Presscenter.kz,
Как сообщает КазТАГ, «Предлагаемое законопроектом исключение подпункта 4.1 статьи 21 закона о СМИ направлено на устранение обязанности журналистов получать разрешение на использование аудио- или видеозаписи при получении интервью», - сказал на заседании правительства глава министерства культуры и информации Мухтар Кул-Мухаммед, представлявший проект поправок кабинету министров.
По его мнению, в случае вступления в силу данной поправки будет «существенно облегчена работа журналиста по получению информации».
Кроме того, отметил министр, разработаны поправки, которые позволят уравнять позиции истца и ответчика при рассмотрении в суде дел об опровержении распространенных в СМИ сообщений.
«Согласно действующей редакции законов журналист занимает положение заведомо виновного и должен доказывать, что использованные им сведения соответствуют действительности», - пояснил М. Кул-Мухаммед.
В случае отказа госорганов и должностных лиц в представлении запрашиваемых сведений, согласно законопроекту, представитель СМИ вправе сразу обратиться в суд.
Предлагается также исключить норму об обязательной конфискации тиража за выпуск печатного СМИ без выходных данных и применять ее как альтернативный вид наказания.
Данные поправки, отметил министр, разработаны в соответствии с обязательствами Казахстана в связи с председательством в ОБСЕ в 2010 году и госпрограммой «Путь в Европу». «Представленный законопроект всецело отвечает нашим задачам по либерализации законодательства медиа-отрасли, основанного на защите прав журналистов и граждан», - сказал он.
Президент фонда «Адил соз» Тамара Калеева считает, что предложенные поправки не имеют никакого практического значения для улучшения ситуации со свободой слова. Согласно исследованиям фонда «Адил соз», для действительной либерализации медийного законодательства в соответствии с принципами ОБСЕ, необходимо:
1. Закрепленное в ратифицированных Казахстаном международных документах и в Конституции страны право свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом должно быть гарантировано всей системой национального законодательства.
2. Клевета и оскорбление должны быть декриминализированы. Ни при каких обстоятельствах положения о посягательствах на честь и достоинство не должны предусматривать особые средства защиты для представителей власти, независимо от их звания или служебного положения.
3. Вопросы, касающиеся распространения общественной информации, должны быть детально расписаны в законодательстве. Информация, имеющая общественное значение, не должна быть засекречена. Законодательные ограничения на получение и распространение информации личного и коммерческого характера должны быть уменьшены в соответствии с принципом преобладания общественного интереса.
Конфликт с правом журналиста на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда, должен быть устранен.
4. Необходимо регламентировать сроки исковой давности по делам о защите чести и достоинства. Сумма государственной пошлины по таким спорам должна быть приведена в соответствие с требуемой суммой возмещения морального вред. Необходима регламентация верхних пределов такой компенсации, а также исключение ответственности СМИ за неумышленное причинение морального вреда. Необходимо дифференцировать ответственность за нарушение личных неимущественных прав и деловой репутации, определить, кто имеет право претендовать на деловую репутацию.
5. Ограничения, налагаемые на свободу слова в целях защиты права какого-либо лица на его изображение, в законодательстве РК должны быть жестко лимитированы и соответствовать общепринятым критериям. Право на тайну личной жизни не должно приниматься во внимание при наличии более существенного общественного интереса.
6. Необходимо ввести соразмерное наказание за процедурные нарушения законодательства. Арест выпусков и оборудования или приостановление деятельности средства массовой информации в качестве наказания за процедурные нарушения является недопустимым и противоречит международным стандартам. Приостановление деятельности СМИ никогда не должно допускаться без наличия судебного решения.
8. Журналисты и СМИ не должны нести ответственность во всех в случаях, когда они не могут и не должны проверить достоверность публикуемой информации, но действуют добросовестно и в интересах общества.
9. Должны быть исключены все законодательные запреты, обоснованные творческими и национальными критериями, на занятие должности главного редактора СМИ.
10. Порядок и условия регистрации СМИ должен полностью соответствовать критериям Комитета ООН по правам человека и стандартам ОБСЕ, а именно: такая система не должна предъявлять к средству массовой информации требований, относящихся к существу (включая язык и тематическую направленность); не быть излишне обременительной; управляться независимым от правительства органом. Должна быть исключены требования перерегистрации СМИ в случае смены главного редактора, офис редакции, смены тематической направленности и периодичности издания. Свидетельство о регистрации СМИ должно предоставлять право издания СМИ не менее чем в течение одного года.