На прошлой неделе в Актобе состоялся тренинг, посвященный теме правовой безопасности журналистов и обычных граждан в интернете, в частности, в социальных сетях. Мероприятие было организовано общественным фондом «Правовой медиа-центр», который занимается в том числе и защитой журналистов от судебных преследований и прочих подобных проблем. В нем принял участие и корреспондент «Н», у которого после увиденного и услышанного сложился весьма печальный вывод: даже в интернете государство все сильнее и сильнее закручивает гайки, не давая людям высказывать собственное мнение, в то время как сами чиновники безнаказанно нарушают права журналистов на каждом шагу.
Программа тренинга была достаточно насыщенной. Поговорили и о судебной практике по публикациям в интернете, и о защите частной жизни, и о правах детей. Однако была среди обсужденных вопросов одна тема, которая касается не только журналистов, но и практически всех граждан страны. Речь идет о законе «О доступе к информации». О том, какие возможности он предоставляет и как можно наказать государственные органы за отказ в предоставлении информации, мы и решили рассказать нашим читателям.
Новый закон «О доступе к информации» вступил в силу в ноябре прошлого года. В нем содержится немало прогрессивных норм, которые должны были сделать деятельность государственных и иных структур более прозрачной и открытой. Например, существенно увеличено количество информации госорганов, которая должна находиться в открытом доступе (с 40 до 70%), а количество служебной информации, наоборот, сократилось с 40 до 20%. К тому же подлежит ограничению лишь та информация, на которой непосредственно имеется пометка «Для служебного пользования». При этом в новом законе существенно расширен список так называемых обладателей информации. К ним, помимо вышеупомянутых госорганов, отнесены национальные компании, юридические лица, являющиеся получателями бюджетных средств независимо от формы собственности (в части информации об использовании бюджетных средств), субъекты рынка, занимающие доминирующее или монопольное положение (в части цен на товары и услуги), юридические лица, владеющие экологической информацией и сведениями о чрезвычайных ситуациях. Они должны публиковать на постоянной основе информацию по своим вопросам.
Однако на практике все складывается не так гладко.
— Практически все госорганы грешат нарушением данного закона, особенно статьей 16 и 17, — отмечает председатель ОФ «Правовой медиа-центр» Диана ОКРЕМОВА. – Речь в этих статьях идет о размещении информации на интернет-ресурсах госорганов и на веб-портале «электронного правительства». По факту здесь до сих пор не имеется информации в том объеме, в котором ответственные госорганы и прочие структуры обязаны ее публиковать. А ведь обновление этой информации на сайтах госорганов должно происходить ежедневно (имеются в виду новости), обновление иных разделов осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня получения или создания информации. При этом перечень сведений, которые должны предоставлять госорганы и прочие обладатели информации, весьма широк: официальные новости (пресс-релизы) об их деятельности, официальные календари предстоящих событий, тексты официальных выступлений и официальных заявлений руководителей и их заместителей, сведения о государственных и отраслевых программах, информация об использовании средств республиканского и местного бюджетов и Национального фонда, сообщения о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в самом государственном органе либо его территориальных органах, отчеты и доклады о проделанной работе и многое другое. К слову, личную ответственность за организацию работы с запросами, за состояние их приема, регистрации, учета и рассмотрения несут руководители обладателей информации.
— Согласно закону «О доступе к информации», каждый гражданин может отправить письменный запрос любому из вышеперечисленных обладателей информации и попросить ответить практически на любые вопросы, касающиеся их деятельности. Например, можно даже направить запрос в частную фирму, занимающуюся ремонтом дорог, и поинтересоваться у них, сколько бюджетных средств они получили и как собираются их освоить (или уже освоили). Ответ на письменный запрос предоставляется в течение пятнадцати календарных дней со дня его поступления к обладателю информации. Незаконное ограничение права на доступ к информации может быть обжаловано в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом данный закон не распространяется на закон «О СМИ», там как был указан срок представления информации в три дня, так он и остался, — добавляет Диана Окремова.
В общественном фонде «Правовой медиа-центр» также сетуют, что госслужащие часто грешат несоблюдением законодательных актов исходя из их иерархии.
— Так, для некоторых работников правоохранительных органов обычный приказ руководства запросто может перевесить и любой кодекс, и Конституцию, и тем более международные документы, которые, между прочим, имеют приоритет даже перед основным законом страны, — отмечаетюрист фонда Гульмира БИРЖАНОВА. — Если, скажем, полицейским спущен некий приказ от начальства, пусть даже противоречащий другим вышестоящим нормативно-правовым актам, они будут в первую очередь будут руководствоваться именно этим приказом. Также и у многих судей: для них главным документом зачастую является постановление Верховного суда. И никакие объяснения и ссылки на законодательство на них не действуют.
Статья 456-1 Кодекса об административных правонарушениях РК.
Незаконное ограничение права на доступ к информации
Неправомерный отказ в предоставлении информации либо предоставление заведомо ложной информации в случаях, когда такая информация подлежит предоставлению по запросу пользователя информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан — влечет штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства, некоммерческие организации — в размере тридцати, на субъектов среднего предпринимательства — в размере пятидесяти, на субъектов крупного предпринимательства — в размере ста месячных расчетных показателей.
Статья 6. Информация, доступ к которой не подлежит ограничению
Не подлежит ограничению доступ к следующей информации:
1) о чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
2) о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии, миграции, образования, культуры, социальной защиты, экономики, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
3) о фактах совершения актов терроризма;
4) о состоянии экологии, пожарной безопасности, а также о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов;
5) о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством физическим и юридическим лицам;
6) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7) о размерах золотовалютного резерва Национального Банка Республики Казахстан;
8) содержащей тексты нормативных правовых актов Республики Казахстан, за исключением нормативных правовых актов, содержащих государственные секреты и иные охраняемые законом тайны, а также их проекты;
9) о формировании и расходовании средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
10) о контроле за расходованием средств из республиканского и местного бюджетов, за исключением сведений, содержащих государственные секреты;
11) о фактах нарушения законности обладателями информации, их должностными лицами.
Дмитрий ТЕРЕЩЕНКО
Источник: