Казахстан ужесточает законодательные ограничения права на свободу мнений и их выражение и игнорирует свои обязательства по обеспечению этого права
14 мая, 2014 - 05:30
Казахстан ужесточает законодательные ограничения права на свободу мнений и их выражение и игнорирует свои обязательства по обеспечению этого права
Автор: Администратор
654

13 мая 2014 года 



Специальному докладчику



Организации Объединенных Наций



по вопросу о праве на свободу убеждений и их свободное выражение



г-ну Франку Ла Рю



 



Тема: Казахстан ужесточает законодательные ограничения права на свободу мнений и их выражение и игнорирует свои обязательства по обеспечению этого права



 



Уважаемый г-н Франк Ла Рю,



1.Группа организаций, стоящих на защите свободы слова в Казахстане, обращается к Вам в связи с систематическим невыполнением и игнорированием  Казахстаном своих обязательств по статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Ситуация значительно ухудшилась и продолжает ухудшаться за последнее время, когда Казахстан на законодательном уровне принял сразу несколько актов, существенно ограничивающих реализацию права на свободу выражения в стране, причем данные ограничения не совместимы с пунктом 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах.



Ограничение права на свободу мнений и их выражение в Интернете



2.  Право на свободу выражения мнений в интернете в Казахстане давно подвергается самому жесткому ограничению. Доступ к сайтам де-юре может быть блокирован только по решению суда. Однако де-факто блокировки сайтов без решения судов широко распространены. Блокировке подвергаются как казахстанские, так и иностранные сайты, блоги.  В апреле 2014 года парламент страны принял поправку в Закон Республики Казахстан «О связи», позволяющей органам прокуратуры запрещать доступ к любым сетям и (или) средствам связи, интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации без решения суда в «случае использования сетей и (или) средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства, а также для распространения информации, нарушающей законодательство о выборах в Республике Казахстан, содержащей призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности, массовым беспорядкам, а равно к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка». 



Право на доступ к информации



3.  В Казахстане до сих пор не принят закон о свободе или доступе к правительственной информации, имеющей общественный интерес, что затрудняет реализацию права на доступ к информации или делает его практически нереализуемым на практике. Существующие процедуры получения информации о деятельности государственных органов крайне неэффективны: широкий перечень оснований для отказа в предоставлении информации, большой срок обработки запроса, наличие информации ограниченного  и служебного доступа  и т.д.  Намерения правительства разработать и принять закон о доступе к информации, соответствующий международным стандартам, так и остаются нереализованными.



Безнаказанность преступлений против журналистов



4.  Ответственность за воспрепятствование осуществлению деятельности журналиста предусмотрена в Казахстане  как в административном, так и уголовном порядке. Однако ни разу за 23 года существования государства на практике соответствующие законодательные статьи не применялись. В то же время зафиксировано 97 случаев нападения или угроз в отношении журналистов при исполнении ими профессионального долга с 2005 года.  В апреле 2014 года при работе над проектом нового Уголовного кодекса нижняя палата парламента страны существенно снизила  уголовное наказание за такого рода преступления, поощряя безнаказанность преступлений против журналистов, вопреки резолюции Совета ООН по правам человека A/HRC/21/L.6 «Безопасность журналистов» и Плану действий ООН по обеспечению безопасности журналистов и проблеме безнаказанности.



Несоответствие законодательных и административных основ, регулирующих деятельность СМИ, положениям пункта 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах



5.  Казахстан не обеспечивает соответствие законодательных и административных основ, регулирующих деятельность СМИ, положениям пункта 3 статьи 19 МПГПП. Административное законодательство страны предусматривает возможность запрета – временного или постоянного –  на выпуск  СМИ в случае нарушения требований учетной регистрации, объявления выходных данных СМИ или нарушения порядка рассылки бесплатных экземпляров, когда это никак не связано с содержанием материалов или к содержанию не предъявляется никаких претензий.  В настоящее время депутатами парламента рассматривается проект нового административного кодекса, который также как и действующий содержит подобные ограничения, не совместимые с пунктом 3 статьи 19 МПГПП. Для вещательных СМИ, в том числе для небольших и коммерческих ТВ  и радиостанций, введены и действуют обременительные условия получения лицензии и получение частоты для вещания, что затрудняет или  делает почти невозможным их переход на цифровое эфирное вещание[3].



Неоправданные ограничения права на свободу выражения мнений под предлогом борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и во время чрезвычайного положения



6.  Ограничения права на свободу выражения мнений под предлогом борьбы с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом приобретают в последнее время всё больший размах. В проекте нового Уголовного кодекса предусмотрено ужесточение уголовной ответственности за пропаганду и публичные призывы, распространение  информации в СМИ и ее передачу с помощью информационно-коммуникационных технологий. Более того, вводится новая статья, предусматривающая лишение свободы до 10 лет за распространение заведомо ложной информации, что включает распространение как сведений о фактах, так и мнений, идей. Специальным постановлением правительства страны разрешена цензура в условиях чрезвычайного положения.



Отсутствие прогресса по декриминализации клеветы. Ужесточение уголовной ответственности за клевету



7. Казахстан не выполняет рекомендацию Комитета  по правам человека ООН от 2011 года о «пересмотре своего законодательства о клевете и оскорблении с тем, чтобы оно в полной мере соответствовало положениям Пакта». Более того, в принятом нижней палатой парламента в апреле 2014 года проекте нового Уголовного кодекса Казахстана, который будет действовать с 1 января 2015 года,  предусмотрено ужесточение уголовной ответственности за клевету (включая в качестве меры наказание лишение свободы на срок от 1 до 3 лет), сохранена уголовная ответственность за клевету в отношении должностных и выборных лиц.



8.Перечисленные выше факты серьезно осложняют реализацию права на свободу мнений и их выражение в Казахстане. Страна обоснованно занимает 161-ую позицию во Всемирном индексе свободы прессы за 2013-2014 годы из 180-ти государств, из года в год индекс Казахстана становится все ниже.  Пресса  и журналисты в стране испытывает серьезные проблемы  из-за законодательных ограничений, не соответствующих пункту 3 статьи 19 МПГПП. За последнее время на государственном уровне не принят ни один закон, улучшающий положение прессы, однако законодательные ограничения, разрушающие свободу прессы,  принимаются все чаще и чаще.




Уважаемый г-н Ла Рю,


принимая во внимание негативные тенденции, происходящие в Казахстане в сфере обеспечения права на свободу выражения мнений; невыполнение Казахстаном рекомендаций Комитета по правам человека и своих обязательств по соблюдению положений статьи 19 МПГПП, просим Ваc:




(1) направить Правительству Казахстана просьбу о посещении нашей страны с целью подготовки доклада о ситуации с правом на свободу мнений и их выражение и посетить Казахстан в максимально возможное ближайшее время;



 





  1. подготовить и направить Президенту и Правительству Республики Казахстан заявление о недопустимости законодательного ограничения права на свободу мнений и их выражение в свете принятия нового Уголовного кодекса  и Кодекса об административных правонарушений, а также о недопустимости принятия других законов, ограничивающих данное право, если таковые ограничения не соответствуют пункту 3 статьи 19 МПГПП.




 


С уважением,





г-жа Тамара Калеева, президент Международного фонда защиты свободы слова «Адил соз»;



г-жа Диана Окремова, президент Общественного фонда «Правовой медиа-центр»;



г-жа Роза Акылбекова, директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности;



г-жа Зауре Жумалиева, президент Общественного фонда «Адил Арка»;



г-н Игорь Братцев, Международный центр журналистики MediaNet;



г-н Аскар Актлеуов, Общественный фонд «Тiлшi».