества, выражение в печатной и иной форме своих взглядов, мнений и убеждений, получения и распространения информации любым, не запрещенным законом способом, гарантируются Конституцией Республики Казахстан.
Каждый вправе свободно высказывать и распространять свои взгляды, убеждения, мнения и критические суждения.
Данные нормы необходимо доработать и привести в соответствие с нормой статьи 20 Конституции, которая устанавливает, что свобода слова и творчества гарантируется. Каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.
Более того, второе предложение пункта 2 названной статьи носит декларативный характер, который подлежит исключению.
3. Пунктом 3 статьи 3 законопроекта предусмотрено, что монополизация какого-либо вида СМИ не допускается.
Полагаем, что данная норма в целом противоречит концепции законопроекта, поскольку в законопроекте предусматривается такое понятие как «собственник СМИ», которое фактически определяет собственника СМИ лицом в целом «владеющим» отдельными видами СМИ.
В связи с чем, разработчику необходимо определиться в целом по концепции данного законопроекта в части касающегося данного вопроса.
4. В главе 6 необходимо определить нормы, предусматривающие уплату лицензионного сбора за право занятия отдельными видами деятельности при выдаче лицензии, а также ответственность за нарушение законодательства о лицензировании.
5. Согласно пункту 7 статьи 27 законопроекта, суды не вправе отказывать представителям средств массовой информации присутствовать в зале судебного заседания и осуществлять аудио и видео запись, фото съемку за исключением случаев предусмотренных законами Республики Казахстан.
В связи с чем, полагаем необходимым предусмотреть в кодексе об административных правонарушениях ответственность в случае неправомерного отказа.
6. В целях приведения в соответствие с нормами налогового законодательства Республики Казахстан, часть вторую пункта 5 статьи 29 законопроекта изложить в следующей редакции:
«С подаваемых в суд исковых заявлений взимается государственная пошлина в порядке, определяемом налоговым законодательством Республики Казахстан.».
7. Пункт 1 статьи 32 устанавливает, что в силу своей профессиональной деятельности журналист осуществляет свои права и несет обязанности в общественных целях и вправе идти на обоснованное и законное вмешательство в деятельность каких-либо лиц для достижения общественно полезной цели.
Вместе с тем, во избежание различного толкования и понимания данной нормы, полагаем необходимым на законодательном уровне раскрыть критерии законного и обоснованного вмешательства в деятельность соответствующих лиц.
По законопроекту № 2:
Согласно нормативному постановлению Верховного Суда Республики Казахстан от 21 июня 2001 года № 3 и статьям 9 и 141 Гражданского кодекса Республики Казахстан иски о возмещении (взыскании) морального вреда относятся к искам неимущественного характера, с которых государственная пошлина взимается в соответствии с подпунктом 7) пункта 1 статьи 496 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) в размере 50 процентов месячного расчетного показателя.
В связи с чем, пункт 4 статьи 1 законопроекта необходимо исключить.
Принимая во внимание изложенное, законопроекты возвращаются на доработку.
МИНИСТЕРСТВО ИНДУСТРИИ И ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН предлагает внести следующие поправки:
По законопроекту «О средствах массовой информации»:
• в норме пункта 1 статьи 3 полагаем необходимым также предусмотреть запрет использования средств массовой информации для пропаганды наркотических средств, психотропного вещества и прекурсоров;
• в целях приведения в соответствие с пунктом 2 статьи 20 Конституции Республики Казахстан подпункт 1) статьи 4 предлагаем изложить в следующей редакции:
• «1) свобода слова, получения и распространение информации любым, не запрещенным законом способом Республики Казахстан»;
• в статье 7:
• в подпункте 4) пункта 2 слова «в пределах своей компетенции» необходимо исключить, поскольку они дублируют абзац первый пункта 2;
• подпункт 7) необходимо привести в соответствие с требованиями Закона Республики Казахстан «О лицензировании» указав, что уполномоченный орган в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением лицензиатами установленных квалификационных требований и лицензионных правил в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан;
• подпункт 12) необходимо исключить;
• в пункте 1 статьи 11 считаем необходимым разграничить статус и права информационного агентства и собственника средств массовой информации;
• в пункт 2 статьи 16 предлагаем включить абзац 2 пункта 2 статьи 14 действующего Закона «О средствах массовой информации» в части запрета выхода в эфир радио-, телепрограмм, а также демонстрации в кино- и видеопродукции пропаганды культа жестокости и насилия;
• в статье 23:
пункты 1 и 2 необходимо привести в соответствие с подпунктом 5) пункта 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О лицензировании», согласно которой требуется наличие лицензии по производству и предоставлению услуг в области связи, по организации телевизионного и (или) радиовещания.
• в целях лаконичного изложения нормы пункта 2 статьи 26 предлагаем слова «их смысл» заменить словами «смысл их содержания»;
• пункт 1 статьи 32 необходимо исключить, т. к. данная норма не несет смысловой нагрузки, поскольку нормы, регулирующие законное вмешательство журналиста в деятельность каких-либо лиц должны быть отражены в самом законопроекте;
• пункт 1 статьи 38 необходимо привести в соответствие со статьей 25 Закона Республики Казахстан «О нормативных правовых актах», согласно которой законодательные акты Республики Казахстан вводятся в действие.
По законопроекту «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации»:
• относительно внесения изменений в Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» отмечаем, что в части первой статьи 342 и части второй статьи 349 исключаемые слова отсутствуют.
12/09/2005 www.medialaw.kz