Приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 21 июля 2010 года № 144 Об утверждении Методики мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства
31 January, 2014 - 11:54
Приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 21 июля 2010 года № 144 Об утверждении Методики мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства
Автор: Администратор
1082

Приказ Министра связи и информации Республики Казахстан от 21 июля 2010 года № 144 Об утверждении Методики мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан



В соответствии с Законом Республики Казахстан «О средствах массовой информации», а также во исполнение поручения Администрации Президента Республики Казахстан № 001.32-4.11 от 31 мая 2010 года, ПРИКАЗЫВАЮ:


1. Утвердить прилагаемую Методику мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.


2. Настоящий приказ довести до местных исполнительных органов Республики Казахстан, задействованных в проведении мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Комитет информации и архивов (Берсебаев Б.Т) Министерства связи и информации Республики Казахстан.


4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.


Министр


А. Жумагалиев


Утверждена


приказом Министра связи и информации


Республики Казахстан


от 21 июля 2010 года № 144


Методика


мониторинга продукции средств массовой информации,


распространяемой на территории Республики Казахстан,


на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан


 


1. Общие положения


1. Настоящая Методика мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан, на предмет соблюдения законодательства Республики Казахстан (далее — Методика) устанавливает порядок проведения местными исполнительными органами мониторинга продукции средств массовой информации, распространяемой на территории Республики Казахстан.


2. В настоящей Методике используются следующие понятия:


1) уполномоченный орган в области средств массовой информации — государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области средств массовой информации (далее — уполномоченный орган);


2) местный исполнительный орган (акимат) — коллегиальный исполнительный орган, возглавляемый акимом области (города республиканского значения и столицы), района (города областного значения), осуществляющий в пределах своей компетенции местное государственное управление и самоуправление на соответствующей территории;


3) средство массовой информации — периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая интернет-ресурсы (далее — СМИ);


4) продукция СМИ — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио- , теле- , кинохроникальной программы, информация размещенная на интернет-ресурсе;


5) мониторинг продукции СМИ — анализ содержания продукции средств массовой информации с целью выявления нарушений требований законодательства Республики Казахстан;


6) распространитель — физическое или юридическое лицо (филиал или представительство), осуществляющее распространение продукции СМИ на территории Республики Казахстан по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;


7) юридический адрес редакции отечественных СМИ — адрес, указанный в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;


8) юридический адрес распространителя — адрес, указанный в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также в свидетельстве об учетной регистрации филиала (представительства);


9) иностранное СМИ — иностранное периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним), имеющее постоянное название и текущий номер; иностранная теле- , радио- , видео- , кинохроникальная программа (совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач);


10) отечественное СМИ — периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, собственник которого (ой) зарегистрирован на территории Республики Казахстан.


3. Методика применяется уполномоченным органом и местными исполнительными органами.


4. Объектом мониторинга является продукция СМИ.


2. Компетенция государственных органов


5. Уполномоченный орган координирует деятельность местных исполнительных органов по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области средств массовой информации.


6. Уполномоченный орган ведет электронную базу данных отечественных СМИ и Единый реестр учета иностранных СМИ, распространяемых на территории Республики Казахстан.


7. Местный исполнительный орган наделяет одно из своих структурных подразделений полномочиями по проведению мониторинга продукции отечественных СМИ, юридический адрес редакции которых зарегистрирован на соответствующей административно-территориальной единице, а также иностранных СМИ, юридический адрес распространителя которых зарегистрирован на соответствующей административно-территориальной единице.


3. Порядок проведения мониторинга продукции СМИ


8. Уполномоченный орган на постоянной основе проводит работу по составлению и обновлению электронной базы данных отечественных СМИ.


9. Уполномоченный орган предоставляет сведения электронной базы данных отечественных СМИ в структурные подразделения местных исполнительных органов.


10. Структурное подразделение местного исполнительного органа проводит ежедневный мониторинг продукции СМИ на наличие следующих нарушений законодательных актов Республики Казахстан:


отечественные СМИ:


1) предрешение результатов судебного разбирательства по какому-либо рассматриваемому судом делу или воздействие на суд до вступления судебного акта в силу (пункт 1 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» (далее — Закон «О СМИ»), статья 346 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее — КоАП);


2) выпуск периодического печатного издания без установленных выходных данных (пункт 1 статьи 15 Закона «О СМИ», статья 350 КоАП);


3) превышение 20% ретрансляции теле- и радиопрограмм иностранных СМИ, за исключением кабельного и эфирно-кабельного телевидения (пункт 3-1 статьи 14 Закона «О СМИ», часть 3 статьи 349 КоАП);


4) выход в эфир теле- и радиопрограмм без объявления в эфире своего наименования (при непрерывном вещании — реже 4-х раз в сутки), а равно с неясными либо заведомо ложными выходными данными (пункт 2 статьи 15 Закона «О СМИ», часть 1 статьи 350 КоАП);


5) распространение передач по телерадиовещательным каналам на государственном языке по времени менее суммарного объема передач на других языках; неравномерное распределение передач на государственном языке в суточной сетке вещания в течение всего периода их выхода в эфир (пункт 3 статьи 3 Закона «О СМИ», часть 2 статьи 342 КоАП);


6) превышение 20% рекламы от общего объема вещания в сутки, за исключением бегущей строки. При трансляции рекламы ее звук не должен быть громче звука транслируемой программы (статья 8 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


7) прерывание рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных передач, а также демонстрации детских программ, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков (пункт 3 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


8) реклама в дни национального траура (пункт 4 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О рекламе»).


отечественные и иностранные СМИ:


1) пропаганда или агитация насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности Государства, войны, пропаганда экстремизма или терроризма (пункт 4 статьи 13 Закона «О СМИ», статьи 343, 344 КоАП);


2) разглашение сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций в период их проведения, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пропаганда или агитация культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение радио- , телепрограмм, а также демонстрация кино- и видеопродукции порнографического и специального сексуально-эротического характера (пункт 3 статьи 13 Закона «О СМИ», статьи 343, 344 КоАП);


3) при использовании рекламы в виде наложений, в том числе способом бегущей строки, превышение ее размера семи с половиной процентов площади кадра и нарушение текстового или информационного материала в телепередачах (пункт 2 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


4) прерывание рекламой, в том числе способом бегущей строки, трансляции официальных сообщений, выступлений кандидатов в Президенты Республики Казахстан и в депутаты представительных органов, образовательных и религиозных передач, а также демонстрации детских программ, за исключением рекламы, предназначенной для детей и подростков;


5) реклама алкогольной продукции (пункт 3 статьи 14 Закона «О СМИ», часть 1 статьи 349 КоАП);


6) реклама табака и табачных изделий (пункт 3 статьи 14 Закона «О СМИ», часть 1 статьи 349 КоАП);


7) реклама заменителей грудного молока (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


8) реклама товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, не прошедших ее в Республике Казахстан (подпункт 3 пункта 1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


9) реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, за исключением географических указаний и фирменных наименований (пункт 1-1 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


10) нарушение законодательства Республики Казахстан в области здравоохранения в части рекламы медицинских услуг, методов и средств профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, лекарственных средств, медицинской техники и изделий медицинского назначения, биологически активных добавок к пище (пункт 3 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


11) нарушение законодательства Республики Казахстан в части рекламы служебного оружия, а также вооружения, военной техники и продукции двойного назначения, его экспорта и импорта (пункт 5 статьи 13 Закона Республики Казахстан «О рекламе»);


12) реклама жилых зданий в целях привлечения денег дольщиков для возведения жилого здания до выдачи разрешения на строительство нулевого цикла (пункт 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве»);


13) реклама для привлечения денег дольщиков в период приостановления действия лицензии застройщика уполномоченным органом (пункт 2 статьи 15 Закона Республики Казахстан «О долевом участии в жилищном строительстве»).


11. Мониторинг отечественных СМИ (радио- и телепрограмм) на предмет соблюдения пункта 3 статьи 3 и пункта 3-1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «О СМИ» и пункта 1 статьи 8 Закона Республики Казахстан «О рекламе» необходимо проводить на ежедневной основе.


В целях эффективности работы рекомендуется производить подсчет результатов мониторинга еженедельного объема телевизионных и радиопрограмм согласно приложению к настоящей Методике.


4. Действия местных исполнительных органов при выявлении нарушений


законодательства Республики Казахстан


12. В случае выявления факта совершения СМИ административного правонарушения структурное подразделение местного исполнительного органа в пределах компетенции составляет протокол об административных правонарушениях и направляют его в судебные органы по территориальности.


В случае выявления факта совершения СМИ иных правонарушений структурное подразделение местного исполнительного органа направляет незаконную продукцию печатного СМИ в территориальные органы внутренних дел и органы национальной безопасности с уведомлением органов прокуратуры.


 5. Заключительные положения


 13. Местные исполнительные органы ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют отчеты о результатах мониторинга продукции СМИ в уполномоченный орган.


Приложение


к Методике мониторинга


средств массовой информации,


распространяемой на территории


Республики Казахстан, на предмет


соблюдения законодательства


Республики Казахстан


 Казахский язык


(в сек.)


Русский язык


(в сек.)


Другие языки


(в сек.)


№ п/п


Передачи


Реклама


Ретрансляция


Передачи


Реклама


Ретрансляция


Передачи


Реклама


Ретрансляция


1.


2.


3.


4.


5.


Итого


Всего по языковому делению


Общее вещание


* 1 таблица — суточный объем вещания отдельного теле- , радиопрограммы