Айгерим Бакышева, «Почтовые фокусы»
10 октября, 2012 - 06:46
Айгерим Бакышева, «Почтовые фокусы»
Автор: Администратор
592

Почтовые фокусы



Айгерим Бакышева,



Газета «Устинка плюс», № 3 от 20.01.2011г

Дочь Нонны Слукиной живет в Канаде уже давно. Чтобы хоть как-то быть ближе к матери, Наташа отправила для нее по почте ноутбук. Переписка во Всемирной паутине виделась недорогим и единственным аналогом живого общения. Нонна Александровна уже предвосхищала виртуальную встречу с дочерью и внуками. Но этого так и не случилось.

Пенсионерка рассказывает, что презент от дочери в виде ноутбука, одежды и коробки конфет был отправлен из города Торонто 15 октября. Дочь по Интернету отслеживала путь его следования. 19 ноября ей поступил отчет о том, что посылка доставлена в назначенное место. Однако в Усть-Каменогорске ее не было. Нонна Александровна написала заявление в местное отделение "Казпочты" с просьбой найти посылку. Пропажу нашли в Алматы. Оттуда долгожданный подарок добирался еще полтора месяца. Все это время 79-летней пенсионерке приходилось бегать в отделение связи.
И только 5 января бабушке сообщили радостную весть - посылка прибыла!
В итоге она шла от отправителя к получателю ровно 80 дней! Герои романа Жюля Верна ставят прекрасный рекорд, совершая кругосветное путешествие за 80 дней, а наша почта ставит обратный.
Счастливая Нонна Александровна, убедившись, что вес коробки такой, как сообщала дочь - 9 кг 235 граммов, поспешила домой в предвкушении сюрприза.
Таковой действительно случился. Но отнюдь не приятный. Вещи, коробка канадских конфет, компьютерная мышь, зарядное устройство и сумка от ноутбука, а в ней… бутылка пива 2,5 литра и полиэтиленовый пакет с солью - вот все, что нашла Слукина в коробке. Ноутбуком здесь и не пахло! Кто заменил его на пиво и соль? И когда?
Нонна Александровна некоторое время была в недоумении. Ей в голову не могло прийти, что она столкнется с таким мошенничеством. "Что сказать дочери?" - крутилось в ее голове. Так не хотелось расстраивать. Но, придя в себя, она все же позвонила ей, а потом вызвала полицию.


Завели дело








Сначала пришел участковый. На следующий день наведалась целая следственная бригада в составе криминалиста, опер-уполномоченных и следователей. Еще через день сотрудники правоохранительных органов забрали на экспертизу посылку и все ее содержимое.
- Сейчас проводится расследование, - сообщает оперуполномоченный Иртышского ОП Ержан. - Экспертиза назначена для того, чтобы определить, где изготовлены подложенные предметы. На бутылке с пивом указан адрес производителя - Самарская область Российской Федерации. Если экспертиза подтвердит данный факт, то это означает, что посылку вскрыли в почтовом отделении именно там. Затем мы будем просить санкцию прокурора для принятия дальнейших мер по расследованию дела. Конечно, виноваты сотрудники почты. Только они имеют доступ к посылкам. По закону запрещается вскрывать посылку или бандероль без особого документа. Даже на таможне.
Интересно, каким образом полиция собирается выяснить место изготовления предметов? Ведь человек из любой точки мира может купить пиво, произведенное в Самаре, и подсунуть его в посылку. И это вовсе не означает, что он живет в Самаре. Но будем надеяться, что у полицейских есть свои секретные зацепки по делу, которых они не захотели раскрывать.


Если бы да кабы








Обращалась пострадавшая пенсионерка и на "Казпочту". Там развели руками. "Упаковка на коробке не была порвана и вес соответствовал - больше мы ни за что не отвечаем", - сказали сотрудники. И добавили: "Вот если бы вы при нас распечатали коробку, мы бы акт составили". Нонну Александровну очень возмутило это замечание. Почему они сразу об этом не сказали? Ведь не одна Нонна Слукина пользуется услугами почты. Тысячи людей получают ежедневно посылки и даже не знают о своих правах. Оказывается, получатель сначала должен вскрыть коробку и убедиться, что все пришло в целостности, и только тогда подписывать бумажку “претензий не имею”.
На наш запрос в ВК ОФ АО "Казпочта" по поводу инцидента с посылкой для Слукиной нам ответили, что в настоящее время отделом безопасности проводится расследование.
- Без его проведения указать причину и виновных в длительном прохождении посылки, а также замене вложения не представляется возможным, - говорит директор ВК ОФ АО "Казпочта" Клара Мухадиева. - По закону РК "О почте" от 8 февраля 2003 года, оператор почты обязан обеспечить сохранность почтового отправления с момента его приема от отправителя до момента выдачи получателю. Он несет ответственность в случаях утраты, недостачи вложения или повреждения почтового отправления, нарушения его контрольных сроков пересылки.
Также Клара Советхановна отметила, что при получении посылок, писем, бандеролей с объявленной ценностью в структурных предприятиях почтовой связи получателю необходимо сверять вес, указанный на почтовом отправлении, с фактическим весом при перевешивании на весах. Посылки с недостающим весом, в поврежденной оболочке или доступом к вложению вскрываются в предприятии связи в присутствии получателя с составлением акта, который подписывается и адресатом. Акт служит основанием для ведомственного расследования и выплаты возмещения.
По словам Мухадиевой, за 2010 год контрольно-справочной службой филиала зарегистрировано 1200 запросов по розыску внутренних и международных почтовых отправлений, а вот утраты - ни одной не отмечено. Всего за прошедший год от населения и организаций области принято 1 млн 612 тысяч и выдано 1 млн 950 тысяч писем и бандеролей.


Почтовые кражи








Впрочем, опираясь на многолетнюю репутацию почтовой связи, этого следовало ожидать.
В истории Казахстана подобные ситуации не единичны. Еще в 90-е годы наши сограждане жаловались по поводу беспорядков на почтамте.
Так, жительница Усть-Каменогорска вспоминает, как ее бабушке по почте часто приходили посылки от сестры, проживающей в Германии. Как-то в одной из них получатели обнаружили пустой конверт, а в письме сестра говорила, что отправила 200 немецких марок, довольно приличную сумму по тогдашним меркам. После этого случая родственница начала прятать купюры в вещи, и они благополучно доходили до бабушки.
В 2006 году бандероль из России пришла в Усть-Каменогорск не с сотовым телефоном, а с кусками обычного мыла.
Еще одно ЧП на почтамте произошло в 2008 году. В этот раз из посылки вытащили детскую игру "Lego".
Комментируя подобные происшествия, руковод-
ство местной почты указывает основную причину череды краж - невозможно проконтролировать международные отправки. Посылка проходит огромное количество почтовых отделений, таможенных контролей.
- Соблазн велик, а вероятность раскрытия краж мала, - говорит Наталья Жукова, начальник отдела организации, эксплуатации почтовой связи ВК ОФ "Казпочта".


Не могут помочь!








Именно так ответили Нонне Слукиной в обществе по защите прав потребителей. Такой же ответ услышали и мы.
- Бабушка совершила несколько ошибок, - говорит Елена Нитяжук, председатель правления ООО ОЗПП "Паритет". - Первая - она подписала бумагу "претензий не имею", даже не проверив содержимое коробки. Вторая - не вскрыла посылку на почте, хотя прекрасно знала, что там находится ценная вещь. Ведь это ее право!
По словам Елены Наримановны, в большин-
стве случаев виноваты сами потребители.
Вещи нужно проверять там, где ты их приобрел, а не дома.
- В случае с посылкой все можно было урегулировать на месте. Тем более, что в последнее время "Казпочта" стала внимательнее к своим клиентам. Если вскрываются какие-то факты, то работники стараются их разрешить сразу и помочь пострадавшим.
Были в практике Елены Нитяжук дела и со счастливым концом. В 2008 году жительница Усть-Каменогорска обратилась в их общество после того, как обнаружила недостачу в бандероли. Но тогда женщина раскрыла ее прямо на почте. Что дало возможность предъявить требования руководству почтамта, а чуть позже установить виновное лицо.
Поэтому защитники прав потребителей советуют всем остальным вскрывать посылку в присутствии сотрудников почты.


Напоследок








- Я ведь не из-за пропажи так расстроилась, - признается Нонна Александровна. - За людей беспокоюсь. Миллионы таких же, как я, страдают от того, что наша почта работает плохо. Сколько людей уже разочаровались в ней. Мы живем в XXI веке, в независимом государстве. Хочется, чтобы наша жизнь не омрачалась такими глупыми проблемами.