7 февраля, 2022 - 12:42
Министру финансов Республики КазахстанЖамаубаеву Ерулану Кенжебековичу
Председателю правления АО «Самрук-Казына» Алмасадаму Майдановичу Саткалиеву
Открытое обращение о необходимости обеспечения публичности, доступности и машиночитаемости данных закупок "Самрук-Казына"
Несмотря на высокий уровень прозрачности сферы госзакупок в стране, отдельные направления, к сожалению, по-прежнему являются достаточно закрытыми и не подотчетными гражданам. В частности, жители Казахстана имеют ограниченную информацию о закупках квази госсектора.
11 января Президент Казахстана объявил о необходимости скорейшего реформирования госзакупок и уменьшения количества закупок неконкурентным способом. В прошлом году вышел новый Закон о регулируемых закупках, но большое количество вопросов по-прежнему решается на уровне подзаконных актов и решений самого Фонда.
Текущая ситуация: одной из основных проблем закупок "Самрук-Казына" является отсутствие доверия бизнеса и возможности участвовать на конкурентных условиях, это подтверждает большой процент закупок, осуществленных неконкурентным способом.
В этой ситуации необходимо выработать план действий который помог бы изменить подходы к проведению госзакупок, открыть информацию о госзакупках на уровне аналогичном с порталом государственных закупок. Это поможет существенно повысить доверие бизнеса и общественности.
На сегодняшний момент у бизнеса и общественности нет возможности провести анализ закупок "Самрук-Казына" . Информация по отдельным закупкам “Самрук-Казына” открыта. Но нет возможности скачать данные целиком по конкретному заказчику, провести анализ и понять статистику.
Без этого нельзя понять проблемы закупочной системы "Самрук-Казына".
Что покупают? У кого? Каким способом? По какой цене? Справедливая ли это цена? Какова доля конкурентных закупок в отраслях и регионах? Кто основные поставщики? Завышаются ли цены? Лоббируются ли интересы определенных поставщиков? И есть ли необоснованное ограничение конкуренции? Вовремя ли реализуются контракты? Не теряются ли предоплаты? И еще много других вопросов без ответа.
Что предлагаем: все данные закупок "Самрук-Казына" должны быть публичными и доступными для скачивания и анализа в машиночитаемом формате. Реализовать публичный API для доступа к данным закупок на основе международного стандарта открытых данных в госзакупках Open Contracting Data Standard.
Закон "О доступе к информации" определяет, что вся информация о госзакупках должна быть открыта.
Мы считаем, что данные закупок квазигосударственных компаний должны быть открытыми, как и данные госзакупок. Причем все данные - от планирования до исполнения договора: планы, закупки, протоколы допуска и итогов, контракты, акты и платежи, а также жалобы и результаты их рассмотрения.
И не просто открытыми, а доступными в машиночитаемом виде.
Чтобы их можно было скачать все целиком за несколько лет. Загрузить в Excel или аналитическую систему и проанализировать. Это общемировая практика — по данным Open Contracting уже 40 стран открывают свои закупки в таком виде, пригодном для анализа и исследований. В том числе и страны нашего региона. Кыргызстан уже публикует, Таджикистан и Узбекистан работает над внедрением стандарта.
Гражданское общество выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что в рамках плана действий по реформированию закупок “Самрук Казына” отсутсвуют пункты нацеленные на повышения прозрачности.
Мы призываем Министерство финансов и руководство "Самрук-Казына" включить в план действий по реформированию “Самрук Казына” следующие пункты:
Председателю правления АО «Самрук-Казына» Алмасадаму Майдановичу Саткалиеву
Открытое обращение о необходимости обеспечения публичности, доступности и машиночитаемости данных закупок "Самрук-Казына"
Несмотря на высокий уровень прозрачности сферы госзакупок в стране, отдельные направления, к сожалению, по-прежнему являются достаточно закрытыми и не подотчетными гражданам. В частности, жители Казахстана имеют ограниченную информацию о закупках квази госсектора.
11 января Президент Казахстана объявил о необходимости скорейшего реформирования госзакупок и уменьшения количества закупок неконкурентным способом. В прошлом году вышел новый Закон о регулируемых закупках, но большое количество вопросов по-прежнему решается на уровне подзаконных актов и решений самого Фонда.
Текущая ситуация: одной из основных проблем закупок "Самрук-Казына" является отсутствие доверия бизнеса и возможности участвовать на конкурентных условиях, это подтверждает большой процент закупок, осуществленных неконкурентным способом.
В этой ситуации необходимо выработать план действий который помог бы изменить подходы к проведению госзакупок, открыть информацию о госзакупках на уровне аналогичном с порталом государственных закупок. Это поможет существенно повысить доверие бизнеса и общественности.
На сегодняшний момент у бизнеса и общественности нет возможности провести анализ закупок "Самрук-Казына" . Информация по отдельным закупкам “Самрук-Казына” открыта. Но нет возможности скачать данные целиком по конкретному заказчику, провести анализ и понять статистику.
Без этого нельзя понять проблемы закупочной системы "Самрук-Казына".
Что покупают? У кого? Каким способом? По какой цене? Справедливая ли это цена? Какова доля конкурентных закупок в отраслях и регионах? Кто основные поставщики? Завышаются ли цены? Лоббируются ли интересы определенных поставщиков? И есть ли необоснованное ограничение конкуренции? Вовремя ли реализуются контракты? Не теряются ли предоплаты? И еще много других вопросов без ответа.
Что предлагаем: все данные закупок "Самрук-Казына" должны быть публичными и доступными для скачивания и анализа в машиночитаемом формате. Реализовать публичный API для доступа к данным закупок на основе международного стандарта открытых данных в госзакупках Open Contracting Data Standard.
Закон "О доступе к информации" определяет, что вся информация о госзакупках должна быть открыта.
Мы считаем, что данные закупок квазигосударственных компаний должны быть открытыми, как и данные госзакупок. Причем все данные - от планирования до исполнения договора: планы, закупки, протоколы допуска и итогов, контракты, акты и платежи, а также жалобы и результаты их рассмотрения.
И не просто открытыми, а доступными в машиночитаемом виде.
Чтобы их можно было скачать все целиком за несколько лет. Загрузить в Excel или аналитическую систему и проанализировать. Это общемировая практика — по данным Open Contracting уже 40 стран открывают свои закупки в таком виде, пригодном для анализа и исследований. В том числе и страны нашего региона. Кыргызстан уже публикует, Таджикистан и Узбекистан работает над внедрением стандарта.
Гражданское общество выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что в рамках плана действий по реформированию закупок “Самрук Казына” отсутсвуют пункты нацеленные на повышения прозрачности.
Мы призываем Министерство финансов и руководство "Самрук-Казына" включить в план действий по реформированию “Самрук Казына” следующие пункты:
-
Обеспечить прозрачность закупочного цикла от планирования до выполнения контрактов не только с публикацией информации и документов, но также и структурированных открытых данных в соответствии с всемирно признанным стандартом OCDS.
-
Обеспечить контроль соблюдения требований к прозрачности и установить реальную ответственность закупающих органов за не публикацию, или частичную публикацию информации и данных на каждом этапе государственных закупок.
-
Важно содействовать более широкому общественному контролю за госзакупками со стороны СМИ, НПО и самих активных жителей (в том числе на сельском уровне) для обеспечения эффективных расходов. Взаимодействие закупающих и контролирующих органов с представителями общественности позволит повысить подотчетность, добросовестность и, главное, эффективность государственных закупок.
-
Усилить контроль за искусственным уклонением от проведения конкурентных процедур (например, путем дробления предмета закупок или надуманным обоснованием отсутствия конкуренции). Обеспечить реальную ответственность за подобные нарушения.
Источник: Secure.avaaz.org