Наталья Вернадская, «За пальчики – 20 000 тенге»
10 октября, 2012 - 06:30
Наталья Вернадская, «За пальчики – 20 000 тенге»
Автор: Администратор
550

За пальчики – 20 000 тенге



Наталья Вернадская,



Вас остановили на улице, отвезли в полицию и сняли отпечатки пальцев? Это незаконно!

- Дело даже не в том, что у меня сняли отпечатки пальцев и занесли мои данные в базу, - говорит выигравший суд против полиции Владимир Гарданов. – Дело в самом факте задержания, в последующем обыске – это все очень неприятно. И даже, несмотря на положительное решение суда, осадок после этого происшествия не проходит в душе. Теперь, когда я вижу полицейских, сразу вспоминаю тот вечер…

Так надо
Жителя Шахтинска Владимира Гарданова задержали вечером 30 сентября прошлого года, когда он возвращался домой с работы. Ситуация стандартная, знакомая многим и у нас, в Темиртау. Подошли люди в форме, попросили предъявить документы. Удостоверения с собой у Владимира не было, поэтому пришлось проследовать в опорный пункт полиции.
- Там полицейские меня обыскали, составили протокол, - рассказывает Владимир Гарданов, - потом отвезли в ОВД и сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Я поинтересовался: зачем? Объяснили, что так надо, якобы создается база данных, куда вносят всех подряд, там есть данные даже начальника полиции…
Доставленных в тот вечер в ОВД шахтинцев было много. Мужики недоуменно пожимали плечами, кто-то возмущался, кто-то стоял молча. В общей сложности, Владимир провел в ОВД около часа, потом его отпустили.
- Я вернулся домой, рассказал жене, - говорит он, - и все никак не мог успокоиться. У меня сомнения возникли в правомерности действий полицейских. Я же не преступник какой-то, чтобы меня обыскивать, снимать отпечатки пальцев…
Супруги вспомнили, что аналогичный случай освещался в одной из карагандинских газет: тогда мужчина подал в суд на полицейских и процесс выиграл.
- Я же человек, а не тварь бессловесная, с которой что хочешь, то и делай, - возмущается Владимир. - Мы решили отстаивать свои права.
За консультацией Гарданов обратился в карагандинский филиал «Бюро по защите прав человека и соблюдению законности».

«Не уверен, что полицейские знают конституцию»
- Такие ситуации – как раз по нашей линии, - говорит юрист бюро Анатолий Ким. - В этом случае нарушаются права человека. Я не уверен, что наши полицейские знают конституцию, иначе бы таких прецедентов не было.
По статистике бюро, с такими проблемами к ним обращаются довольно часто, правда, жители Темиртау – ни разу.
- А я и понятия не имел, что это нарушение со стороны полицейских, - говорит 30-летний темиртаусец Алексей, который прошел процедуру снятия отпечатков подобно Гарданову. - У нас же как? Полицейский всегда прав, а если не прав, то смотри пункт первый. Возмущает, естественно, такое отношение. Меня остановили, так я еще и с документами был, удостоверение показал патрульным. Но меня все равно доставили в восточный отдел полиции и сняли отпечатки.
Вообще же в области до суда подобное дело дошло только второй раз: обычно люди, недовольные действиями полиции, через какое-то время решают дальше не связываться с этим... А в первом случае судился карагандинец, и было это в 2004 году. Тогда по решению надзорной коллегии областного суда данные из базы были удалены, и мужчине выплатили материальный ущерб.
- В случае же с Гардановым работники ОВД Шахтинска нарушили права, гарантированные Конституцией РК: право на личную свободу (статья 16), право на неприкосновенность человеческого достоинства (статья 17), право на неприкосновенность частной жизни (статья 18), право свободного передвижения на территории республики (статья 21), – перечисляет правозащитник Анатолий Ким.

Две большие разницы
По словам юриста, мало того, что полицейские плохо знают права граждан Казахстана, так еще и путают понятия «задержанный» и «доставленный». Согласно Закону об органах внутренних дел РК, полицейские имеют право «…производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения либо совершивших их, при невозможности установления личности». А значит, снимать отпечатки пальцев у всех подряд – это…
- Незаконно, - уверяет Анатолий Ким. - В ходе процесса в Шахтинске сторону полицейских представлял юрист ДВД области. Так вот он, искренне или вынужденно заблуждаясь, смешивал понятия «задержанный по подозрению в совершении преступления» и «доставленный для выяснения личности». А это две большие разницы.
«Доставленный» – это человек, доставленный в пункт полиции для выяснения личности. На это у стражей порядка есть 3 часа. А вот уже при задержании человека по подозрению полицейские должны составить протокол о задержании на 72 часа. Далее в течение суток работники полиции сообщают в суд о том, что такой-то задержан по подозрению и будет доставлен в суд для получения санкции на предварительный арест.

Каждый может стать преступником?
Так для чего же вообще полицейские собирают отпечатки? Свои действия они обосновывают тем, что все это делается во благо самого же населения, для более оперативного раскрытия преступлений и так далее.
- И даже помощник прокурора на процессе заявил, что все это делается во благо, - говорит Анатолий Ким. - Мол, любой может совершить преступление. Так это же, получается, оскорбление и судьи, и прокурора, и присутствующих. Нельзя в каждом видеть потенциального преступника или жертву. Если бы это делалось во благо, то наши мажилисмены почти три года назад приняли бы закон о всеобщем дактилоскопировании, но они же не приняли его, отвергли.

Шахтинский судья полностью согласился с доводами юриста бюро по защите прав человека и частично удовлетворил иск Гарданова. Сотрудников шахтинского ОВД обязали уничтожить фото и выплатить истцу 20 тысяч тенге. Но сам он говорит, что главное для него не деньги, а то, что суд признал полицейских виновными.
- Нам удалось обратить внимание полицейских на то, что мы – люди со своими правами, - говорит Владимир Гарданов.
А вообще, как считают в бюро по защите прав человека, это показательный процесс: важно, чтобы люди не только знали свои права, но и умели их защищать.