А пока концепция законопроекта активно обсуждается в кругу казахстанских журналистов и экспертов.
Нужны возможности конкурировать
Разработчики нового законопроекта справедливо ссылаются на то, что действующий Закон РК «О средствах массовой информации» кардинально устарел. Учитывая развитие информационных технологий, новшества на финансовом рынке, изменения в сфере потребительского спроса, можно сказать, что он действительно не соответствует вызовам современности и не в полной мере удовлетворяет нынешние требования общественных отношений в области масс-медиа.
Как вывод – необходим новый законодательный акт, регулирующий данную сферу, который был бы построен на новых принципах отношений журналистики, общества и государства. При этом, как отмечается в Концепции законопроекта, разработчиками предлагается закрепить принципиально новую схему, устанавливающую баланс между свободой слова, плюрализмом мнений и необходимыми ограничениями, направленными на обеспечение государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. В том числе предусматриваются нововведения, направленные на повышение правового статуса журналистов и усиление правовых гарантий для них.
– Решение о разработке нового законодательного акта, регулирующего медиасферу, весьма актуально, – считает соучредитель и юрист ОФ «Правовой медиацентр», член рабочей группы по разработке законопроекта «О масс-медиа» Гульмира Биржанова. – Летом прошлого года Министерство информации и общественного развития объявило о начале этой работы, была сформирована специальная рабочая группа. Мы собирались, обсуждали документы, принципиальные моменты. И в январе проект концепции закона, который теперь называется «О масс-медиа», был представлен казахстанцам. В результате у нас появилась еще одна возможность обратить внимание на спорные моменты, постараться прийти к общему пониманию.
По мнению директора Экспертного института европейского права и прав человека Марата Башимова, защита прав журналистов – важная составляющая государственной политики и ориентир для нового Справедливого Казахстана. Поэтому государство должно уделить особое внимание стимулированию развития востребованных и независимых медиа, необходимость чего была озвучена Президентом Казахстана в Послании народу и не только. Вместо устаревшего закона действительно нужен новый – построенный на гарантиях обеспечения права на свободу слова.
– В цивилизованном мире журналисты стоят на передовой линии по защите интересов общества и конституционных прав граждан. Сегодня и геополитическая ситуация обозначила ключевую значимость массмедиа в формировании информационной безопасности и распространении достоверных сведений. Время показывает явную необходимость укрепления информационного суверенитета. Главенствующую роль в данном процессе должны сыграть конкурентоспособные и свободные средства массовой информации, – считает эксперт. – Поэтому необходимо принять закон, которой предусмотрит качественно новый подход к финансированию государственной информационной политики. Речь идет о точечных грантах и поддержке отрасли с помощью субсидирования.
По понятиям
и по статусу
Изменение главных принципов взаимоотношений между первыми тремя ветвями государственной власти и четвертой (журналистикой) предполагает в первую очередь обновление понятийного аппарата. Концепция разработанного законопроекта оперирует такими формулировками, как «государственные средства массовой информации», «государственная информационная политика», «масс-медиа», «грант», «субсидия», «корреспондентский пункт», «Национальный доклад о правах журналистов». И тут есть над чем подумать, считают эксперты.
– В первую очередь хочу остановиться на названии документа, – комментирует Гульмира Биржанова. – В понятийном аппарате указано, что определение «масс-медиа» включает в себя традиционные СМИ и интернет-ресурсы. Однако на протяжении многих лет мы даем профильному министерству рекомендации не приравнивать интернет-ресурсы к печатным изданиям, телевидению и радио, поскольку понятие слишком широко, и на практике такое объединение вызовет немало проблем в трактовке.
В общественном фонде «Правовой медиацентр» считают, что понятие «масс-медиа» в законе нужно обозначить так: традиционные СМИ и интернет-ресурсы, прошедшие постановку на учет как средства массовой информации. Иначе по логике концепции законопроекта сейчас в это понятие могут входить и аккаунты в социальных сетях, и любые другие интернет-проекты.
– Когда появилась концепция нового закона в июне прошлого года, мы использовали понятие СМК – «средства массовой коммуникации», и изначально была мысль внести в закон и блогеров. Но после длительных переговоров и аргументации мнения о том, что блогинг невозможно регламентировать законопроектом о профессиональных СМИ, от этой мысли отказались. Чему мы, конечно, очень рады, ведь профильный закон должен быть только для журналистов. Но оставшаяся в итоге формулировка тоже достаточно широка, – говорит Гульмира Биржанова.
Одним из актуальных вопросов остается повышение статуса журналистов. Разработчики нового законопроекта видят его решение путем введения ряда новелл. В мировой практике правовой статус журналиста реализуется посредством предоставления расширенных гарантий, связанных с осуществлением профессиональной деятельности, указывается в концепции законопроекта «О масс-медиа». И первым пунктом этого намерения выступает установление срока исковой давности по претензиям к опубликованным материалам.
С массовым развитием Интернета информация, ставшая доступной широкому кругу читателей, сохраняется практически бессрочно. И в последние годы журналисты все чаще стали сталкиваться с исковыми требованиями на опровержение сведений, не соответствующих действительности, в публикациях нескольких лет давности.
Анализ законодательных актов западных стран показывает, что там закон устанавливает различные сроки исковой давности.
Срок давности по такого рода искам в один год предложен в Рекомендации 13.7 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Эта норма – распространенные элементы правовой защиты журналистов и редакций, рекомендованные Комитетом ООН по правам человека и другими международными организациями, к примеру, ОЭСР.
– Введение срока исковой давности по делам о СМИ – безусловный плюс данного законопроекта. И, да, это международная практика. В соседних странах срок исковой давности ограничивается, например, годом. Считается, этого вполне достаточно, чтобы предъявить претензии журналисту. По истечении данного срока к опубликованным материалам никаких замечаний быть не может, – говорит Гульмира Биржанова. – Это очень важный для работы журналистов пункт, ведь сейчас они вынуждены практически всю жизнь хранить доказательства фактов, приведенных в материале.
Плюсы и не очень
По мнению экспертов, законопроект «О масс-медиа» содержит еще несколько неоспоримо позитивных для журналистов нововведений. Например, сокращение сроков предоставления информации с семи дней до пяти – тоже позитивная для работников сферы норма. Так же как и регламентация работы журналистов в условиях чрезвычайных ситуаций.
– В прошлом году мы столкнулись с трагическими событиями, в освещении которых никак не был определен статус журналистов. Но мы понимаем, что в таких ситуациях люди, работающие, можно сказать, на передовой вооруженных столкновений, должны быть защищены, – отмечает юрист ОФ «Правовой медиацентр» Гульмира Биржанова.
С этим мнением согласен и Марат Башимов, ведь в мировой практике правовой статус журналиста реализуется посредством предоставления расширенных гарантий, связанных с осуществлением профессиональной деятельности. В период пандемии и введения режимов чрезвычайного положения, когда журналисты выполняли свой профессиональный долг наравне с врачами, полицейскими и спасателями, в нашей стране отсутствовала правовая регламентация деятельности сотрудников редакций в особых условиях.
– В этой связи предлагается внедрить инструменты мониторинга и анализа соблюдения прав в этой сфере путем подготовки ежегодного Национального доклада о правах и свободах журналистов, – отмечает директор Экспертного института европейского права и прав человека. – Кроме того, учитывая успешный международный опыт некоторых стран ЕС и Турции, реализовавших особый статус журналиста посредством выдачи пресс-карты, обладатели которой имеют привилегии в аккредитации, в новом законе предлагается использовать такой же механизм.
А вот, по мнению Гульмиры Биржановой, положительный эффект от пресс-карты, которую, согласно концепции нового законопроекта, должен будет выдавать уполномоченный орган работникам отрасли, имеющим профессиональное образование либо определенный стаж работы, – момент спорный.
– По нашему мнению, выдавать такой документальный атрибут журналисту должны все же в редакции, как и служебное удостоверение. Задействование уполномоченного органа так или иначе приведет к созданию реестров, что нарушает права собственно тех, кто в них попасть не сможет, – поясняет эксперт. – Поэтому применение данной нормы нужно будет еще не раз обсуждать. К тому же права и обязанности журналистов, получивших пресс-карту, дублируются с общими для всех сотрудников редакций, поэтому ценность этого атрибута законопроект не раскрывает.
Еще один спорный момент – требования об удалении материала. В действующем Законе «О СМИ» такая норма не предусмотрена. Журналист, допустивший неточность либо получивший другие претензии, должен дать ответ или опровержение. Удаление материала предусматривается только Законом «О связи», когда уполномоченный орган видит в публикации на сайте противоправную информацию.
– Если же дать возможность физическим лицам требовать удаления материала, то будет очень сложно избежать злоупотреблений данным правом, – считает юрист ОФ «Правовой медиацентр».
Появление органов саморегулирования в законе тоже имеет двоякое значение, но Гульмира Биржанова видит в этом больше минусов, чем плюсов.
– С юридической точки зрения считается, что этические моменты не должны отражаться в законе. В концепции законопроекта «О масс-медиа» тем не менее появилась такая глава, в том числе речь идет о создании Совета в области СМИ, которому предоставлены достаточно широкие полномочия. Одно из них – формирование реестра ресурсов, которые на системной основе размещают дезинформацию. Здесь тоже достаточно широкое поле для злоупотреблений, – говорит она.
Самое главное – финансы
В Казахстане выстроилась модель господдержки средств массовой информации через государственный информационный заказ. И стоить отметить, что сегодня она в полной мере не устраивает ни тех, ни других.
На первоначальном этапе выделение государственного информационного заказа осуществлялось посредством госзакупок. Однако по результатам анализа эффективности госзаказ был выведен из системы госзакупок. А теперь и вовсе предполагает новые инструменты финансирования средств массовой информации из бюджета.
В 2021 году Министерство информации и общественного развития провело маркетинговое исследование факторов тарифообразования рынка услуг СМИ. Цель – рассчитать тарифные ставки для закупки услуг по реализации государственной информационной политики для поэтапного перехода к грантовому финансированию. По мнению экспертов МИОР, это позволит подстегнуть конкуренцию на рынке информационных ресурсов, ориентируясь не на заказчика, а на запросы аудитории.
Переход на грантовое финансирование предлагается осуществить поэтапно до 2025 года. В свою очередь, на региональном уровне государственная поддержка останется в рамках текущих механизмов.
Особенно актуально введение новых принципов финансирования для газет. На сегодняшний день периодические печатные издания являются самым многочисленным сегментом, составляя 80,8% от общего количества зарегистрированных в Казахстане средств массовой информации.
Однако, согласно исследованию, проведенному Министерством информации и общественного развития, газеты и журналы по популярности среди казахстанцев находятся на третьем месте после Интернета и телевидения. А после пандемии коронавируса и вовсе наблюдается планомерное снижение спроса населения на периодические печатные издания и переход последних в интернет-среду.
Однако печатные издания уступают вовсе не в качестве предоставляемого контента, а в оперативности логистики, которая не позволяет поклонникам газеты получать ее так же быстро, как и продукт в Интернете. По этой же причине из газеты часто уходит и рекламодатель, заметно сокращая доходы печатных СМИ.
При этом большинство изданий, перешедших по требованию рынка из «бумаги» чисто в Интернет, достаточно быстро теряет свою идентичность и растворяется в Сети среди множества других подобных ресурсов. В связи с этим печатная журналистика нуждается в выстраивании принципиально новых финансовых взаимоотношений с государством. Решит ли этот вопрос грантовый подход, покажет время.
Источник: Kazpradva.kz