КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИА РЕГУЛИРУЮТ ЛИЧНЫЕ СОЦСЕТИ ЖУРНАЛИСТОВ
19 апреля, 2022 - 19:12
КАК МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕДИА РЕГУЛИРУЮТ ЛИЧНЫЕ СОЦСЕТИ ЖУРНАЛИСТОВ
Автор: Администратор
435

 

В личных соцсетях сотрудников медиа нередко можно встретить дисклеймер «Пишу от своего имени, точка зрения может не совпадать с позицией работодателя». Однако практика показывает, что такое упоминание вряд ли обезопасит журналиста от увольнения или иных последствий. Как итог — некоторые журналисты вообще ничего не постят, не лайкают и не комментируют, присутствуя в соцсетях лишь в качестве наблюдателей. «Новый репортёр» рассказывает, как в международных медиа регламентируется ведение личных соцсетей сотрудников.

BBC

BBC выпустила обновлённое руководство по соцсетям для сотрудников в октябре 2020 года.

Оно призывает сотрудников к сохранению беспристрастности. В документе имеется предписание «не выражать личное мнение по вопросам государственного управления, политики или спорным вопросам». В этом документе беспристрастность рассматривается в контексте публичного выражения мнения, участия в различных кампаниях, маршах или протестах.

Пункты документа будут применяться к персоналу независимо от того, используют ли сотрудники онлайн-платформы в профессиональных либо в личных целях. В руководстве говорится, что сотрудники корпорации не должны порочить репутацию BBC или публично критиковать коллег. Кроме того, предусмотрены «более жёсткие правила для некоторых сотрудников отдела новостей, текущих событий, фактологической журналистики, высшего руководства и небольшого числа ведущих, имеющих значительный общественный статус».

Персоналу рекомендовано избегать использования заявлений об отказе от ответственности, обозначенных в формулировках вроде «мои взгляды, а не BBC», которые могут быть использованы в личных биографиях и профилях. Также сотрудникам не рекомендуется использовать смайлики, которые могут раскрыть отношение к обсуждаемой теме и подорвать беспристрастность поста. Также есть такое уточнение: «Помните, что ваш личный бренд в социальных сетях всегда вторичен по отношению к вашей ответственности перед BBC». Известно также, что BBC попросит сотрудников внести информацию о своих доходах за пределами корпорации в общедоступную базу данных.

Reuters

Международное агентство новостей Reuters опубликовало справочник по стилю агентства и этический кодекс в октябре 2018 года. Как отмечают составители справочника, во времена гражданской журналистики эти справочные материалы станут «хорошей возможностью для развития журналистов».

В сборнике четыре раздела:

  • Стандарты и ценности,
  • Справочник по стилю,
  • Справочник по стилю спортивных новостей,
  • Руководство по вопросам деятельности агентства
  • и специализированный раздел, который рассказывает о таких вопросах, как общение с источниками информации, о юридических тонкостях, онлайн-репортажах и о том, как вести себя в случае поступления угроз или жалоб.

Там упомянуты 10 постулатов журналиста Reuters:

  1. Точность всегда священна.
  2. Ошибки всегда исправляются в открытую.
  3. Всегда сохраняйте баланс и свободу от предрассудков.
  4. О конфликте интересов расскажите начальнику.
  5. Всегда уважайте привилегированную информацию.
  6. Всегда защищайте свои источники от чиновников и власти.
  7. Избегайте выражения собственного мнения в новостях.
  8. Никогда не занимайтесь плагиатом.
  9. Никогда не изменяйте визуальные объекты более, чем это необходимо для обычного улучшения изображения.
  10. Никогда не платите за историю и не принимайте взятки.

Напрямую в этом гайде не говорится о поведении журналистов в соцсетях, однако Reuters распространял рекомендации по этому вопросу в 2010 году. В том числе там была такая рекомендация: создать профессиональную учётную запись наряду с личной учётной записью.

Associated Press

Агентство Associated Press выпустило руководство по ведению аккаунтов в соцсетях в 2012 году. Инструментом номер один для журналистов там назван Twitter, на втором месте — Facebook (в целом на Западе Twitter играет бОльшую роль в общественно-политической жизни, чем в Казахстане и других постсоветских странах — прим. авт.).

Там были даны следующие рекомендации:

  • Избегать выражения мнений по спорным вопросам даже в якобы защищённых паролем беседах.
  • Не распространять слухи и неподтверждённые сообщения, а также не приписывать информацию; тщательно проверять информацию и содержимое перед их распространением.
  • Прозрачно исправлять ошибки на всех платформах, на которых был размещён ошибочный материал.
  • Если у журналиста есть эксклюзивный кадр и ему не терпится им поделиться, не следует выкладывать его в соцсети раньше материала. Только если он не выйдет через минуту и он не использует информацию как тизер.
  • Делая ретвит, важно дать понять в сообщении, что сообщается чужое мнение.
  • Менеджеры AP не должны отправлять запросы на добавление в друзья подчинённым; в остальных случаях запросы между работниками AP считаются нормой.

Wall Street Journal

В редакции Wall Street Journal по вопросу социальных сетей в мае 2009 года была направлена записка редакторам и репортёрам со следующими рекомендациями:

  • Никогда не искажайте информацию о себе — например, используя вымышленное имя, — когда вы действуете от имени своего издания. Запрашивая информацию у читателей и участников интервью, вы должны представлять себя как сотрудника того издания, которое вы представляете.
  • Все ваши комментарии должны быть основаны на фактах; если нужно, допускается цитирование отчётов. Если вы будете обмениваться вашим личным мнением, выражать пристрастные политические взгляды, то вся организация может быть подвергнута критике за предубеждения. В таком случае в будущем репортёр может быть лишён права освещать темы для издания.
  • Не привлекайте друзей или членов семьи для продвижения или защиты вашей работы.
  • Проконсультируйтесь с вашим редактором, прежде чем добавлять в друзья какие-либо контакты, которые, возможно, необходимо рассматривать как конфиденциальные источники.
  • Пусть ваш материал говорит сам за себя. Не детализируйте, как статья была опубликована, написана или отредактирована.
  • Не обсуждайте статьи, которые не были опубликованы, встречи, которые вы посетили или планируете посетить, а также интервью, которые вы провели.
  • Не принижайте работу коллег или конкурентов, не стоит агрессивно рекламировать свои материалы.
  • Не вступайте в невежливые диалоги с провокаторами.
  • В таких соцсетях, как Twitter, нельзя смешивать бизнес и удовольствие. Здравый смысл должен возобладать. Если вы сомневаетесь в уместности твита или публикации, обсудите это со своим редактором перед отправкой.

В 2017 году сотрудникам Wall Street Journal было разослано письмо от руководства, в котором есть следующие слова, которые могут хорошо резюмировать весь этот материал:

«Наше издание уже давно даёт строгие рекомендации относительно надлежащего использования социальных сетей. Тем не менее, такие платформы, как Twitter, LinkedIn и Facebook продолжают предоставлять нам как возможности, так и проблемы. В своих лучших проявлениях социальные платформы могут быть отличными инструментами взаимодействия, позволяющими нам делиться своей журналистской работой, взаимодействовать с читателями и источниками и даже помогать с репортажами. /…/ Но мы должны помнить, что социальные платформы — это платформы для публикаций, к которым следует относиться по тем же стандартам, что и с нашими собственными. Как сотрудники отдела новостей мы должны представлять лучшие ценности нашей журналистики. К ним относятся честность, фактологичность и беспристрастность».

Источник: Newreporter.org