АРЕСТЫ, ОБЫСКИ И ЗАПРЕТЫ: ЧЕМ ЗАПОМНИЛСЯ 2025 ГОД ДЛЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ
12 декабря, 2025 - 11:40
АРЕСТЫ, ОБЫСКИ И ЗАПРЕТЫ: ЧЕМ ЗАПОМНИЛСЯ 2025 ГОД ДЛЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КАЗАХСТАНЕ
Автор: Администратор
68

Каждый год 10 декабря в мире отмечается День прав человека – дата, приуроченная к принятию Всеобщей декларации прав человека. Этот эпохальный документ впервые закрепил фундаментальные свободы, принадлежащие каждому человеку вне зависимости от расы, пола, языка, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и других различий. Однако отношение к этой дате и к самой теме прав человека в разных странах существенно отличается.

BES.media подводит итоги 2025 года: самые громкие задержания журналистов и активистов, спорные законодательные поправки, судебные разбирательства и преследования. 

Задержания журналистов происходят всё чаще

По сведениям Ranking.kz, ситуация с нарушением свободы слова в Казахстане остаётся напряжённой. В рейтинге стран по индексу свободы прессы в 2025 году Казахстан оказался на 141-м месте с показателем индекса свободы прессы в 39,3 балла из 100 возможных.

Дело Темирлана Енсебека

18 января резонанс вызвал арест администратора QazNews24 Темирлана Енсебека сроком на два месяца. Ему инкриминировали разжигание межнациональной и социальной розни. Основанием для обвинения стал пост паблика с использованием песни "Йоу, орыстар", содержащей нецензурную лексику. Он получил наказание в виде ограничения свободы сроком на пять лет и запрета на ведение профессиональной деятельности. Это не первый случай преследования автора QazNews24. В мае 2021 года его уже пытались привлечь к ответственности за распространение заведомо ложной информации в СМИ.

За арестом Енсебека последовали одиночные пикеты. 19 января журналист Рус Бикетов провел пикет в сквере напротив Казахского национального театра оперы и балета им. Абая.

"У нас фальшивая демократия, у нас неработающие законы, людей задерживают за юмор", – сказал тогда Рус Бикетов.

Спустя несколько часов его задержала полиция. Журналиста арестовали на 15 суток за нарушение закона о мирных собраниях.

20 января журналист и гражданский активист Асем Жапишева вышла на пикет с плакатом "Сатира – это не преступление". Вскоре её тоже задержала полиция.

Обыски в Orda.kz и арест Гульнары Бажкеновой

Одним из последних кейсов, потрясших профессиональное сообщество, стали обыски в офисе Orda.kz и по месту жительства главного редактора издания Гульнары Бажкеновой. Департамент полиции сообщил о возбуждении уголовных дел по фактам "многократного и умышленного распространения заведомо ложных сведений".

Международный фонд защиты свободы слова "Әділ сөз" призвал полицию и прокуратуру дать разъяснения, поскольку правовые основания происходящего остаются неизвестными. Гульнаре Бажкеновой санкционировали домашний арест на два месяца.

Спорные поправки и кибербуллинг журналистов

В Казахстане предложили поправки в Закон "О масс-медиа". Журналистов хотят обязать каждый раз получать новое разрешение на использование изображений перед их публикацией. По мнению юриста общественного фонда "Правовой медиа-центр" Гульмиры Биржановой, такие изменения могут привести к дополнительным ограничениям для представителей СМИ.

Правозащитники Международного фонда защиты свободы слова "Әділ сөз"  обеспокоены тем, какие масштабы в Казахстане приобрёл кибербуллинг медиа. Эксперты фиксируют случаи не только DDoS-атак на сайты, но и манипуляций с персональными данными главных редакторов, журналистов, а также использования технологии deepfake.

"Один из примеров – ситуация шести алматинских журналистов, на которых 12 и 13 марта 2025-го обрушился шквал звонков по фейковым объявлениям. Злоумышленники разместили на сайтах-агрегаторах объявления о продаже котят, щенков, цифровой техники по заниженным ценам с указанием номеров телефонов журналистов. Юристы считают такие действия уголовным правонарушением в рамках статьи 158 УК РК "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста", – сообщает Ranking.kz.

Гибель солдат в армии 

Системно тревожными остаются случаи гибели военнослужащих в армии – проблема, которая из года в год вызывает общественный резонанс и серьёзные вопросы к качеству управления войсками и обеспечению безопасности.

1 августа президент потребовал от министра обороны принять конкретные меры для предотвращения трагедий в воинских частях и исключить ситуации, когда солдаты погибают в условиях мирного времени.

Однако, несмотря на поручение и принятые меры, трагедии продолжали происходить – в армии снова погибали солдаты.

В Алматинской области при загадочных обстоятельствах умер 19-летний срочник Динмухамед Шынарбек. По официальной версии, он совершил суицид. Ещё один военнослужащий срочной службы погиб в Мангистауской области. По предварительной информации, причиной трагедии послужило несоблюдение мер безопасности при технических работах.

10 ноября родители погибших в армии солдат собрались перед Домом министерств в Астане, требуя встречи с министром обороны. Женщины обвинили профильный госорган в бездействии и подчеркнули, что их обращения остаются без ответа. Сообщалось, что в центре приёма граждан провели встречу с родителями пострадавших и погибших военнослужащих.

Касым-Жомарт Токаев ранее поручил генпрокурору Берику Асылову рассмотреть обращения женщин и дать оценку законности расследований. Позже генпрокурор сообщил, что встреча с матерями погибших солдат состоится.

Запрет "пропаганды ЛГБТ"

12 ноября депутаты мажилиса приняли поправки в закон по вопросам архивного дела. Среди изменений – запрет на "пропаганду ЛГБТ" в соцсетях, СМИ, рекламе и других медиа. 

Представители ЛГБТИК-сообщества и правозащитники призвали отказаться от законопроекта о так называемой ЛГБТ-пропаганде. По их словам, никакой пропаганды не существует – речь идёт о праве быть видимыми и защищёнными в обществе, где многие до сих пор живут в страхе и молчании. А подобные инициативы – лишь попытка отвлечь внимание общества от реальных проблем, создать новые основания для давления, штрафов и воспитать поколение без свободы слова.

Обсуждение поправок сопровождалось задержанием ЛГБТ-активистов в Астане и Алматы.

После мажилиса поправки должен будет рассмотреть сенат 18 декабря.

митинги, которые так и не состоялись

В начале 2025 года Конституционный суд Казахстана проверил конституционность положений Закона "О порядке организации и проведения мирных собраний". Поводом стало обращение казахстанцев, которым отказали в проведении собраний из-за совпадения с другими мероприятиями. Они посчитали, что закон позволяет местным органам произвольно отказывать, не предлагая альтернатив.

Ещё один случай – возврат иска главы общественного фонда "Правовой медиа-центр" Дианы Окремовой, которая потребовала от акимата Астаны раскрыть тематику и данные о согласованных митингах. Конституция и закон о доступе к информации гарантируют гражданам право знать, какие публичные мероприятия проходят в городе. Но акимат отказал, сославшись на защиту персональных данных, что Диана Окремова считает незаконным, ведь митинги по закону являются публичными, и скрывать их тематику невозможно и абсурдно.

В декабре 2024 года житель Усть-Каменогорска Леонид Карташёв подал уведомление о намерении провести мирный митинг против перевода времени. Однако акимат, как это нередко происходит, не разрешил проведение собрания. В ноябре стало известно, что организатору митинга против перевода времени предложили всё-таки провести акцию 5 ноября 2025 года – почти через год после подачи уведомления.

21 августа акимат Алматы отказал адвокатам Рене Керимовой и Елене Жигалёнок в проведении пикета в память о пенсионере Талгате Телеуове, который в начале августа скончался в СИЗО.

Также в августе акимат Уральска отказал гражданским активистам в митинге против роста цен и за освобождение политзаключённых.

Алматинские активисты подали в суд на акимат города, требуя признать незаконным постановление от 15 мая 2025 года, которым местные власти отказали им в проведении митинга 24 мая этого года в сквере им. Амангельды Иманова. Суд установил, что на выбранную дату в сквере были запланированы ремонтные работы, а на других специализированных площадках – праздничные мероприятия.

Суд над противниками АЭС

Ещё один громкий кейс – в августе пятерых активистов, выступавших против строительства АЭС: Нурлана Жаулибаева, Жаната Казакбая, Фазылжана Сыздыкова, Нурлана Темиргалиева и Айдара Мубаракова, осудили за подготовку массовых беспорядков в день референдума по АЭС.

Следствие утверждало, что они планировали организовать погромы с поджогами, уничтожением имущества и применением оружия, а также намеревались оказать вооружённое сопротивление властям. Сами активисты признали, что выступают против АЭС, но отрицали планы устроить беспорядки. Они считают, что их преследуют за гражданскую позицию. Защита настаивала на отсутствии вещественных доказательств.

Прокурор требовал пять лет колонии. Но суд назначил четыре года ограничения свободы. Позже апелляционный суд снизил этот срок до двух с половиной лет.

Голос граждан снова откладывается: мобильные петиции пока недоступны

В сентябре сообщалось, что функция подписи петиций на сайте ePetition через eGov Mobile не будет доступна казахстанцам ещё год.

Реализация функционала мобильного подписания петиций осуществляется по мере выделения бюджетных средств.

"В нынешнем году бюджетные средства на внедрение данного функционала не предусмотрены", – отмечали в НИТ. 

При этом в компании добавили, что если будут изменения в бюджете, то вопрос внедрения функции рассмотрят дополнительно.

право на чистый воздух – только на бумаге

Конституция Казахстана гарантирует гражданам право на благоприятную окружающую среду. Однако на практике власти во многих городах страны не обеспечивают это право.

Жители крупных городов продолжают задыхаться от смога. В АлматыШымкентеКарагандеТемиртау и других промышленных центрах уровень загрязнения воздуха регулярно превышает допустимые нормы. Зимой ситуация усугубляется из-за отопительного сезона и неблагоприятных метеоусловий.

В Усть-Каменогорске постоянно выявляют превышение вредных частиц в воздухе. Местные власти вместо того, чтобы решать проблему, призывают усть-каменогорцев не выходить на улицу, закрывать окна и использовать маски.

Проблемы с экологией всплывают уже и в Астане. 2 декабря индекс качества воздуха столицы достиг отметки 131 – это критический уровень по международной шкале AQI.

Власти признают проблему, но реальных системных мер не принимают. Экологические активисты годами добиваются закрытия или модернизации предприятий-загрязнителей, внедрения современных систем мониторинга качества воздуха, перевода общественного транспорта на электротягу. Однако изменения происходят крайне медленно, а многие казахстанцы продолжают дышать отравленным воздухом.

 

Год без прогресса

Ситуацию с правами человека в 2025 году оценил один из основателей и главный эксперт-консультант Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.

"Если говорить о тех правах, которыми мы занимаемся, то, к сожалению, прошедший год не принёс позитивных изменений. Почти нечего вспомнить в качестве прогресса. Да, улучшается коммуникация между государством и гражданами, развивается цифровизация, появляются новые онлайн-сервисы. Государство делает определённые шаги в экономической, социальной, культурной сферах, в сфере образования. Но когда речь идёт о фундаментальных правах и свободах, в том числе о праве участвовать в управлении государством, то ситуация не улучшается. Более того, она становится хуже. И, к сожалению, это ухудшение наблюдается из года в год", – сказал Евгений Жовтис.

В риторике высших должностных лиц, по его мнению, "всё реже звучат слова о развитии демократии, о соблюдении прав человека – особенно политических прав и гражданских свобод". 

"При этом в качестве ключевой идеи нередко декларируются именно закон и порядок. Но важно понимать, что мы вкладываем в понятие "закон". Закон – это не просто акт, принятый парламентом. Закон – это то, что основывается на правах человека. Если нормативный акт не опирается на права и свободы, гарантированные международными стандартами, то его сложно считать полноценным законом, даже если он был принят уполномоченным органом. Международное право чётко указывает: законы, не основанные на правах человека, не соответствуют этому понятию в демократическом смысле", – подчеркнул эксперт.

По мнению Евгения Жовтиса, управление в стране ведётся "постсоветскими контрольно-надзорными методами" с применением давления на гражданских активистов, журналистов и правозащитные организации. При этом способы давления остаются относительно мягкими по сравнению с соседями.

"Используются больше политтехнологии, чем репрессивные средства. Но тем не менее ситуация становится хуже", – отметил он.

Евгений Жовтис напомнил о казахстанском Плане действий в области прав человека и верховенства закона. Но документ, по мнению эксперта, лишь в небольшой степени затрагивает фундаментальные проблемы законодательства и правоприменительной практики в сфере прав человека. Ключевые системные проблемы либо остались нетронутыми, либо вовсе не были упомянуты.

Международные структуры, в том числе комитеты и советы ООН по правам человека, неоднократно рекомендовали Казахстану, например, разработать полноценное антидискриминационное законодательство. В ответ на это была создана рабочая группа. На этом всё.

"Процесс не сдвинулся с мёртвой точки. Представители гражданского общества подготовили целое досье: концепцию и проект закона. Однако всё зависло, и никаких продвижений нет", – поделился Евгений Жовтис.

Похожая ситуация и в сфере безопасного труда. Несмотря на заявленные цели, остаются серьёзные претензии к законодательству о профсоюзах и забастовках – на это не раз указывала Международная организация труда. Но и здесь подвижек нет, отмечает эксперт.

Защититься от государства практически невозможно

Евгений Жовтис также отметил, что независимые СМИ, политическая оппозиция, правозащитники и гражданские активисты до сих пор воспринимаются государством как нелояльная, "подозрительная" среда.

"Любые независимые мнения, критика в адрес государства вызывают ту или иную реакцию со стороны властей. Пока такие отношения сохраняются, защититься от государства практически невозможно: правовая система, органы национальной безопасности, правоохранительные органы, прокуратура, а иногда и суд действуют как единый механизм", – пояснил Жовтис.

При этом на национальном уровне нет независимых медиа, как и нет полноценных политических дебатов.

"Вспомните, когда в последний раз на телеканалах "Хабар" или Qazaqstan проходили реальные дискуссии между властью и оппозицией? Информационное пространство остаётся контролируемым – и это напрямую связано с тем, как власти реагируют на деятельность независимых медиа", – подчеркнул Евгений Жовтис.

Что касается уголовной ответственности, которую всё чаще стали применять к журналистам, Жовтис отмечает, что она необходима только если публикация содержит призывы к насилию и создаёт эту угрозу. Так гласит международная практика.

"Во всех остальных ситуациях свобода выражения мнения, включая резкие высказывания или эмоциональные "перехлёсты", не должна становиться основанием для уголовного преследования, государственного контроля. Если человек считает, что его оклеветали, что в отношении него распространили оскорбительную или ложную информацию, он имеет право обратиться в суд. Можно требовать опровержения, компенсации материального ущерба или морального вреда. Именно так и должны решаться подобные споры – как гражданский конфликт между людьми или юридическими лицами. И клевета, и оскорбление чести и достоинства, и распространение заведомо ложной информации – всё это не должно подпадать под государственную реакцию, если такие высказывания не содержат призывов к насилию и не создают реальной угрозы", – добавил спикер.

Евгений Жовтис считает, что пока ещё гражданское общество и независимые медиа не воспринимаются властями как полноценные субъекты. 

"Для власти мы остаёмся объектом – населением, которое нужно контролировать. Но развитие демократии и политического плюрализма создаст условия для соблюдения политических прав и гражданских свобод. Тогда независимые журналисты и активные граждане получат реальную защиту", – резюмировал Евгений Жовтис.

 

Источник: Bes.media