ЕСЛИ МУЖ И ЖЕНА – ЖУРНАЛИСТЫ…
27 сентября, 2007 - 18:00
ЕСЛИ МУЖ И ЖЕНА – ЖУРНАЛИСТЫ…
Автор: Администратор
733

Presscenter.kz,



Ненормированный рабочий день и частые командировки не мешают нашим коллегам создавать счастливые семьи
Люди встречаются, люди влюбляются, женятся… Строят семьи, воспитывают детей. И журналисты – не исключение из общего правила. Ненормированный рабочий день, большая загруженность, частые командировки не мешают нашим коллегам создавать прочные и счастливые семьи. Порой спутника (или спутницу) жизни они находят… за соседним столом, в одной редакции. Или на пресс-конференции.

Айнур АЛИМОВА, "С пером и шпагой"

Как это происходит? И есть ли что-то особенное в таких семьях, где и муж, и жена – журналисты? Об этом мы решили поговорить с нашими героями и профессиональными психологами. 

«Ушатать штативом при первой встрече…»

Ляззат и Владимир ТРЕТЬЯКОВЫ работают всегда в паре. Супружескую чету часто можно увидеть рядом – в одном пресс-клубе или на месте событий. Хоть и трудятся супруги-фотокоры в разных изданиях, но пытаются, чтобы «точки» съемок пересекались. Они нашли друг друга на работе. Впервые встретились во время командировки.

- Я работал собкором агентства «Хабар» в Таджикистане, – рассказывает Владимир. – И однажды в Душанбе прибыла группа казахстанских журналистов. Они прилетели первым рейсом отечественной авиакомпании, чтобы осветить открытие воздушного сообщения из Алматы в таджикскую столицу. Для меня, живущего уже несколько месяцев в чужой республике, все эти люди были как родные, они ассоциировались с родиной. И я практически все время – это несколько часов – провел с репортерами в аэропорту, общался, узнавал последние казахстанские новости. Проводил всех до трапа самолета. Возвращаясь в корпункт, уже на выходе из аэропорта, увидел съемочную группу из «наших». Оператор и девушка-журналист записывали «стенд-ап». Судя по всему, у нее ничего не получалось. Может, волновалась. И я кричу им: «Быстрее, быстрее, самолет улетает!» Мне почему-то показалось, что трап уже убирали, и дверь закрывалась. Но девушка посмотрела на меня таким взглядом, что я поспешил ретироваться. Это была Ляззат ТАЙКИНА, моя будущая супруга. Через год я вернулся в Казахстан, продолжил работу в алматинской редакции «Хабара». И в этот коллектив приходит устраиваться Ляззат. Мы вспомнили Таджикистан. Она спросила: «Не ты ли там в аэропорту кричал?» Я признался. Она тоже откровенно выдала: «Я тогда хотела тебя штативом ушатать!» 

– Было такое желание, – вспоминает Ляззат.- Я знаю, самолет вот-вот улетит. Сбиваюсь, путаю слова. Но этот эпизод нужно записать обязательно – это заранее оговорено с заказчиком рекламного материала. И тут кто-то появляется и кричит, торопит меня. Я думаю: «Все, сейчас возьму что-нибудь тяжелое и кину в него». После «Хабара» они старались не расставаться. Дружба между коллегами по работе крепла, симпатия превращалась в большое чувство. Место работы меняли вдвоем, переходя из одного издания в другое вместе. 

Владимир ушел в «Экономику», позже туда пришла Ляззат. Потом Ляззат устроилась в «Газету.kz», затем приняли Владимира. Когда открывали приложение к «Коре ильбо», супруги перешли в эту редакцию. Ляззат сейчас по-прежнему в корейской газете, Владимир – во «Времени».

Журналиста поймет только журналист

В одном из разговоров своих коллег-мужчин в офисе я как-то услышала: «Я никогда не женюсь на девушке-журналистке. Ей всегда будет некогда, дома – бардак, детей некому воспитывать. Мне нужен человек, который будет ухаживать за мной, ждать меня дома». Решила пересказать эту историю Владимиру Третьякову. Он не согласился с тем молодым человеком. Сказал, что журналиста может понять только журналист: 

- Предположим, моя жена – библиотекарь. У нее спокойная работа и стабильный график, два выходных дня в неделю. Я не знаю, поймет ли она, почему я возвращаюсь домой поздно, зачем выезжаю в командировки. Что касается быта, я не боюсь домашних хлопот. Я люблю готовить. Но готовить только для себя – не в кайф, как говорится. А для любимого человека все делается с удовольствием. Вообще мы стараемся по дому все делать совместно. Для меня семейная жизнь ассоциируется с отдыхом. Есть работа, где ты можешь подвергаться стрессам, выполнять рутинную работу или трудиться, удовлетворяя амбиции. А дом – это другое. Здесь рядом родной человек, который интересуется, как ты себя чувствуешь, как прошел день. Мы читаем друг другу книжки (любим сказки, фантастику). 

- Да и какие-то сложности, возникшие на работе, можем запросто решить дома, – говорит Ляззат. – Мы обсуждаем рабочие моменты, советуемся. Часто говорим о политике, экономике. С одной стороны, это разговоры «на кухне», с другой – мы пытаемся делать свои прогнозы. Сейчас, правда, чаще разговариваем на тему фотографии. Владимир раньше, чем я, переквалифицировался в фотокоры. После и меня «заразил» тягой к фотографии. Снимать интереснее, быстрее, проще, чем работать над текстом. 

Не диво, что женятся, диво – что живут

И супруги, и коллеги – сейчас таких пар становится все больше. Психологи объясняют это несколькими причинами. Во-первых, недостаток времени. У творческих людей, а у журналистов особенно, почти нет свободного времени. Они вынуждены искать вторую половину в том кругу, где вращаются сами. Во-вторых, люди интеллектуального труда (это значит – с определенным уровнем образования, материального достатка, занимающие не последнюю ступень в социальной иерархии) предъявляют довольно высокие требования к потенциальному партнеру. Соответствуют этим требованиям, чаще всего, опять же люди из «своего» окружения. 

Флирт, симпатии, любовные романы (мимолетные и долгие) – это есть, наверное, в каждой редакции. Далеко не всегда такие отношения скрепляются узами Гименея. Абсолютным рекордсменом по количеству заключенных браков, пожалуй, можно назвать телеканал «Алматы». Точнее, «Южную столицу». Канал считался «студенческим». Здесь действительно работала в основном молодежь. Люди учились обрабатывать информацию, писать текст, монтировать… А еще учились строить отношения, делали свой жизненный выбор. И за несколько лет тут сыграли девять свадеб! 

- В семьях, где муж и жена – представители одной профессии, есть свои плюсы и минусы, – рассуждает психолог-практик Элеонора БЕЛОВА. – Люди могут решить свои проблемы по работе дома – это преимущество брака. Если в семье один – журналист, другой – медик и каждый долго и плодотворно работает, у них остается мало сил, чтобы объяснить, придя домой, тонкости своего дела дражайшей «половине». Хотя иногда очень хочется поделиться своим видением, услышать дельный совет. 

Но, с другой стороны, недостаток брачного союза между людьми одной профессии в том, что люди не «переключаются». Постоянно находятся в работе – и в офисе, и дома, а это огромная нагрузка на нервную систему. При обсуждении рабочих моментов порой возникает повод к семейным ссорам, которые в ином случае могли бы ограничиться «разборками» в редакции.
Журналисты, как правило, люди независимые в суждениях, любят многие вещи оспаривать, у них критический взгляд на любую ситуацию. В какой-то момент они рискуют перенести эти стереотипы мышления, поведения на семейную жизнь. Тяжело строить семьи женщинам-журналистам. Работая на равных с мужчиной, конкурируя с сильным полом, они вырабатывают в себе лидерские черты. Эта качества в женщине не всегда востребованы ее избранником.

Конкуренция в семье неприемлема

- В семьях журналистов я не встречала такой ситуации, чтобы супруги были равными партнерами на работе. Всегда один – на виду, другой – в тени, – делится наблюдениями Элеонора БЕЛОВА. – И только такие пары, которые воспринимают это как норму, могут строить крепкие семьи. Один не должен «звездить», другой – комплексовать. 
Медийная среда – конкурентная среда. Но когда состязательность переносится на семью – брак обречен. Если муж и жена относятся друг к другу как конкуренты (независимо от того, в одной сфере они работают либо в разных) – это ненормально. Когда супруги соревнуются, кто больше заработает денег или добьется большего признания, значит, любви между ними нет. А семья без любви – семья без опоры. 

Каждый третий брак в Казахстане заканчивается разводом. Трудно сказать, разводятся ли журналисты чаще, чем представители других профессий, или нет. Такая статистика не ведется. Но организаторы семейных торжеств говорят, что среди тех пар, которые доживает до «золотых» свадеб, есть люди разных специальностей, в том числе творческих. А вообще в семейной жизни, как любят говорить психологи, все зависит от самих супругов, кем бы они ни работали.