ЗАЯВЛЕНИЕ
ОБ УЩЕМЛЕНИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЕКТАХ НОВЫХ РЕДАКЦИЙ ПРАВОВЫХ КОДЕКСОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Внимательно наблюдая за обсуждением и активно участвуя в работе над проектами Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского процессуального кодексов и Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан, с сожалением вынуждены констатировать, что в настоящее время в этих документах права человека значительно ограничены и ущемлены, а обоснованные предложения гражданского общества проигнорированы.
Так, в проекте Уголовного кодекса прямо нарушается право граждан на свободу объединения. Формулировка нового понятия «лидер общественного объединения» как специального субъекта права в целях привлечения к уголовной ответственности приведет к преследованию любых членов общественных объединений, особенно их активистов, на основании произвольных предположений.
Статья проекта Уголовного кодекса «Незаконное вмешательство членов общественных объединений в деятельность государственных органов» в связи с отсутствием ясного и недвусмысленного толкования понятия «незаконное вмешательство» позволит государственным органам трактовать любое справедливое требование общественности в лице членов общественных объединений как незаконное вмешательство в их деятельность и сведет на нет общественный контроль в стране.
Использование в проекте Уголовного кодекса данных понятий и статей, направленных против общественных объединений, не соответствует международно признанным принципам международного права: принципу юридической определенности и предсказуемости и принципу недискриминации, выделяя общественные объединения как «особо опасный» вид юридических лиц, противоречит Конституции РК и будет способствовать подавлению любой критики в адрес государства.
Статья проекта КоАП «Нарушение законодательства об общественных объединениях» предусматривает возможность приостанавливать и даже прекращать деятельность общественного объединения и за любое незначительное нарушение технического характера, и более того, позволяет наказывать общественные организации за любую законную деятельность, не определенную в уставе организации. Особенно это положение законодательства вызывает озабоченность в отношении религиозных объединений.
Вопреки рекомендациям Совета по правам человека ООН, принятым Казахстаном в порядке Универсального периодического обзора, в проекте Уголовного кодекса расширены основания и ужесточена ответственность за клевету, сохранена особая защита личных неимущественных прав государственных служащих высокого ранга. Более того, в проект УК введена новая статья «Распространение заведомо ложной информации», предусматривающая наказание до десяти лет лишения свободы. Если эта новелла будет узаконена, тяжким преступлением может стать распространение мнений, взглядов и убеждений, что идет вразрез с положениями Конституции страны.
В полном противоречии с Конституцией и нормами Международного пакта о гражданских и политических правах, законодательство Казахстана безальтернативно ставит право человека исповедовать религию в зависимость от наличия нескольких десятков, сотен и даже тысяч его единоверцев, а проект Уголовного кодекса ужесточает ответственность за нарушение этого недемократического положения.
В проекте Уголовного кодекса значительно расширилась вариативность наказаний за нарушение избирательных прав, от 1-2 до 4000 МРП, что не исключает субъективность при вынесении судебных решений.
Серьезную озабоченность вызывает соблюдение права на защиту в новой редакции ГПК. Ограничение круга лиц, имеющих право быть представителями в Верховном суде, лишь аккредитованными адвокатами прямо нарушает принцип недискриминации и право на выбор защитника, а также монополизирует рынок юридических услуг, что увеличит их стоимость и в конечном итоге ударит по малоимущим гражданам.
Согласно нормам проекта Уголовно-процессуального кодекса, задержанные подозреваемые не смогут в срочном порядке беспрепятственно быть заслушанными судом по поводу законности их задержания, как того требуют международные стандарты.
В проекте остаются противоречия между правом задержанных подозреваемых на немедленное и самостоятельное оповещение близких и положением, уполномочивающим следователя самому уведомить близких задержанного; при этом допускается отсрочка оповещения до 12 часов. Надзорный орган в лице прокуратуры уведомляется о факте задержания, по-прежнему, не сразу, а в течение 12 часов с момента составления протокола задержания. Задержанный не вправе уведомить о своем задержании защитника в момент задержания. Право на защитника у задержанного подозреваемого наступает с момента ознакомления его с постановлением о признании в качестве подозреваемого, т.е. не ранее чем через 3 часа после фактического задержания.
Сообщения участников уголовного процесса о пытках расцениваются не как заявления о преступлении, а как жалобы «на действия и решения лиц, осуществляющих досудебное расследование». Нет независимого механизма расследования.
В проекте Уголовно-исполнительного кодекса продолжает реализовываться существующая с советского периода репрессивная «концепция исправления» вместо «концепции сохранения», принятой в передовых уголовно-исполнительных моделях. В ряде случаев положение осужденных, в частности к лишению свободы, значительно ухудшено по сравнению с действующим уголовно-исполнительным законодательством.
Это лишь небольшая часть выявленных представителями гражданского общества недостатков предложенных проектов, их несоответствия принципам международного права в области прав человека, передовой зарубежной практике и международным тенденциям в области обеспечения и защиты прав человека.
В этой связи, мы, представители гражданского общества, исходя из международных обязательств Казахстана в отношении гражданских и политических прав и свобод человека, исходя из положений Конституции Казахстана,
ЗАЯВЛЯЕМ:
Своды законов, регламентирующие жизнь казахстанского общества в Уголовном, Уголовно-процессуальном, Уголовно-исполнительном, гражданском и административном порядке, должны полностью соответствовать международным демократическим стандартам, для чего:
1. До голосования в Мажилисе Парламента проекты названных кодексов должны пройти международную экспертизу на предмет соответствия ратифицированным Казахстаном международным договорам, в соответствии со ст. 4 Конституции страны;
2. До голосования в Мажилисе Парламента проекты названных кодексов должны пройти национальную общественную экспертизу с тем, чтобы исключить из них нормы, продиктованные ведомственными, корпоративными и сиюминутными интересами;
3. Необходимо организовать широкое общественное обсуждение соблюдения политических прав и гражданских свобод человека в проектах УК, УПК, УИК, ГПК и КоАП.
Подписи:
Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз»
Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
Общественный фонд «Хартия за права человека»
Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива»
Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане»
Татьяна Чернобиль, независимый эксперт по международному праву в области прав человека
Общественный Фонд «Аман-Саулык»
Центр исследования правовой политики
Ассоциация религиозных объединений Казахстана
ОЮЛ «Союз кризисных центров Казахстана»
Общественное Объединение «Эхо»
Международный центр некоммерческого права
Общественный фонд "Правовой медиа-центр"
Центр исследований «Сандж»
Общественный Фонд «Улагатты Жануя»
Норвежский Хельсинкский Комитет