ТРЕБУЕТСЯ РЕДАКТОР…
25 декабря, 2007 - 14:19
ТРЕБУЕТСЯ РЕДАКТОР…
Автор: Администратор
636

Presscenter.kz,



Большинство выпускников журфаков не подозревают, что основную работу в СМИ делают «закадровые» специалисты

www.mediajobs.ru

«Самый полезный человек в газете – это тот, кто умеет редактировать», – говорил Адольф ОКЕ, один из создателей основанной в 1851 году газеты «Нью-Йорк таймс». С ним можно соглашаться или не соглашаться, но не стоит недооценивать работу редактора – не важно, будь это ТВ или печатное СМИ, гламурный журнал или молодежная радиопрограмма.

Ежемесячно на медиарынке появляются новые газеты и журналы, радио- и телепрограммы, увеличивается число интернет-изданий, и каждому из них нужны редакторы. Стремясь на телевидение или радио, большинство вчерашних студентов мечтают стать либо известными журналистами, либо ведущими телепрограмм, не подозревая, что основную работу в СМИ делают «закадровые» специалисты — редакторы. 

Такие разные редакторы

Самый широкий фронт работы у редактора – на телевидении. Все телепрограммы – от развлекательных до научно-популярных – нуждаются в этих специалистах. Редактор на ТВ умеет работать не только с текстами, но и со звуком и видео. Основная задача — сделать передачу оригинальной, узнаваемой и популярной. В тематических программах нужно придумать, как подать материал, не повторяя своих коллег, в каком ракурсе осветить проблему, продумать общую концепцию – от декораций до выбора форматного ведущего. 
В программах, построенных по принципу диалога с гостем в студии, или авторских передачах достаточно одного редактора. В информационно-новостных требуется целый штат. В телевизионных новостях и обязанности редакторов иные. 

Редакторы-координаторы принимают сюжеты из всех регионов страны (так называемые «перегоны»), монтируют видеоряд, урезают до нужного хронометража интервью с гостями (из 10 минут надо оставить всего около 30 секунд, которые и пойдут в эфир), организуют съемки, договариваются об аккредитации корреспондентов, раздают задания репортерам и операторам. Если в городе, где случилось что-то важное, нет собкора, редактор-координатор связывается с местными телекомпаниями, чтобы с их помощью сделать нужный сюжет. 
Бок о бок с координаторами работают пишущие редакторы (райтеры, копирайтеры), сочиняющие подводки к сюжетам и тексты для ведущего, они же обновляют «бегущую строку» главных новостей. 

Карьерный путь в телередакторы извилист. Спрос на них большой, но вакансии на специализированных сайтах встречаются нечасто. Дело в том, что в телевизионные редакции редко приходят по заявке работодателя. Кадры подбираются чаще всего по принципу личных знакомств. Многие начинают либо с должности корреспондента, либо с редакторской позиции на дециметровом, спутниковом канале или в региональной телекомпании. И начальные ставки невысоки – 300-400 долларов. У главных редакторов программ центральных телеканалов они достигают 10 тысяч долларов и выше. Так что есть к чему стремиться. 

В работе редактора на радио – своя специфика. Здесь вся информация воспринимается только на слух. Радийные тексты должны быть написаны простым, понятным и емким языком. Редактор новостей на радио: просматривает анонсы событий на лентах информационных агентств, дает задания корреспондентам, формирует программу выпуска, пишет к каждой новости подводки для ведущего, прослушивает и редактирует звуковые репортажи журналистов. В тематических радиопрограммах редактор в большинстве случаев является и ведущим, он решает, каких гостей пригласить в студию, задает им наболевшие вопросы, затем правит запись интервью, если оно идет не в прямом эфире, «склеивает» программу, чередуя с музыкальными заставками и рекламными блоками. 

Редактор в печатных СМИ

В каждом издании (а в этой статье мы сделаем акцент на печатные СМИ) – своя специфика. Это общественно-политические и правовые, развлекательные, молодежные, мужские, женские журналы и газеты, рекламные, справочные, всевозможные дайджесты. Отсюда и различия в служебных обязанностях редакторов, а также в соответствующем «наборе» тех качеств, которые им нужны. 

К печатным присоединяются онлайновые издания, которые становятся все более популярными среди потребителей. Что касается онлайновых СМИ, там до сих пор существуют проблемы, связанные с недостатком ремесленной квалификации людей, работающих в этих изданиях. Людей, попадающих в онлайн-СМИ, не всегда есть кому учить таким простым профессиональным вещам, как уровень редактуры. Крупные интернет-порталы, осознав эту проблему, приглашают на роли «учителей» ведущих редакторов из признанных печатных изданий. 
Редактор газет и журналов умело работает с печатным словом. Он с легкостью исправит неудачный текст и сделает из него «конфетку». Если автор принесет монотонный, длинный материал («кирпич»), редактор разобьет его на главки, придумает яркие заголовки, выудит из него интересную информацию и подаст ее в виде вставок, подверсток. После такой правки материал «заиграет» и станет легким для чтения. 

Редактор проверит все фактические данные, фигурирующие в статье. Он же придумает заголовки, если предложенные авторами не «цепляют», непонятны или не соответствуют стилю издания. Это, прежде всего, творческая работа. И вроде бы факты интересные, но читать скучно. Что делает редактор? Меняет форму. И появляется статья с удобоваримым текстом. 
Редакторы же упорядочивают творческий хаос, царящий в редакциях. 

Само собой разумеется, что «информационная революция» утверждает новые подходы в работе не только редакторов, но и пишущих журналистов. От них и раньше должны были поступать материалы, максимально готовые для публикации. В нынешних условиях принцип саморедактирования в работе авторов приобретает еще большее значение для повышения оперативности, особенно в освещении новостей. 

Кто есть кто и что делает

Как показывает практика, стать редактором можно с любым высшим образованием, здесь успешно работают и гуманитарии, и «технари», и бывшие медики, и психологи. В сфере СМИ важнее диплома оказываются писательский талант, личностные качества, умение общаться с людьми и работать в жестких условиях нехватки времени. 
Но все же ситуация меняется, и крупные издательские дома предпочитают брать специалистов с профильным образованием. 

Где же можно получить соответствующее образование? Существует ряд специальностей и направлений, которые помогут развить литературное чутье, редакторский взгляд, а главное — позволят «внедриться» в сферу СМИ и найти работу: «Русский язык и литература», «Филология», «Журналистика», «Издательское дело и редактирование». Преподаватели вузов уверены, что базовое журналистское или филологическое образование редактору просто необходимо. 

«Редактор должен профессионально разбираться в современных проблемах лингвистики, коммуникативных процессах, уметь работать с текстом, – считает Нинель ЛИТВИНЕНКО, декан факультета филологии и журналистики Университета Российской академии образования (РАО). – По уровню текстов в СМИ видно, если редактор получил какое-то иное – не гуманитарное образование. Конечно, в зависимости от ориентации печатного издания, его профиля могут требоваться специалисты с разными дипломами. Тем не менее редактор сам должен быть мастером слова. Именно филологическое или журналистское образование – важнейшая составляющая успеха в этой профессии». 

Редактор – профессия популярная. Однако если в объявлении вы прочли, что требуется редактор печатного издания, стоит уточнить функции. Эта профессия имеет множество «подвидов», требования к каждому из которых отличаются друг от друга. 

Главный редактор – следит за соблюдением тематики газеты и работой редколлегии. В рамках концепции издания главный редактор проводит совещания и планерки, вносит предложения и коррективы в работу редакции, следит за развитием внешней формы и содержательной стороны издания. Помимо обязательных знаний и навыков, потребуется соответствующее образование, опыт руководящей деятельности. А дальше все зависит от специфики издания — главный редактор должен быть профессионалом в этой области, будь то реклама, журналистика, строительство или медицина. Многие издания предпочитают не брать работника со стороны, а воспитывать в собственных стенах. 
Выпускающий редактор определяет тему номера, вместе с главным редактором анализирует редакционный портфель, составляет план текущего номера (часто это происходит на общей редакционной коллегии), формирует редакционное задание, проверяет сроки выполнения работы членами редколлегии (написание статей, дизайн, верстку, корректировку, размножение, реализацию). 

Чаще всего выпускающий редактор — это корреспондент, который отвечает за выпуск текущего номера. Если в редколлегии не принято назначать выпускающих редакторов (редколлегия малочисленна), то их функции выполняет главный редактор. 

Выпускающий редактор считается ответственным за выход очередного номера. От выпускающего редактора зависит, на месте ли окажутся заголовки, правильно ли расставлены рубрики, тот ли цвет и размер шрифта использовал дизайнер. А также в том ли порядке и все ли макеты поставлены на полосу. Так что если в свежем выпуске замечена ошибка, первым всегда будет «отдуваться» выпускающий редактор, а уже потом – тот, кто, собственно, ее допустил: корректор, дизайнер… Именно в лексиконе выпускающих редакторов впервые появилось слово «косяк» — ошибка в номере, только что вышедшем из печати. 

Выпускающему редактору никак не обойтись без навыков дизайна и верстки. Причем именно таких программ, которые использует данное издательство. Например, знание PageMaker окажется бесполезным там, где газету верстают с помощью InDesign. 

Иногда в издательстве подобная должность называется «ответственный секретарь». 

Контент-редакторы сайтов и онлайновых изданий – это люди, которые занимаются написанием статей, пресс-релизов, новостей, описанием услуг, заголовков и всего текста, который можно изменять или обновлять на сайте. Система управления сайтом помогает им собственными руками вносить информацию и изменения в любое время. 
Не нужно быть суперпрограммистом или веб-дизайнером, чтобы изменять контент. Редактировать текст на страницах сайта так же просто, как и в привычном всем редакторе Word.