«РЕФОРМА» ИЛИ «МЕХАНИЗМ ДАВЛЕНИЯ» НА ЖУРНАЛИСТОВ? КАК ОЦЕНИВАЮТ ЗАКОНОПРОЕКТ «О МАСС-МЕДИА»
27 апреля, 2024 - 12:32
«РЕФОРМА» ИЛИ «МЕХАНИЗМ ДАВЛЕНИЯ» НА ЖУРНАЛИСТОВ? КАК ОЦЕНИВАЮТ ЗАКОНОПРОЕКТ «О МАСС-МЕДИА»
Автор: Администратор
158

Законопроект «О масс-медиа», который подвергают критике медиаэксперты и журналисты, прошёл через мажилис и направлен в верхнюю палату. Документ из 70 статей опубликован на сайте парламента. Что говорят о проекте журналист, юрист и депутат из рабочей группы?

ОДНА ПОБЕДА И МАССА ОПАСЕНИЙ?

Большой победой журналистов медиаюристы считают установление в законопроекте срока давности для исков о защите чести, достоинства и деловой репутации — один год с даты публикации. В действующем законе «О СМИ» ограничения нет, и редакции могут столкнуться с требованиями выдать опровержения информации, опубликованной даже десятилетия назад.

Тем не менее многие рекомендации журналистского сообщества не были учтены, говорят прессозащитники.

Эксперт организации «Правовой медиацентр» Гульмира Биржанова отмечает, что предложение предоставлять ответ на редакционный запрос в течение трёх рабочих дней не прошло — в одобренном мажилисе проекте на ответ на запрос выделено пять рабочих дней. Срок ответа при необходимости может быть продлён до 15 дней.

— Это не ухудшит ситуацию, но и не улучшит её, — объясняет медиаюрист.

Несмотря на то что воспрепятствование работе журналистов в Казахстане уголовно наказуемо, на практике, считают прессозащитники, наказать мешающих собирать информацию или вести съёмку удается крайне редко.

— Поэтому мы хотели добавить в новый законопроект пункт о том, что создающие препятствия работе журналиста должны нести административную ответственность, платить штраф. Предложение не прошло, — говорит журналист Халида Тажикул, участница группы, которая работала над проектом.

Гульмира Биржанова опасается, что аккредитационные карточки, которые хотят выдавать журналистам для участия в мероприятиях и доступа в учреждения, могут стать инструментом «избирательного подхода» и исключения «неудобных» репортёров из какого-либо пула. Хотя из первоначальной версии проекта убрали положения о пресс-карте (многие на этапе обсуждения высказывались против такой карты, которую предлагали выдавать только журналистам со стажем), теперь министерство может выдвинуть требования к выдаче «аккредитационной карты», считает Биржанова.

Опасения разделяет и Халима Тажикул. По её словам, министерство разработает образец для аккредитации журналистов, а все остальные госорганы на основе этого образца создадут свои правила аккредитации.

— Пока неизвестно, какими будут требования министерства. Завтра могут ввести требования, которые хотели предъявить к выдаче пресс-карт, — полагает она.

Медиаюрист Биржанова также беспокоится, что статья 11 проекта «Информация, пропагандирующая самоубийство» может стать механизмом давления на неугодные СМИ. В ней говорится: «Запрещаются распространение и (или) размещение информации, пропагандирующей самоубийство, информации о способах и призывах к совершению самоубийства».

— Мы признаём, что в Казахстане существует проблема суицидов. Но мы были против такого расширенного толкования норм, связанных с освещением суицида. В будущем эти статьи могут быть использованы как дополнительный рычаг для приостановления деятельности СМИ, — полагает Биржанова.

(НЕ)ПРОЗРАЧНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСЗАКАЗА

Журналист Халима Тажикул считает, что документ содержит неудобные как для журналистов, так и для налогоплательщиков нормы.

По её словам, если проект будет принят в нынешнем виде, то госзаказы для СМИ не будут проходить через тендеры.

— Мы не сможем видеть, кто и сколько средств из государственного бюджета получает на государственную пропаганду. Эта проблема возникла в 2017–2018 годах. Тогда в министерстве заявили, что «их беспокоит вопрос информационной безопасности государства». Также говорилось, что «кто угодно может создать сайт и забрать тендер, не имея большого числа журналистов». Я расцениваю это как отговорки, — говорит Тажикул.

Государство будет выделять средства через специально созданные комиссии, объясняет она нормы проекта.

— Мы предложили, чтобы две трети в составе этой комиссии были люди из числа общественных организаций в сфере средств массовой информации. Однако в одобренном мажилисом проекте говорится, что представители таких организаций составляют не менее трети. То есть большая часть членов будет из лиц, выдвинутых министерством, и они будут иметь большинство голосов. Вместе с тем предусмотрено предоставление грантов негосударственным отечественным СМИ. Это представлено как «способ укрепления и защиты информационной независимости Казахстана». Конечно, это звучит красиво, но как будет происходить на практике, неизвестно. Потому что тот, кто платит, тот и заказывает музыку, — считает она.

По мнению Халимы Тажикул, в законе нужно прописать норму, что учредитель СМИ не вмешивается в политику редакции, издания пользуются редакционной независимостью. Она хотела бы видеть пункт, обязывающий маркировать размещаемые по госзаказу материалы — чтобы налогоплательщики могли видеть и оценивать, какие публикации оплачены из бюджета. Но такого пункта в проекте нет.

Депутат мажилиса и руководитель рабочей группы Жанарбек Ашимжан уверяет, что госорганы позаботятся об эффективном использовании бюджетных средств.

«Есть уполномоченные государственные органы, которые за этим следят и отслеживают каждый тиын. Эта проблема решается в рамках других законов. Как журналист, я также заинтересован в том, чтобы не было коррупции, чтобы правильно расходовались выделенные средства и был качественный контент. Ваша озабоченность уместна», — сказал Жанарбек Ашимжан в интервью изданию «ДАТ».

РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫХ СМИ: МИД НАДЕЛЯЮТ ШИРОКИМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

В январе этого года, когда законопроект находился в рабочей группе, в обществе разгорелись напряжённые дискуссии из-за статей об аккредитации иностранных СМИ.

Сейчас порядок аккредитации регулируется правилами министерства иностранных дел — это подзаконный акт, а не закон. Депутаты из рабочей группы предложили прописать нормы о деятельности зарубежных СМИ в законопроекте и запретить иностранным СМИ и их репортёрам работать без аккредитации. Эта инициатива появилась на фоне отказа МИДа в предоставлении и продлении аккредитации десяткам журналистов Азаттыка. Некоторые наблюдающие за медийным полем страны эксперты посчитали предложения законодателей адресными, направленными против Азаттыка.

Мажилисмен Никита Шаталов, который представил изменения в проект, заявил, что появление поправок в это время — всего лишь «совпадение».

В предложенной Шаталовым версии проекта МИД наделялся правом отказывать зарубежным изданиям в аккредитации, если власти увидят в них «угрозу национальной безопасности». В документе, который ушёл в сенат, этого словосочетания нет, но есть более широкая трактовка: ведомство «вправе отказывать в аккредитации представительствам иностранных средств массовой информации и их журналистам в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Кроме того, МИД, по проекту, может приостанавливать и отзывать аккредитацию представительств иностранных СМИ и их журналистов, причём в том порядке, который оно само определяет. В действующем законодательстве у МИДа таких полномочий нет.

— Это вызывает большую озабоченность. Нет нормы, связанной с процедурой обжалования. Нам нужно, чтобы это процедура была прописана в законе, — говорит Биржанова.

Халима Тажикул констатирует: МИД получает право внесудебного закрытия СМИ.

— Мы передали функцию суда министерству иностранных дел. В нашем понимании МИД не должен самостоятельно предоставлять и отзывать аккредитацию. В ходе обсуждения представители министерства хотели добавить пункт о том, что СМИ могут оспорить решение МИД в суде, но мы такого пункта не видим. Значит, этот вопрос должен быть поднят на обсуждении в сенате, — отмечает она.

Журналистам иностранных СМИ, не получившим аккредитацию, по проекту закона, будет запрещено заниматься профессиональной деятельностью. Сейчас такого запрета нет.

Несмотря на мнения о том, что поправки направлены против Азаттыка, в парламенте неоднократно подчёркивали, что цели закрыть Азаттык в Астане не преследуют.

«Эти нормы разработаны не из-за Радио Азаттык. Радио Азаттык — одно из средств массовой информации, освещающее актуальные проблемы общества и выполняющее свою работу в стране. Я говорю о ситуациях, когда преувеличивают проблемы в обществе, распространяют ложную информацию и наносят ущерб целостности народа и земли Казахстана. На данный момент для них нет никаких ограничений. Как известно, существует множество вредоносных вещей, которые влияют на наше информационное пространство на разных уровнях. Это направлено на них», — поясняет депутат.

После отказов в аккредитации Азаттык подал в суд на МИД. В апреле разбирательство закончилось медиативным соглашением. Руководство медиакорпорации Радио Свободная Европа / Радио Свобода приветствовало это соглашение.

ЗАКОНОПРОЕКТ И ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

В проекте содержится норма, предусматривающая увеличение объёма вещания на государственном языке на телеканалах и радиостанциях. Предполагается, что с 2025 года не менее 55 процентов программ должны быть на казахском, с 2027 года — не менее 60.

Халима Тажикул считает, что этих объёмов недостаточно.

— В Казахстане есть Концепция развития языковой политики на 2023–2029 годы. В ней говорится, что к 2029 году доля владеющих казахским языком в республике составит 84 процента. Также отмечается, что документооборот в государственных органах на государственном языке в 2029 году составит 94 процента. Следовательно, доля программ на казахском на отечественных телеканалах и радио должна быть скорректирована соответствующим образом. В моём понимании законопроект должен разрабатываться на основе какой-то концепции. Значит, мы должны были взять за основу документ, связанный с государственной языковой политикой. Но представители министерств продемонстрировали, что они к этому не готовы, — считает она.

Тем не менее эксперты отмечают и позитивные изменения в отношении телеканалов.

— Телеканалы обеспечат сурдопереводом и субтитрами новостные программы с 16:00 до 22:00 по местному времени для людей с ограниченными возможностями. Это можно считать хорошей нормой, — говорит Халима Тажикул.

ЗАЧЕМ НУЖЕН НОВЫЙ ЗАКОН?

Депутат мажилиса Жанарбек Ашимжан говорит, что законопроект «О масс-медиа» был разработан для реализации поставленных президентом задач.

«Прежде всего, эта инициатива появилась на основе требований реформ в стране. В своём обращении к народу Казахстана 16 марта 2022 года глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что "государство особое внимание уделит созданию открытого информационного пространства, востребованных и сильных медиа". Законопроекты "О масс-медиа" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам средств массовой информации" направлены на совершенствование законодательства в сфере СМИ в соответствии с поручением президента страны, с учётом интересов государства, требования общества и тенденции развития медиаиндустрии», — пояснил он журналисту издания «ДАТ».

Вместе с тем он говорит, что основной законопроект содержит предложения по «повышению статуса журналистов», «укреплению прав журналистов и пересмотру их обязанностей», «расширению их привилегий».

Однако эксперты с этим не согласны.

— В новом законопроекте прописан особый статус журналиста. Но не сказано, что это такое, расшифровки нет. Многие нормы носят декларативный характер, — говорит Гульмира Биржанова.

Халима Тажикул говорит, что призванный защитить информационную безопасность государства законопроект нуждается в доработке.

Проект «О масс-медиа» направлен на рассмотрение в сенат. В случае одобрения документ будет отправлен на подпись президенту. Если он вступит в силу, закон «О средствах массовой информации», действующий с 1999 года, и закон «О телерадиовещании», принятый в 2012 году, будут отменены.

 

 

 

Источник: Радио Азаттык